Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

От мифа к сказке. Историко-культурологический анализ (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСпиридонова Е. В.
Авторы Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц65
ID237384
АннотацияТекст лекций является логическим продолжением учебных изданий «Первобытное мифологическое мировоззрение и культовая практика» И. Л. Станкевич и «Первобытные религиозные верования» Е. В. Спиридоновой. В работе рассматриваются основные категории мифов, формирование волшебной сказки, ее структура и основные персонажи. Лекции предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 020700 История и 021000 Музеология (дисциплины «Мировые мифологические сюжеты» и «Исторические корни волшебной сказки»), очной и очно-заочной формы обучения, а также для всех читателей, интересующихся историей религии и культуры.
ISBN978-5-8397-0665-1
УДК 398; 801.8
ББКТ3(О)я73+ Ш3(О)я73
Спиридонова, Е. В. От мифа к сказке. Историко-культурологический анализ : текст лекций / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Е. В. Спиридонова .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 65 с. — ISBN 978-5-8397-0665-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/237384 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Историко-культурологический анализ Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальностей История и Музеология Ярославль 2009 УДК 398; 801.8 ББК Т3(О)я73+ Ш3(О)я73 С 72 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> ISBN 978-5-8397-0665-1 Текст лекций является логическим продолжением учебных изданий «Первобытное мифологическое мировоззрение и культовая практика» И. Л. Станкевич и «Первобытные религиозные верования» Е. В. Спиридоновой. <...> В работе рассматриваются основные категории мифов, формирование волшебной сказки, ее структура и основные персонажи. <...> Лекции предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 020700 История и 021000 Музеология (дисциплины «Мировые мифологические сюжеты» и «Исторические корни волшебной сказки»), очной и очно-заочной формы обучения, а также для всех читателей, интересующихся историей религии и культуры. <...> Основные категории мифов Происхождение мифологии – один из самых сложных и до сих пор до конца не решенных наукой вопросов. <...> Миф близок к религиозному мировоззрению, во всяком случае, всякая развитая религия имеет и свою мифологию. <...> Тем не менее первоначально миф религией не являлся, поскольку не предполагал прямой связи между поведением человека и властью над ним сверхъестественных сил. <...> Будучи системой первобытного мировоззрения, мифология включала в себя в нерасчлененном виде зачатки не только религии, но и философии, этики, политических теорий, донаучных представлений и различных форм искусства. <...> Е. М. Мелетинский отмечал, что мифы в архаичных обществах объясняли и санкционировали существующий социальный порядок в том понимании, которое было свойственно данной культуре, мифы объясняли человеку его самого и окружающий мир, чтобы поддержать этот порядок. <...> Эволюционируя вместе с обществом, мифологические сюжеты складывались в завершенные циклы, происходило формирование сложного <...>
От_мифа_к_сказке._Историко-культурологический_анализ_Текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Е. В. Спиридонова От мифа к сказке. Историко-культурологический анализ Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальностей История и Музеология Ярославль 2009
Стр.1
УДК 398; 801.8 ББК Т3(О)я73+ Ш3(О)я73 С 72 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензенты: П. Г. Аграфонов, доцент кафедры отечественной истории ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, кандидат исторических наук; кафедра гуманитарных дисциплин Международной академии бизнеса и новых технологий С 72 Спиридонова, Е. В. От мифа к сказке. Историко-культурологический анализ: текст лекций / Е. В. Спиридонова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 64 с. ISBN 978-5-8397-0665-1 Текст лекций является логическим продолжением учебных изданий «Первобытное мифологическое мировоззрение и культовая практика» И. Л. Станкевич и «Первобытные религиозные верования» Е. В. Спиридоновой. В работе рассматриваются основные категории мифов, формирование волшебной сказки, ее структура и основные персонажи. Лекции предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 020700 История и 021000 Музеология (дисциплины «Мировые мифологические сюжеты» и «Исторические корни волшебной сказки»), очной и очно-заочной формы обучения, а также для всех читателей, интересующихся историей религии и культуры. В оформлении обложки использована работа выпускника исторического факультета ЯрГУ Михаила Онучина. УДК 398; 801.8 ББК Т3(О)я73+ Ш3(О)я73 ISBN 978-5-8397-0665-1 2 © Ярославский государственный университет, 2009
Стр.2
Тема 1. Мифология. Основные категории мифов Происхождение мифологии – один из самых сложных и до сих пор до конца не решенных наукой вопросов. Этнографические и тем более археологические источники не в состоянии дать прямого ответа на этот вопрос, поэтому все рассуждения исследователей носят гипотетический характер, представляя собой лишь более или менее достоверную реконструкцию. Предметами дискуссии являются также проблемы соотношения мифа и религии, мифа и обряда, мифа и магии и т. д. Миф близок к религиозному мировоззрению, во всяком случае, всякая развитая религия имеет и свою мифологию. Тем не менее первоначально миф религией не являлся, поскольку не предполагал прямой связи между поведением человека и властью над ним сверхъестественных сил. Кроме того, далеко не все мифы содержали сведения о мифических, сверхъестественных существах, например некоторые мифы о животных. Будучи системой первобытного мировоззрения, мифология включала в себя в нерасчлененном виде зачатки не только религии, но и философии, этики, политических теорий, донаучных представлений и различных форм искусства. Е. М. Мелетинский отмечал, что мифы в архаичных обществах объясняли и санкционировали существующий социальный порядок в том понимании, которое было свойственно данной культуре, мифы объясняли человеку его самого и окружающий мир, чтобы поддержать этот порядок. Одним из практических средств его поддержания было воспроизведение мифа в регулярно повторяющихся ритуалах. Эволюционируя вместе с обществом, мифологические сюжеты складывались в завершенные циклы, происходило формирование сложного политеистического пантеона главных и второстепенных богов, демонов и героев. Появлялась так называемая аристократическая мифология, повествующая о божественных и героических предках аристократических родов. Постепенно от высшей, официальной мифологии стала отделяться низшая мифология, повествующая о духах природы. Она оказалась более 3
Стр.3
устойчивой, нашла отражение в фольклоре и сохранилась, особенно в сельской местности, практически до наших дней. Мифы, созданные человечеством, можно разделить на несколько категорий. Правда, деление это не абсолютно, так как в одном мифе могло содержаться несколько сюжетных линий, позволяющих отнести его к разным категориям. Примечательно, что уже в первобытные времена существовало деление мифов на общедоступные, известные всем взрослым членам коллектива (экзотерические) и тайные (эзотерические). Тайные мифы предназначались лишь тем членам коллектива, которые достигали определенного статуса или становились членами достаточно замкнутого тайного союза. К числу эзотерических можно отнести, в частности, культовые мифы, т. е. мифы, в которых даётся объяснение (мотивировка) какого-либо обряда или иного культового действия. Миф, включённый в обряд, выступал как существенный элемент обряда, без которого последний был недействителен. Наиболее примитивные культовые мифы – это мифы аборигенов Австралии, сопровождающие исполнение тотемических обрядов, которые повторяют действия тотемных предков. Для женщин и непосвящённых текст мифа являлся такой же тайной, как и сам обряд; содержание священных мифов подростки узнают лишь во время инициаций. При этом для непосвящённых существовал другой круг мифов: рассказы о страшных духах-убийцах, которые будто бы совершают инициацию мальчиков, пожирая и вновь оживляя их. В своей типичной форме культовые мифы встречаются в мифологиях Древнего Востока. Так, в Египте самая богатая и разнообразная мифология была связана с культом Осириса и Исиды – божеств очень сложного облика и происхождения. Почитание их принимало и чисто народные формы земледельческой обрядности, и официальные, жреческие и государственные формы. Тесно связана с ритуальной практикой и в значительной степени ориентирована на совершение обряда шаманская мифология. Выделяются две основные тематические группы шаманских мифов и легенд: связанные с посвящением в шаманы (шаманскими инициациями) и с шаманской обрядовой практикой. Шаманские инициации описывались как избранничество неофита духа4
Стр.4
ми, которые преследуют его своими притязаниями сексуального характера, или как пребывание души будущего шамана в мире предков, на особом шаманском дереве, в колыбели, гнезде и т. д. В легендах о шаманских подвигах сюжетная сторона камланий как странствий души разрастается за счёт включения таких эпических мотивов, как, например, вторичное похищение души больного у сверхъестественного похитителя, бегство, оборотничество и различные превращения добываемых объектов, самого героя – шамана, его помощников и противников. Подобные мифы могли со временем складываться в чудесные «биографии» какого-либо шамана, жившего в старые времена и игравшего роль предка или культурного героя. Некоторые исследователи выделяют в отдельную категорию большую группу этиологических мифов, объясняющих происхождение всех вещей и явлений (природных и социальных). Правда, в широком смысле вообще все мифы в той или иной мере выполняют этиологическую, объясняющую функцию, поэтому данный термин обычно употребляется в более узком смысле, обозначая те мифы, сама суть которых сводится к объяснению происхождения чего-то существующего. Наиболее примитивные этиологические мифы, известные во множестве, например, у аборигенов Австралии, – мифы, объясняющие наличие характерных черт у тех или иных животных. Ступенью выше стоят этиологические мифы, отвечающие на вопрос, откуда вообще взялись животные. Еще более высокому уровню развития отвечают мифы, объясняющие происхождение земли и неба, моря, гор и пр. Существенны мифы о тех или иных моментах социальной действительности. К ним относятся универсально распространённые мифы о происхождении смерти, о получении огня, о введении брачных правил, в том числе экзогамии, об изобретении ремёсел, земледельческих приемов, о происхождении царской власти, социально-религиозной структуры и т. д. Но данные сюжеты можно отнести и к другим категориям мифов: мифам о животных, астральным, космогоническим и т. д. Более удобной и наиболее распространенной следует считать классификацию мифов по их тематике. 5
Стр.5