С.С. Головчанов, кандидат социологических наук,
ректор Ярославского филиала Санкт-Петербургского института
внешнеэкономических связей экономики и права;
кафедра политологии и социологии
Ярославского государственного педагогического университета
А 45
Албегова, И.Ф. Социальная инновация : учеб. пособие
/ И.Ф. Албегова ; Яросл. гос. ун-т. <...> ISBN 5-8397-0414-8
Рассмотрены основные проблемы учебной дисциплины «Социальная инновация», раскрыт вопрос об инноватике как науке, представлены современные типологии нововведений, определена сущность социальных инноваций, проанализированы инновации в организациях и динамика антиинновационного поведения. <...> Исследована
проблема инноваций в социальной сфере современного российского
общества, изучен вопрос о социальной работе как инновационном
виде профессиональной деятельности и ее взаимосвязи с социальной
политикой. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
Социальная работа (дисциплина "Социальная инновация", блок ДС),
очной формы обучения, аспирантов и всех интересующихся проблемами современных социальных инноваций. <...> Вот конкретные факты: в России идут
реформы, произошла смена политического режима, человек поменял место работы, на работе сменился начальник, ввели новую
технологию, изменили систему управления и систему оплаты труда
в организации и т.д. <...> Социальные инновации, или инновационный процесс, в котором
оказалось российское общество, объективно требуют изучения и
анализа. <...> По мере развития науки появились собственные тематические направления: формирование новшеств, диффузия (распространение)
нововведений, их адаптация к человеческим потребностям и, наоборот, адаптация человека к инновациям, инновационные процессы и деятельность, инновационные решения (механизм и технологии их выработки, принятия, реализации и контроля), сопротивление нововведениям (как в обществе в целом, так и в отдельных
организациях), инновационные организации <...>
Социальная_инновация_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
И.Ф. Албегова
Социальная инновация
Учебное пособие
Ярославль 2005
Стр.1
УДК 346(075.6)
ББК У9(2)272.3.я73
А 45
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2005 года
Рецензенты:
С.С. Головчанов, кандидат социологических наук,
ректор Ярославского филиала Санкт-Петербургского института
внешнеэкономических связей экономики и права;
кафедра политологии и социологии
Ярославского государственного педагогического университета
А 45
Албегова, И.Ф. Социальная инновация : учеб. пособие
/ И.Ф. Албегова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 99 с.
ISBN 5-8397-0414-8
Рассмотрены основные проблемы учебной дисциплины «Социальная
инновация», раскрыт вопрос об инноватике как науке, представлены
современные типологии нововведений, определена сущность
социальных инноваций, проанализированы инновации в организациях
и динамика антиинновационного поведения. Исследована
проблема инноваций в социальной сфере современного российского
общества, изучен вопрос о социальной работе как инновационном
виде профессиональной деятельности и ее взаимосвязи с социальной
политикой.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
Социальная работа (дисциплина "Социальная инновация", блок ДС),
очной формы обучения, аспирантов и всех интересующихся проблемами
современных социальных инноваций.
УДК 346(075.6)
ББК У9(2)272.3.я73
Ярославский государственный
университет, 2005
ISBN 5-8397-0414-8
© И.Ф. Албегова, 2005
2
Стр.2
Введение
Вся наша жизнь состоит из нововведений: меняется окружающий
мир, меняется сам человек, меняются условия его жизни и
существования на Земле. Вот конкретные факты: в России идут
реформы, произошла смена политического режима, человек поменял
место работы, на работе сменился начальник, ввели новую
технологию, изменили систему управления и систему оплаты труда
в организации и т.д. Это очень разные явления, но их объединяет
одно: все они – инновации.
Изменения, к которым стремится общество и каждый мыслящий
человек, обычно отождествляют с социальными инновациями.
Социальные инновации, или инновационный процесс, в котором
оказалось российское общество, объективно требуют изучения и
анализа.
Как инструмент преобразований и адаптации к изменяющимся
условиям среды инновации (нововведения) стали по-настоящему
серьезным объектом изучения в первые десятилетия XX века. Постепенно
сложилась самостоятельная область науки – инноватика.
Свою специализацию в ней приобрели культурологи, инженеры,
экономисты, психологи, педагоги, менеджеры, юристы. Позднее к
ним присоединились теоретики и практики социального управления.
К их числу теперь можно отнести и социальных работников.
По мере развития науки появились собственные тематические направления:
формирование новшеств, диффузия (распространение)
нововведений, их адаптация к человеческим потребностям и, наоборот,
адаптация человека к инновациям, инновационные процессы
и деятельность, инновационные решения (механизм и технологии
их выработки, принятия, реализации и контроля), сопротивление
нововведениям (как в обществе в целом, так и в отдельных
организациях), инновационные организации и т. д.
В настоящее время ученые значительно больше внимания стали
уделять социальным нововведениям в противовес техническим
и экономическим. Существенно расширилась зона научного поиска
и знаний в этом направлении. На Западе действует немало иссле3
Стр.3
довательских центров, специализирующихся в данной области.
Среди наиболее известных – Лондонский Институт социальных
изобретений, Копенгагенский изобретательский центр, Амстердамский
Институт сотворчества, Институт имени К. Раиса (США).
Их аналоги есть в Японии, Германии, Франции и других странах.
В Советском Союзе выход теории инноваций за рамки сугубо
технических, технологических и производственно-экономических
нововведений осуществился к середине 70-х годов XX века: именно
тогда на международной конференции в Ереване констатировалось
наличие у нас организационных инноваций, связанных с изменениями
социальных параметров объекта, а равно и с методами
социального управления. Эту направленность научных изысканий
в значительной мере поддержал своими многолетними программами
Всесоюзный НИИ системных исследований, который благодаря
проекту "Нововведения в организациях" приобрел с 1980 года статус
теоретического и методологического центра разработки проблем
инноватики.
С 1987 года в стране функционировал Фонд социальных изобретений,
за короткий срок аккумулировавший почти двадцать тысяч
идей и разработок. В период перестройки 1985 – 1991 годов в
бывшем СССР сложилась уникальная по масштабам и значимости
иерархия социальных нововведений (например, декларация принципов
гласности и разделения властей, внедрение свободных демократических
выборов и т. п.).
Период новой российской действительности придал дополнительный
и еще более сильный импульс социально-инновационной
научной деятельности, иногда сугубо вынужденной, защищающей
применительно к жестким рыночным условиям, а в остальных случаях
– как ответ на новые общественные потребности, социальные
проблемы переходного периода.
По сути, Россия вошла в XXI век с максимальными потребностями
на нововведения. Постоянное внимание к социальной политике,
ее регулярный пересмотр, разработка новых концепций и механизмов
реализации – это доказательство внимания к инноватике,
инновационным технологиям, социальному проектированию и
экспериментированию. Надо отметить, что спектр тематики социальной
инноватики весьма велик и разнообразен. При этом необходимо
изучить все, что является предметом инноватики как науки и
4
Стр.4
ее научным аппаратом, основы и технологии инновационной деятельности,
проанализировать типы и виды нововведений, т. е. составить
их типологию, осветить вопрос о социальной работе как
инновационном явлении и инновационной профессиональной деятельности
в условиях современного российского общества, ее
взаимосвязях с социальной работой.
Глава I. Инноватика как наука
В связи с распространением инноваций и активизацией инновационных
процессов и деятельности возникла необходимость
теоретического исследования и осмысления данных феноменов. По
сути, речь идет о новой науке – инноватике, объектом которой являются
нововведения, а предметом – процесс их возникновения,
распространения и использования. При этом важно изучение типов,
видов и форм разнообразных инноваций, в том числе и социальных.
Понятие
«инновация» появилось в научных исследованиях в
XX веке и первоначально означало проникновение некоторых элементов
одной культуры в другую (обычаев, способов организации
жизнедеятельности, в том числе производства).
Инновацию, или нововведение, можно определить как «комплексный
процесс создания, распространения и использования нового
практического средства (новшества) для новой или для лучшего
удовлетворения уже известной общественной потребности;
одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством
изменений в той вещественной и социальной среде, в которой
совершается его жизненный цикл»1.
Н.И. Лапин пишет: «Нововведение – комплексный процесс
создания, распространения и использования нового практического
средства (новшества, новинки) для новой общественной потребности»2.
1
Перлаки И. Нововведения в организациях. М., 1980. С. 21.
2 Лапин Н.И. Нововведения в инновационном потоке // Структура инновационного
процесса. М., 1981. С. 43.
5
Стр.5