В. Г. Белинский
Библиографическое известие
---------------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Т. III
ОГИЗ, ГИХЛ,М., 1948
Под общей редакцией Ф.М. Головешченко
Редакция С. П. Бычкова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Все
литературные интересы, все журнальные вопросы сосредоточены теперь на Гоголе. Можно
сказать без преувеличения, что "Мертвые души" оживили погруженную в апатию современную русскую
литературу. Большая часть журналов, по весьма понятным причинам соревнования (ибо их издатели сами
романисты и нувеллисты, словом -- "сочинители"), {133} большая часть журналов, справедливо и
основательно испугавшаяся успехов поэмы Гоголя, употребляет все сродные ей средства к унижению
первого поэтического таланта в современной русской литературе. Остальная часть журналов -- или просто
отдает должную дань достоинству нового творения Гоголя, или, сверх того, принимает на себя
обязанность выводить на свежую воду нападателей. У нас так немного журналов, что не нужно объяснять
читателям, какой журнал именно играет ту или другую ролю в отношении к Гоголю, который между тем,
не читая русских журналов, спокойно живет себе в Риме, где была написана им первая часть "Мертвых
душ" и где, вероятно, будет написано им еще не одно творение, долженствующее привести многих
сочинителей в совершенное отчаяние, заранее возбуждающее самые живые опасения за их умственное
здоровье. В предыдущей книжке "Отечественных записок" мы говорили об одной восторженной
московской брошюре, {137} явившейся по поводу "Мертвых душ": кто знает, не явится ли и еще
несколько брошюр pro и contra {За и против. -- Ред.}? Таково свойство всего великого, далеко
выдающегося из-под уровня обыкновенности: оно производит движение, возбуждая и обожание и
ненависть, восторженные рукоплескания и ожесточенный крик, преувеличенные похвалы и брань. И если
что-нибудь может вредить такому великому явлению в литературе, так уж, конечно, исполненное
детского энтузиазма и детской добродушной искренности удивление, видящее в творении не то великое,
которое в нем есть действительно, а то великое, которого в нем совсем нет. Что же касается до
ожесточенной брани, -- чем неосновательнее она, тем более служит в пользу и прославление творения,
которое силится она унизить и загрязнить собою. "Герой нашего времени" Лермонтова имел
замечательный успех, как все, что ни появляется в России ознаменованного печатью высшего таланта; но
успех этого превосходного творения был бы, без сомнения, еще блестящее и прочнее, если б не имел
несчастия нигде не встретить себе ожесточенных нападок и если б не имел несчастия встретить
написанную слогом афиш похвалу в одном захолустье газетной литературы, откуда бы и должны были
раздаться хулительные вопли оскорбленной самолюбивой посредственности. {138} "Мертвые души"
избежали подобного несчастия, и зато успех их напоминает собою успех первых произведений Пушкина.
Мы здесь разумеем не материальный успех, хотя и достоверно знаем, что "Мертвых душ" скоро нельзя
будет достать ни в одной книжной лавке, несмотря на то, что они печатались в большом числе
экземпляров, но успех нравственный, состоящий в том, что "Мертвые души" со дня на день более и более
раскрываются перед глазами публики во всей бесконечности и глубокости их идеального значения, со дня
на день более и более приобретают себе почитателей и приверженцев даже между людьми, не могшими
оценить их сразу, при первом чтении, и со дня на день более и более становятся живою новостию минуты,
вместо того, чтоб постепенно отступать в архив решенных дел и старых, потерявших свой интерес
новостей... Трудитесь же, почтенные сочинители, пишите новые брани на "Мертвые души" и их
знаменитого творца, чтоб выше и выше еще становились они, и без вас уже высоко ставшие!..
Между тем, как "сочинители" бранят "Мертвые души" и Гоголя, а литераторы хвалят их и спорят о
них, что же делает русская читающая публика? -- То же самое, что и всегда делала она с сочинениями
Гоголя. Несмотря на незрелость образования нашего общества, допускающую его иногда обольщаться и
увлекаться мишурными явлениями, в нем есть какое-то чутье, которое заменяет ему недостаток развития
и которое заставляет его окончательно становиться на стороне только истинно прекрасного и великого.
"Вечеров на хуторе" разошлось два издания; "Арабесок" и "Миргорода" уже нигде нельзя достать; перед
Стр.1