Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Балет

Балет №1 2010 (50,00 руб.)

0   0
Страниц56
ID208891
АннотацияНаучно-теоретический и критико-публицистический иллюстрированный журнал публикует материалы о хореографическом искусстве России и мира.
Балет .— 2010 .— №1 .— 56 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/208891 (дата обращения: 24.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
Театр - дело общее / Урин (40,00 руб.)
Волшебная палочка / Уральская (40,00 руб.)
Ученые записи и ожившие судьбы / Колобовников (40,00 руб.)
Хорошо сбереженная дочь / Меланьин (40,00 руб.)
Осенние танцы / Аловерт (40,00 руб.)
Ода русским сезонам / Гончарова (40,00 руб.)
Загляните в семейный альбом / Микулина (40,00 руб.)
Шотландский килт и тюник Сильфиды / Ступников (40,00 руб.)
"Золотая маска" - с бюджетом! / Гончарова (40,00 руб.)
Блики и тени античного фриза / Лалетин (40,00 руб.)
Сады памяти / Зозулина (40,00 руб.)
Фольклор - это "симфония движений" / Захаров (40,00 руб.)
Искусство балетмейстера - и режиссура, и хореография / Лавровский (40,00 руб.)
Своей дорогой / Викторова (40,00 руб.)
Короли танца снова в Москве / (40,00 руб.)
Адажио Веры / Гончарова (40,00 руб.)
Конкурс-смотр в Михайловском театре / (40,00 руб.)
Светит месяц, светит ясный!.. / Иванов (40,00 руб.)
Танцевавший сердцем / Левкоева (40,00 руб.)
Неразгаданность души великой балерины / Васильев (40,00 руб.)
Школьные войны / Маликов (40,00 руб.)
Смертельный поцелуй / Ященков (40,00 руб.)
Сезон сезонов / Белова (40,00 руб.)
Хронофотография как метод исследования танца / Меланьин (40,00 руб.)
Без табу / Чурко (40,00 руб.)
Жизнь и смерть - на сцене и за кулисами / Левкоева (40,00 руб.)
Слово о Чехове / Шадрин (40,00 руб.)
Большая любовь маленькой Фадетты / Розанова (40,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

январь-февраль №1 (160) 2010 «ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ», «ШОТЛАНДСКАЯ СИМФОНИЯ», «СПАРТАК», «ФАДЕТТА», «ШОПЕНИАНА», «ВИДЕНИЕ РОЗЫ», «ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ» новые спектакли в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Краснодаре РУССКИЙ ТАНЕЦ И КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ: как их сохранить? <...> ТАНЦЫ БЕЗ ТАБУ: современность и современный театр Раду Поклитару К столетию Галины Сергеевны Улановой Владимир Васильев: Н еразгаданность души ВЕЛИКОЙ БАЛЕРИНЫ Читаю, перечитываю высказывания великих современников Галины Сергеевны и меня не покидает ощущение единства их оценок. <...> Вы можете подписаться на 2010 год в любом почтовом отделении России по Объединённому каталогу «Подписка на 2010 год» «Пресса России» (зелёного цвета, том 1), а также непосредственно в редакции журнала «Балет». <...> : 8-905-598-50-71, e-mail: info@bookovka.com Вы можете заказать наш журнал наложенным платежом через интернет-магазин: www.bookovka.ru Ballet_1-10v8part_I_1 5/1/10 23:21 Page 1 К столетию Галины Сергеевны Улановой «Красный мак» «Умирающий лебедь» Борис Пастернак: «Вы – большая-большая артистка, и я со всё время мокрым лицом смотрел Вас в «Золушке». <...> «Жизель» Юрий Григорович: «В какой бы сфере балетного театра ни работала Уланова, – как балерина, как педагогрепетитор, – вся её деятельность всегда имела единое основание: служение высшим интересам искусства, утверждение замечательных традиций русской школы хореографии, а если брать шире – русской художественной культуры… <...> «Ромео и Джульетта» «Каменный цветок» Из писем с фронта: «На рассвете выбили немцев из дерев ни и вдруг увидели на сцене простреленну ю фотографию Лебедя – Вашего Лебе дя, уважаемая Галина Сергеевна. <...> Ваш Лебе дь, Галина Сергеевна, тоже борется против фаш изма. <...> 1942 г.» 1 Ballet_1-10v8part_I_1 5/1/10 23:21 Page 2 К столетию Галины Сергеевны Улановой Сергей Прокофьев: «Она – гений русского балета, его неповторимая душа, его вдохновенная поэзия, во всех созданиях Улановой вы чувствуете её острый, пытливый, проникновенный ум». <...> ПИ № 7711097 от 9.11.2001 © «Балет <...>
Балет_№1_2010.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Балет_№1_2010.pdf
январь-февраль №1 (160) 2010 «ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ», «ШОТЛАНДСКАЯ СИМФОНИЯ», «СПАРТАК», «ФАДЕТТА», «ШОПЕНИАНА», «ВИДЕНИЕ РОЗЫ», «ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ» - новые спектакли в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Краснодаре РУССКИЙ ТАНЕЦ И КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ: как их сохранить? ТАНЦЫ БЕЗ ТАБУ: современность и современный театр Раду Поклитару
Стр.1
К столетию Галины Сергеевны Улановой Владимир Васильев: Неразгаданность души ВЕЛИКОЙ БАЛЕРИНЫ Читаю, перечитываю высказывания великих современников Галины Сергеевны и меня не покидает ощущение единства их оценок. Это не означает единства их формулировок – они разные, но есть главное наблюдение и вывод – непознанность ее внутреннего мира и магическое воздействие на тех, кто видел ее на сцене. Неслучайно эпитеты «божественная», «неповторимая», «неземная» так часто исходили от людей, творчество которых заставляло волноваться миллионы людей. И это было при жизни самой героини. А ведь казалось, уж они то разбираются в искусстве музыки, живописи, танца, литературы, драматического искусства, и сами на себе проверили «кухню» творчества. Приходя в театр на спектакли с ее участием, они, наверное, могли бы разложить по полочкам достоинства и недостатки ее исполнения. Но это почему-то не приходило им в голову. Созданные ею образы завораживали, как мне кажется сейчас, прежде всего людей искушенных, видевших самых разных исполнительниц. Они могли сравнить со знанием дела ее исполнение с другими – теми, у кого больший шаг, больший прыжок, большая мягкость, большая устойчивость, более динамичное вращение, более утонченная красота поз и линий. Все эти сравнения применимы к большинству танцовщиц, даже очень талантливых. Почему же именно Уланова на протяжении длительного времени была символом понятия классической танцовщицы с неповторимой индивидуальностью? Те, кто ее близко знал или наблюдал в закулисной жизни, думаю, согласятся со мной, что природа не одарила ее феноменальными физическими данными, которые так поражают и так щедро разбросаны или поделены между профессиональными танцовщицами. Много есть балерин, при оценке которых мы высказываем замечания примерно такие: «какие замечательные линии», «какой шаг», «какой подъем», «какая устойчивость», «сила», «динамика» и т.д. Некоторые наделены совокупностью данных от природы, они поражают, иногда заставляют восхищаться частностями. Но частности – это и есть полочки, на которые можно все расставить по своим местам. И только единицы во всей истории танцевального искусства заставляют нас забывать обо всем, находиться в полной власти образов героев: дышать с ними одним дыханием, чувствовать то, что чувствуют они, волноваться, переживать, радоваться с ними, стать их вторым «я». С гениальной точностью сформулировал и оставил нам в трех словах гениальное определение этого волшебства А.С.Пушкин «душой исполненный полет». Эти слова в равной степени могут характеризовать любой вид искусства, любое высшее проявление творчества. Душа – это и есть то неповторимое качество, которое отличало Галину Уланову от других. Душа ее, соединяясь с мыслью и чувством, вызывало необъяснимое воздействие на нас. Я не раз наблюдал ее на больших приемах. В большом зале, переполненном красиво одетыми людьми, каждый из которых был личностью, привлекавшей внимание окружающих, в этом многоцветии красок, улыбок, шуток, восклицаний, приветствий, сливавшихся в общий нестройный гул, вдруг появлялась маленькая женщина в элегантном, но скромном, некричащем платье, и сразу сам собой гул стихал, и группы людей, занятых вниманием друг к другу и самими собой, переводили внимание на эту неожиданно возникшую фею, о прибытии которой никто громко не объявлял. Мне казалось это гениальным контрапунктом в ритме жизни, необходимым для ее полноты. Это было чудо, и этим чудом была Уланова. Неразгаданность души Галины Сергеевны, мне кажется, определялась множеством полутонов в ее танце. Она неплакатна, она загадочна и необъяснима, как Мона Лиза Леонардо. Может быть поэтому, те крохи, запечатлевшие ее творчество на пленке, в большей степени, чем у других, смотрятся и по сей день современно. Взрослея, я все больше ценил редкий дар Улановой на сцене, чувства и мысли, одухотворенные ею, без преувеличенных эффектов, мишуры и трюков, которыми кстати и некстати так часто пользуются сегодня актеры и режиссеры, врывались в наши души и сердца, овладевая ими. Ее искусство величаво своей простотой. Ее крик – в ее шепоте, ее радость – в ее грусти, ее сила – в ее незащищенности, ее слова – в ее молчании. И наши вопросы без ответа.
Стр.2
Стр.3
Вы можете подписаться на 2010 год в любом почтовом отделении России по Объединённому каталогу «Подписка на 2010 год» «Пресса России» (зелёного цвета, том 1), а также непосредственно в редакции журнала «Балет». Адрес редакции: 129110, г. Москва, проспект Мира, д. 52, стр. 1 (м. «Проспект Мира»). Телефоны: (495)688-24-01, 688-28-42, тел./факс:(495) 684-33-51, e-mail: mail@russianballet.ru На издания можно подписаться: ООО «Книга-сервис» тел.: (495) 680-95-22, e-mail: public@akc.ru ООО «Вся пресса» тел.: (495) 787-34-47, 787-34-49, e-mail: allpress@sovintel.ru ООО «МК-Периодика», тел.: (495) 672-70-42 (для иностранных подписчиков) www.periodicals.ru; ООО «Век информации» тел./факс: (495) 626-86-11, 626-42-76, тел.: 8-905-598-50-71, e-mail: info@bookovka.com Вы можете заказать наш журнал наложенным платежом через интернет-магазин: www.bookovka.ru
Стр.4
Ballet_1-10v8part_I_1 5/1/10 23:21 Page 1 К столетию Галины Сергеевны Улановой Юрий Григорович: «В какой бы сфере балетного театра ни работала Уланова, – как балерина, как педагогрепетитор, – вся её деятельность всегда имела единое основание: служение высшим интересам искусства, утверждение замечательных традиций русской школы хореографии, а если брать шире – русской художественной культуры… «Красный мак» «Умирающий лебедь» …Значение и роль великой балерины и педагога выходят за пределы её творческого времени. Её вклад в хореографическое искусство и поныне не утрачивает ни своего глубокого смысла, ни своей высокой миссии». Борис Пастернак: «Вы – большая-большая артистка, и я со всё время мокрым лицом смотрел Вас в «Золушке». Так действует на меня присутствие всего истинно большого рядом в пространстве. Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая, наряду с многими другими образами мирового вымысла, выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты». «Жизель» «Ромео и Джульетта» «Каменный цветок» Из писем с фронта: «На рассвете выбили немцев из деревни и вдруг увидели на сцене простреленную фотографию Лебедя – Вашего Лебедя, уважаемая Галина Сергеевна. Мы унесли её к себе в землянку. И пока мы на отдыхе, у дневального появилась дополнительная обязанность, вступая в дежурство, сменять полевые цветы, которые ежедневно ставятся возле этой фотографии. Ваш Лебедь, Галина Сергеевна, тоже борется против фашизма. Ваш Алексей Дорогуш. 1942 г.» 1
Стр.5
Ballet_1-10v8part_I_1 5/1/10 23:21 Page 2 К столетию Галины Сергеевны Улановой Сергей Прокофьев: «Она – гений русского балета, его неповтори - мая душа, его вдохновен - ная поэзия, во всех созда - ниях Улановой вы чувс - твуете её острый, пыт - ли вый, проникновен ный ум». «Шопениана» «Золушка» Мэри Кларк: «…Я уверена сейчас, что языком балета можно сказать зрителям много важного, раскрыть великую истину Жизни, её красоту и глубину человеческого сердца. Два года назад я бы сказала, что это пересказ советской идеологии, но после того, как увидела Уланову на сцене, знаю, что это – правда, и верю этому». «Ромео и Джульетта» «Бахчисарайский фонтан» Юрий Завадский: «Уланова принадлежит не одному искусству, не одному балету. Она принадлежит сотням тысяч людей, разноязыкой и необозримой аудитории, видевшей её на сцене и навсегда запомнившей эту встречу. Именно поэтому, покинув балетную сцену, Уланова остаётся с нами. Именно поэтому хочется снова и снова думать о ней и вновь переживать то высочайшее волнение, то наслаждение и радость, которые она так щедро, так скромно, с такой великой любовью дарила». 2
Стр.6
Ballet_1-10v8part_I_1 5/1/10 23:21 Page 3 Литературно-критический историко-теоретический иллюстрированный журнал № 1 (160) ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2010 Выходит шесть раз в год Адрес редакции: 129110, Москва, Проспект Мира, дом 52/1 тел.: (495) 688-24-01 (495) 688-28-42 факс: (495) 684-33-51 e-mail: mail@russianballet.ru http//www.russianballet.ru Редакция: Е.И.КОЗЛЕНКОВА, О.В.ГОНЧАРОВА, В.И.ПАЧЕС Фотокорреспондент: Д.М.КУЛИКОВ Корректор: В.М.КОЛОБОВНИКОВ Компьютерный набор: Э.И.ВАСИЛЬЕВА Художественное оформление и предпечатная подготовка: А.В.КУРБАТОВ Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Рег. ПИ № 7711097 от 9.11.2001 © «Балет», 2009 Учредители АНО «Редакция журнала «Балет», Министерство культуры Российской Федерации, Департамент культуры города Москвы Отпечатано в типографии: «Диджитал экспресс» Проспект Мира 56, (495) 775-08-00, 933-87-68 Заказ № Мнение редакции не обязательно совпадает с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных объявлений в номере. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Любое воспроизведение оригиналов или их фрагментов на любом языке возможно только с письменного разрешения АНО «Балет». Торговая марка зарегистрирована и является собственностью АНО Редакции журнала «Балет». Главный редактор В.И.УРАЛЬСКАЯ Редакционная коллегия: Ю.П.БУРЛАКА В.В.ВАНСЛОВ В.Я.ВУЛЬФ Г.В.ИНОЗЕМЦЕВА В.Г.КИКТА С.Н.КОРОБКОВ (заместитель главного редактора) М.К.ЛЕОНОВА Н.Г.ЛЕВКОЕВА А.Д.МИХАЛЁВА В.С.МОДЕСТОВ Н.Е.МОХИНА Я.В.СЕДОВ А.А.СОКОЛОВ-КАМИНСКИЙ Е.Я.СУРИЦ Е.Г.ФЕДОРЕНКО С.И.ХУДЯКОВ Г.В.ЧЕЛОМБИТЬКО-БЕЛЯЕВА Творческий совет: А.В.АБРАМОВ Б.Б.АКИМОВ С.Р.БОБРОВ Н.Н.БОЯРЧИКОВ В.Ю.ВАСИЛЁВ В.В.ВАСИЛЬЕВ В.М.ГОРДЕЕВ Ю.Н.ГРИГОРОВИЧ Н.А.ДОЛГУШИН В.М.ЗАХАРОВ Н.Д.КАСАТКИНА М.Л.ЛАВРОВСКИЙ А.М.ЛИЕПА А.Б.ПЕТРОВ Т.В.ПУРТОВА С.Ю.ФИЛИН Н.М.ЦИСКАРИДЗЕ Б.Я.ЭЙФМАН Иностранная коллегия: АЙВОР ГЕСТ (Англия) ВАЛЕНТИН ЕЛИЗАРЬЕВ (Белоруссия) ЮЛИЯ ЧУРКО (Белоруссия) РОБЕРТ УРАЗГИЛЬДЕЕВ (Киргизия) КЕНДЗИ УСУИ (Япония) Советники по экономическим вопросам: Н.Ю.ГРИШКО В.Н.КОВАЛЬ А.В.МАЛЫШЕВ В.Г.УРИН С.А.УСАНОВ М.М.ЧИГИРЬ На первой странице обложки: Галина Сергеевна УЛАНОВА на юбилейном вечере в ее честь. Фото Д.КУЛИКОВА К СТОЛЕТИЮ ГАЛИНЫ СЕРГЕЕВНЫ УЛАНОВОЙ В. Васильев. Неразгаданность души великой балерины БАЛЕТНАЯ ТЕМА 4 В.Урин. Театр – дело общее 6 В.Шадрин. Слово о Чехове НОВЫЙ БАЛЕТ 8 И.Ступников. Шотландский килт и тюник Сильфиды 10 О.Розанова. Большая любовь маленькой Фадетты 12 С.Лалетин. Блики и тени античного фриза 14 А.Меланьин. Хорошо сбереженная дочь 16 И.Белова. Сезон сезонов БАЛЕТ-ПАРАД 19 Н.Зозулина. Сады памяти 22 П.Ященков. Смертельный поцелуй БАЛЕТНЫЕ ЧТЕНИЯ. ИЗ НОВЫХ ДИССЕРТАЦИЙ 24 А.Меланьин. Хронофотография как метод исследования танца МИР БАЛЕТА 26 Н.Аловерт. Осенние танцы 29 Ю.Чурко. Без табу БАЛЕТНАЯ ТЕМА 32 В.Захаров. Фольклор – это «симфония движений» 35 М.Лавровский. Искусство балетмейстера – и режиссура, и хореография ВЕРНИСАЖ БАЛЕТА 36 О.Гончарова. Ода русским сезонам ВРЕМЯ БАЛЕТА 38 С.Микулина. Загляните в семейный альбом 40 Н.Левкоева. Жизнь и смерть на сцене и за кулисами 41 ИНФОРМ-БАЛЕТ POST SCRIPTUM 52 В.Уральская. Волшебная палочка
Стр.7