Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Репрезентация концепта drinking в современном английском языке (90,00 руб.)

0   0
Первый авторАнтонова
АвторыА. Б. Антонова
ИздательствоИГЛУ
Страниц19
ID216071
АннотацияРеферируемая работа направлена на определение конститутивных признаков концепта drinking, описание языковых средств, объективирующих данный концепт в современном английском языке, анализ образных и ценностных характеристик концепта.
Антонова, А.Б. Репрезентация концепта drinking в современном английском языке : автореферат / А. Б. Антонова; А.Б. Антонова .— : ИГЛУ, 2012 .— 19 с. — URL: https://rucont.ru/efd/216071 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Антонова Алла Борисовна РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА DRINKING В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Специальность 10.02.04 – германские языки АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Иркутск – 2012 2 Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Воронова Светлана Кимовна Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент Степаненко Валентина Анатольевна кандидат филологических наук, доцент Бялоус Нина Ивановна Ведущая организация: Иркутский государственный университет Защита состоится «14» марта 2012 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.071.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» по адресу: 664025, г. Иркутск, ул. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет». <...> Т.Е. Литвиненко 3 Настоящая работа выполнена в русле лингвоконцептологии и лингвокультурологии и посвящена изучению и описанию языковых средств объективации концепта DRINKING в современном английском языке. <...> Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения языковых средств репрезентации концептов, занимающих важное место в концептуальной картине мира. <...> Употребление алкоголя является социально-значимым явлением в современном мире, этот феномен имеет множественную номинацию в языке, однако остается недостаточно изученным в концептологическом и лингвокультурном планах. <...> Перспективным является системное, многоаспектное описание концепта DRINKING c выяснением его культурологических смыслов, гендерных аспектов, ассоциативных и рецептивных характеристик. <...> Цель диссертационного исследования состоит в выявлении <...>
Репрезентация_концепта_drinking_в_современном_английском_языке.pdf
На правах рукописи Антонова Алла Борисовна РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА DRINKING В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Специальность 10.02.04 – германские языки АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Иркутск – 2012
Стр.1
2 Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Научный руководитель: Официальные оппоненты: кандидат филологических наук, доцент Воронова Светлана Кимовна доктор филологических наук, доцент Степаненко Валентина Анатольевна кандидат филологических наук, доцент Бялоус Нина Ивановна Ведущая организация: Иркутский государственный университет Защита состоится «14» марта 2012 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.071.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» по адресу: 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 8, ауд.31. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет». Автореферат разослан «14» февраля 2012 г. Учёный секретарь диссертационного совета д.филол.н. Т.Е. Литвиненко
Стр.2
3 Настоящая работа выполнена в русле лингвоконцептологии и лингвокультурологии и посвящена изучению и описанию языковых средств объективации концепта DRINKING в современном английском языке. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения языковых средств репрезентации концептов, занимающих важное место в концептуальной картине мира. Употребление алкоголя является социально-значимым явлением в современном мире, этот феномен имеет множественную номинацию в языке, однако остается недостаточно изученным в концептологическом и лингвокультурном планах. Перспективным является системное, многоаспектное описание концепта DRINKING c выяснением его культурологических смыслов, гендерных аспектов, ассоциативных и рецептивных характеристик. Цель диссертационного исследования состоит в выявлении, описании и систематизации лексико-фразеологических средств объективации концепта DRINKING в современном английском языке. Объектом исследования в данной работе является концепт DRINKING в современной англоязычной картине мира, а репрезентирующие его лексические и фразеологические единицы и паремии представляют собой предмет исследования. В соответствии с указанной целью в работе ставятся следующие задачи: 1) изучить подходы к пониманию концепта и методы его описания и моделирования; 2) определить конститутивные признаки концепта DRINKING; 3) выявить и описать языковые средства, объективирующие исследуемый концепт в современном английском языке; 4) проанализировать образные характеристики концепта DRINKING; 5) установить ценностные характеристики анализируемого концепта в англоязычной лингвокультуре. Методологической базой анализа концепта DRINKING в исследовании служат базовые положения лингвокультурологической концептологии (С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, В.А. Маслова, З.Д. Попова, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин и др.); теории концепта (Д.С. Лихачев, С.Н. Плотникова, Г.Г. Слышкин, Р.М. Фрумкина и др.); теории метафоры (Дж. Лакофф, М. Джонсон, А.П. Чудинов и др.). Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что впервые проводится комплексный анализ концепта DRINKING в английской языковой картине мира. Впервые системно исследованы конститутивные признаки данного концепта, выявлены его этнокультурные особенности. Проанализированы средства оценочной категоризации в концепте и оценка алкоголя в различных типах дискурса. Впервые с помощью экспериментальных методик выделены ассоциативные и рецептивные признаки исследуемого концепта. Новым является рассмотрение категории квантификативности в качестве инструмента оценки в концепте DRINKING. Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в развитие лингвоконцептологии и лингвокультурологии, в частности, в систематизацию языковых средств репрезентации концепта DRINKING в английском языке, в познание новых связей между языком и культурой.
Стр.3
4 Практическая ценность выполненного исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение в лекционных курсах стилистики, лексикологии и практике преподавания английского языка как иностранного, а также в возможности использования полученных выводов и результатов при составлении словарей и в практике подготовки переводчиков. Материалом исследования послужили данные сплошной выборки из толковых, синонимических словарей, словарей сленга, паремиологических справочников, сборников афоризмов, примеры, извлеченные из англоязычной художественной и научной литературы и сети Интернет (более 6000). Использовались также данные опросов информантов (в количестве 40 человек). В качестве основных методов исследования применялись: метод сплошной выборки из словарей, метод анализа словарных дефиниций, этимологический анализ, интерпретативный анализ, концептуальный анализ, метафорическое моделирование, ассоциативный и рецептивный эксперименты. На защиту выносятся следующие положения: 1. Концепт DRINKING является лингвокультурологическим регулятивным концептом, включающим в себя как позитивные, так и негативные ценности. Он обладает высокой номинативной плотностью, что свидетельствует о его коммуникативной релевантности и актуальности для данного периода развития национального сознания носителей английского языка. 2. Концепт DRINKING включает следующие конститутивные признаки: «Субъект употребления алкогольных напитков»; «Алкогольные напитки»; «Процесс принятия алкогольных напитков»; «Цель/причина принятия алкогольных напитков»; «Источник поступления алкогольных напитков»; «Места принятия алкогольных напитков», «События и мероприятия, во время которых употребляют алкоголь»; «Ёмкости для алкогольных напитков»; «Результат принятия алкогольных напитков». Наиболее широко в современном английском языке вербализован признак «Результат принятия алкогольных напитков». 3. В исследуемом концепте реализуются категории фреквентативности и квантификативности, выражающие понятия количества, частоты, меры и градуальности. Языковые средства выражения указанных категорий отмечены следующими характеристиками: включение числового компонента, интенсификация значений базовых лексем-репрезентантов, эксплицирующаяся посредством использования большого количества усилительных наречий и прилагательных, компаративных структур. 4. Образно-метафорические средства репрезентации концепта DRINKING характеризуются следующими особенностями: а) использование большого количества метафор и компаративных фразеологизмов, построенных на основе зоонимов; б) преобладание цветообозначения красный (и его оттенков) при использовании цветометафоры. Концептуальная область ‘Употребление алкоголя’ выступает сферой-источником метафорической экспансии в различных типах дискурса. 5. Анализ ассоциативных признаков концепта DRINKING свидетельствует о том, что: а) базовая лексема drinking ассоциируется первично с употреблением
Стр.4
5 спиртных напитков и только вторично с употреблением безалкогольных жидкостей; б) алкоголь в сознании англоговорящего сообщества в равной степени вызывает как положительные, так и отрицательные ассоциации. 6. Рецептивные признаки исследуемого концепта сводятся к следующему: а) базовая лексема drinking в понимании носителей английского языка в равной степени обозначает употребление любых жидкостей и принятие алкогольных напитков; б) эмпирические образы, лежащие в основе концепта, указывают на восприятие лексемы drinking, в первую очередь, как языковой единицы, связанной с распитием алкогольных напитков. 7. Языковая реализация оценочного смысла концепта DRINKING показывает, что: а) оценка употребления алкоголя является антиномичной, в аксиологическом аспекте нельзя приписать знак «+» или «–» базовой лексеме drinking; б) осуждается, как правило, не употребление алкоголя вообще, а злоупотребление спиртными напитками; в) в английской языковой картине мира употребление алкоголя относится к сугубо мужскому времяпрепровождению; г) средством оценочной категоризации часто выступает номинация алкогольных напитков и различных последствий их употребления. Структура работы. Диссертация общим объемом 199 страниц состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы из 185 наименований, из них 28 на иностранном языке, списка использованных словарей и справочных материалов из 75 наименований, списка источников примеров и приложения. После каждой главы приводятся выводы. Во введении обосновываются актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая ценность, указываются объект, предмет и материал исследования, определяются его цель, задачи и методы, описывается структура работы и формулируются основные положения, выносимые на защиту, даются сведения об апробации работы. В первой главе «Концепт как средство категоризации действительности» раскрываются основные подходы к определению концепта в лингвистике и методы его описания, приводятся различные способы моделирования концептов, даётся анализ феномена употребление алкогольных напитков в различных областях знания, описывается методика исследования концепта DRINKING. Во второй главе «Понятийная составляющая концепта DRINKING» проводится подробный анализ лексем и фразеосочетаний, репрезентирующих различные признаки исследуемого концепта. В третьей главе «Образная составляющая концепта DRINKING» анализируются образно-метафорические средства репрезентации изучаемого концепта, даётся описание метафорических моделей со сферой-источником ‘Употребление алкогольных напитков’. Четвёртая глава «Ценностная составляющая концепта DRINKING» посвящена анализу оценки алкоголя, актуализируемой в художественном дискурсе, способов выражения гендерных аспектов и средств оценочной категоризации в исследуемом концепте; также анализируется интерпретационное поле концепта,
Стр.5