Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Е. В. Спиридонова
От мифа к сказке.
Историко-культурологический анализ
Текст лекций
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальностей История и Музеология
Ярославль 2009
Стр.1
УДК 398; 801.8
ББК Т3(О)я73+ Ш3(О)я73
С 72
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензенты:
П. Г. Аграфонов, доцент кафедры отечественной истории ЯГПУ
им. К. Д. Ушинского, кандидат исторических наук;
кафедра гуманитарных дисциплин Международной академии бизнеса и
новых технологий
С 72
Спиридонова, Е. В. От мифа к сказке. Историко-культурологический
анализ: текст лекций / Е. В. Спиридонова; Яросл. гос.
ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 64 с.
ISBN 978-5-8397-0665-1
Текст лекций является логическим продолжением учебных
изданий «Первобытное мифологическое мировоззрение и культовая
практика» И. Л. Станкевич и «Первобытные религиозные верования»
Е. В. Спиридоновой. В работе рассматриваются основные
категории мифов, формирование волшебной сказки, ее структура
и основные персонажи.
Лекции предназначены для студентов, обучающихся по специальностям
020700 История и 021000 Музеология (дисциплины
«Мировые мифологические сюжеты» и «Исторические корни
волшебной сказки»), очной и очно-заочной формы обучения, а
также для всех читателей, интересующихся историей религии и
культуры.
В оформлении обложки использована работа выпускника исторического
факультета ЯрГУ Михаила Онучина.
УДК 398; 801.8
ББК Т3(О)я73+ Ш3(О)я73
ISBN 978-5-8397-0665-1
2
© Ярославский государственный
университет, 2009
Стр.2
Тема 1. Мифология.
Основные категории мифов
Происхождение мифологии – один из самых сложных и до
сих пор до конца не решенных наукой вопросов. Этнографические
и тем более археологические источники не в состоянии дать
прямого ответа на этот вопрос, поэтому все рассуждения исследователей
носят гипотетический характер, представляя собой
лишь более или менее достоверную реконструкцию. Предметами
дискуссии являются также проблемы соотношения мифа и религии,
мифа и обряда, мифа и магии и т. д.
Миф близок к религиозному мировоззрению, во всяком случае,
всякая развитая религия имеет и свою мифологию. Тем не
менее первоначально миф религией не являлся, поскольку не
предполагал прямой связи между поведением человека и властью
над ним сверхъестественных сил. Кроме того, далеко не все мифы
содержали сведения о мифических, сверхъестественных существах,
например некоторые мифы о животных. Будучи системой
первобытного мировоззрения, мифология включала в себя в
нерасчлененном виде зачатки не только религии, но и философии,
этики, политических теорий, донаучных представлений и
различных форм искусства. Е. М. Мелетинский отмечал, что мифы
в архаичных обществах объясняли и санкционировали существующий
социальный порядок в том понимании, которое было
свойственно данной культуре, мифы объясняли человеку его самого
и окружающий мир, чтобы поддержать этот порядок. Одним
из практических средств его поддержания было воспроизведение
мифа в регулярно повторяющихся ритуалах.
Эволюционируя вместе с обществом, мифологические сюжеты
складывались в завершенные циклы, происходило формирование
сложного политеистического пантеона главных и второстепенных
богов, демонов и героев. Появлялась так называемая
аристократическая мифология, повествующая о божественных и
героических предках аристократических родов. Постепенно от
высшей, официальной мифологии стала отделяться низшая мифология,
повествующая о духах природы. Она оказалась более
3
Стр.3
устойчивой, нашла отражение в фольклоре и сохранилась, особенно
в сельской местности, практически до наших дней.
Мифы, созданные человечеством, можно разделить на несколько
категорий. Правда, деление это не абсолютно, так как в
одном мифе могло содержаться несколько сюжетных линий, позволяющих
отнести его к разным категориям. Примечательно,
что уже в первобытные времена существовало деление мифов на
общедоступные, известные всем взрослым членам коллектива
(экзотерические) и тайные (эзотерические). Тайные мифы
предназначались лишь тем членам коллектива, которые достигали
определенного статуса или становились членами достаточно
замкнутого тайного союза.
К числу эзотерических можно отнести, в частности, культовые
мифы, т. е. мифы, в которых даётся объяснение (мотивировка)
какого-либо обряда или иного культового действия. Миф,
включённый в обряд, выступал как существенный элемент обряда,
без которого последний был недействителен. Наиболее примитивные
культовые мифы – это мифы аборигенов Австралии,
сопровождающие исполнение тотемических обрядов, которые
повторяют действия тотемных предков. Для женщин и непосвящённых
текст мифа являлся такой же тайной, как и сам обряд;
содержание священных мифов подростки узнают лишь во время
инициаций. При этом для непосвящённых существовал другой
круг мифов: рассказы о страшных духах-убийцах, которые будто
бы совершают инициацию мальчиков, пожирая и вновь оживляя
их. В своей типичной форме культовые мифы встречаются в мифологиях
Древнего Востока. Так, в Египте самая богатая и разнообразная
мифология была связана с культом Осириса и Исиды –
божеств очень сложного облика и происхождения. Почитание их
принимало и чисто народные формы земледельческой обрядности,
и официальные, жреческие и государственные формы.
Тесно связана с ритуальной практикой и в значительной степени
ориентирована на совершение обряда шаманская мифология.
Выделяются две основные тематические группы шаманских
мифов и легенд: связанные с посвящением в шаманы (шаманскими
инициациями) и с шаманской обрядовой практикой. Шаманские
инициации описывались как избранничество неофита духа4
Стр.4
ми, которые преследуют его своими притязаниями сексуального
характера, или как пребывание души будущего шамана в мире
предков, на особом шаманском дереве, в колыбели, гнезде и т. д.
В легендах о шаманских подвигах сюжетная сторона камланий
как странствий души разрастается за счёт включения таких эпических
мотивов, как, например, вторичное похищение души
больного у сверхъестественного похитителя, бегство, оборотничество
и различные превращения добываемых объектов, самого
героя – шамана, его помощников и противников. Подобные мифы
могли со временем складываться в чудесные «биографии» какого-либо
шамана, жившего в старые времена и игравшего роль
предка или культурного героя.
Некоторые исследователи выделяют в отдельную категорию
большую группу этиологических мифов, объясняющих происхождение
всех вещей и явлений (природных и социальных).
Правда, в широком смысле вообще все мифы в той или иной мере
выполняют этиологическую, объясняющую функцию, поэтому
данный термин обычно употребляется в более узком смысле,
обозначая те мифы, сама суть которых сводится к объяснению
происхождения чего-то существующего. Наиболее примитивные
этиологические мифы, известные во множестве, например, у аборигенов
Австралии, – мифы, объясняющие наличие характерных
черт у тех или иных животных. Ступенью выше стоят этиологические
мифы, отвечающие на вопрос, откуда вообще взялись животные.
Еще более высокому уровню развития отвечают мифы,
объясняющие происхождение земли и неба, моря, гор и пр. Существенны
мифы о тех или иных моментах социальной действительности.
К ним относятся универсально распространённые мифы
о происхождении смерти, о получении огня, о введении брачных
правил, в том числе экзогамии, об изобретении ремёсел,
земледельческих приемов, о происхождении царской власти, социально-религиозной
структуры и т. д. Но данные сюжеты можно
отнести и к другим категориям мифов: мифам о животных, астральным,
космогоническим и т. д. Более удобной и наиболее распространенной
следует считать классификацию мифов по их тематике.
5
Стр.5