История идей Виталий МАХЛИН «СОВРЕМЕННОСТЬ» В КРУГЕ ПОНИМАНИЯ К семантике «нового» в Новое время В названии научного семинара в этом году — слово «современность», поставленное в несколько необычную взаимосвязь: с историей Нового времени и— с комедией шекспировской эпохи. <...> Нижеследующее — попытка про яснить, в традиции герменевтической семантики («исто рии понятий»), понятие современности, которое в языке нашей мысли зачастую лишено дифференцированности и многосмысленности, характерных для западных дис куссий последних десятилетий о «модерне» (и «постмо дерне»). <...> Вообще говоря, западные дискуссии важны для русской мысли и русской науки постольку, поскольку, вопервых, русская современность, в отличие от западной, была в ми нувшем столетии не только потрясена, но и «раскорчева на»; вовторых, потому, что у нас почти не было и нет так называемой культуры дискуссии даже в так называемом на учном сообществе; и, наконец, втретьих, в силу этих, поре волюционных и дореволюционных, причин мы, как мне ка 11 . <...> Чересполосица несовместимостей, например при употреблении понятий «постмодерн» или «постсовремен ность», обнаруживает историческую непроясненность уже такого вроде бы само собой разумеющегося слова и поня тия, как «современность». <...> Знакомый филолог и историк русской мысли, когда я обратился к нему с вопросом, какой смысл он вкладывает в такие слова, как «современность», «современник» и т. п., вспомнил, что Пушкин издавал жур нал «Современник», а от себя добавил, что «в общемто» никакой современности нет и не может быть «перед лицом Вечности, Ада и Рая». <...> Этот ход мысли настолько же серье зен и догматичен, насколько, разумеется, и комичен в глу боком, «серьезносмеховом» смысле, проливающем свет, между прочим, на современность истории русской духов ноидеологической культуры в целом, для которой русская революция под флагом нерусского марксизма была и оста ется <...>