Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Социальная инновация: Учебное пособие (190,00 руб.)

0   0
Первый авторАлбегова
ИздательствоЯрГУ
Страниц100
ID206676
АннотацияРассмотрены основные проблемы учебной дисциплины «Социальная инновация», раскрыт вопрос об инноватике как науке, представлены современные типологии нововведений, определена сущность социальных инноваций, проанализированы инновации в организациях и динамика антиинновационного поведения. Исследована проблема инноваций в социальной сфере современного российского общества, изучен вопрос о социальной работе как инновационном виде профессиональной деятельности и ее взаимосвязи с социальной политикой. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности Социальная работа (дисциплина "Социальная инновация", блок ДС), очной формы обучения, аспирантов и всех интересующихся проблемами современных социальных инноваций.
ISBN5-S39--0414-5
УДК 346(075.6)
ББКУ9(2)272.3.я73
Албегова, И.Ф. Социальная инновация: Учебное пособие : Учебное пособие / И.Ф. Албегова .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 100 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206676 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.С. Головчанов, кандидат социологических наук, ректор Ярославского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей экономики и права; кафедра политологии и социологии Ярославского государственного педагогического университета А 45 Албегова, И.Ф. Социальная инновация : учеб. пособие / И.Ф. Албегова ; Яросл. гос. ун-т. <...> ISBN 5-8397-0414-8 Рассмотрены основные проблемы учебной дисциплины «Социальная инновация», раскрыт вопрос об инноватике как науке, представлены современные типологии нововведений, определена сущность социальных инноваций, проанализированы инновации в организациях и динамика антиинновационного поведения. <...> Исследована проблема инноваций в социальной сфере современного российского общества, изучен вопрос о социальной работе как инновационном виде профессиональной деятельности и ее взаимосвязи с социальной политикой. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности Социальная работа (дисциплина "Социальная инновация", блок ДС), очной формы обучения, аспирантов и всех интересующихся проблемами современных социальных инноваций. <...> Вот конкретные факты: в России идут реформы, произошла смена политического режима, человек поменял место работы, на работе сменился начальник, ввели новую технологию, изменили систему управления и систему оплаты труда в организации и т.д. <...> Социальные инновации, или инновационный процесс, в котором оказалось российское общество, объективно требуют изучения и анализа. <...> По мере развития науки появились собственные тематические направления: формирование новшеств, диффузия (распространение) нововведений, их адаптация к человеческим потребностям и, наоборот, адаптация человека к инновациям, инновационные процессы и деятельность, инновационные решения (механизм и технологии их выработки, принятия, реализации и контроля), сопротивление нововведениям (как в обществе в целом, так и в отдельных организациях), инновационные организации <...>
Социальная_инновация_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова И.Ф. Албегова Социальная инновация Учебное пособие Ярославль 2005
Стр.1
УДК 346(075.6) ББК У9(2)272.3.я73 А 45 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2005 года Рецензенты: С.С. Головчанов, кандидат социологических наук, ректор Ярославского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей экономики и права; кафедра политологии и социологии Ярославского государственного педагогического университета А 45 Албегова, И.Ф. Социальная инновация : учеб. пособие / И.Ф. Албегова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 99 с. ISBN 5-8397-0414-8 Рассмотрены основные проблемы учебной дисциплины «Социальная инновация», раскрыт вопрос об инноватике как науке, представлены современные типологии нововведений, определена сущность социальных инноваций, проанализированы инновации в организациях и динамика антиинновационного поведения. Исследована проблема инноваций в социальной сфере современного российского общества, изучен вопрос о социальной работе как инновационном виде профессиональной деятельности и ее взаимосвязи с социальной политикой. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности Социальная работа (дисциплина "Социальная инновация", блок ДС), очной формы обучения, аспирантов и всех интересующихся проблемами современных социальных инноваций. УДК 346(075.6) ББК У9(2)272.3.я73  Ярославский государственный университет, 2005 ISBN 5-8397-0414-8 © И.Ф. Албегова, 2005 2
Стр.2
Введение Вся наша жизнь состоит из нововведений: меняется окружающий мир, меняется сам человек, меняются условия его жизни и существования на Земле. Вот конкретные факты: в России идут реформы, произошла смена политического режима, человек поменял место работы, на работе сменился начальник, ввели новую технологию, изменили систему управления и систему оплаты труда в организации и т.д. Это очень разные явления, но их объединяет одно: все они – инновации. Изменения, к которым стремится общество и каждый мыслящий человек, обычно отождествляют с социальными инновациями. Социальные инновации, или инновационный процесс, в котором оказалось российское общество, объективно требуют изучения и анализа. Как инструмент преобразований и адаптации к изменяющимся условиям среды инновации (нововведения) стали по-настоящему серьезным объектом изучения в первые десятилетия XX века. Постепенно сложилась самостоятельная область науки – инноватика. Свою специализацию в ней приобрели культурологи, инженеры, экономисты, психологи, педагоги, менеджеры, юристы. Позднее к ним присоединились теоретики и практики социального управления. К их числу теперь можно отнести и социальных работников. По мере развития науки появились собственные тематические направления: формирование новшеств, диффузия (распространение) нововведений, их адаптация к человеческим потребностям и, наоборот, адаптация человека к инновациям, инновационные процессы и деятельность, инновационные решения (механизм и технологии их выработки, принятия, реализации и контроля), сопротивление нововведениям (как в обществе в целом, так и в отдельных организациях), инновационные организации и т. д. В настоящее время ученые значительно больше внимания стали уделять социальным нововведениям в противовес техническим и экономическим. Существенно расширилась зона научного поиска и знаний в этом направлении. На Западе действует немало иссле3
Стр.3
довательских центров, специализирующихся в данной области. Среди наиболее известных – Лондонский Институт социальных изобретений, Копенгагенский изобретательский центр, Амстердамский Институт сотворчества, Институт имени К. Раиса (США). Их аналоги есть в Японии, Германии, Франции и других странах. В Советском Союзе выход теории инноваций за рамки сугубо технических, технологических и производственно-экономических нововведений осуществился к середине 70-х годов XX века: именно тогда на международной конференции в Ереване констатировалось наличие у нас организационных инноваций, связанных с изменениями социальных параметров объекта, а равно и с методами социального управления. Эту направленность научных изысканий в значительной мере поддержал своими многолетними программами Всесоюзный НИИ системных исследований, который благодаря проекту "Нововведения в организациях" приобрел с 1980 года статус теоретического и методологического центра разработки проблем инноватики. С 1987 года в стране функционировал Фонд социальных изобретений, за короткий срок аккумулировавший почти двадцать тысяч идей и разработок. В период перестройки 1985 – 1991 годов в бывшем СССР сложилась уникальная по масштабам и значимости иерархия социальных нововведений (например, декларация принципов гласности и разделения властей, внедрение свободных демократических выборов и т. п.). Период новой российской действительности придал дополнительный и еще более сильный импульс социально-инновационной научной деятельности, иногда сугубо вынужденной, защищающей применительно к жестким рыночным условиям, а в остальных случаях – как ответ на новые общественные потребности, социальные проблемы переходного периода. По сути, Россия вошла в XXI век с максимальными потребностями на нововведения. Постоянное внимание к социальной политике, ее регулярный пересмотр, разработка новых концепций и механизмов реализации – это доказательство внимания к инноватике, инновационным технологиям, социальному проектированию и экспериментированию. Надо отметить, что спектр тематики социальной инноватики весьма велик и разнообразен. При этом необходимо изучить все, что является предметом инноватики как науки и 4
Стр.4
ее научным аппаратом, основы и технологии инновационной деятельности, проанализировать типы и виды нововведений, т. е. составить их типологию, осветить вопрос о социальной работе как инновационном явлении и инновационной профессиональной деятельности в условиях современного российского общества, ее взаимосвязях с социальной работой. Глава I. Инноватика как наука В связи с распространением инноваций и активизацией инновационных процессов и деятельности возникла необходимость теоретического исследования и осмысления данных феноменов. По сути, речь идет о новой науке – инноватике, объектом которой являются нововведения, а предметом – процесс их возникновения, распространения и использования. При этом важно изучение типов, видов и форм разнообразных инноваций, в том числе и социальных. Понятие «инновация» появилось в научных исследованиях в XX веке и первоначально означало проникновение некоторых элементов одной культуры в другую (обычаев, способов организации жизнедеятельности, в том числе производства). Инновацию, или нововведение, можно определить как «комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой или для лучшего удовлетворения уже известной общественной потребности; одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той вещественной и социальной среде, в которой совершается его жизненный цикл»1. Н.И. Лапин пишет: «Нововведение – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, новинки) для новой общественной потребности»2. 1 Перлаки И. Нововведения в организациях. М., 1980. С. 21. 2 Лапин Н.И. Нововведения в инновационном потоке // Структура инновационного процесса. М., 1981. С. 43. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.