ISBN 978-5-392-16396-0 Рассматриваются основные задачи, структура, методы исследования педагогической психологии, путь ее развития, содержатся разделы, касающиеся специфики эволюции современных форм получения высшего образования в мире, психоэмоциональных и психофизиологических факторов учебной деятельности в вузе, психологии социально-педагогического общения, профессионального становления преподавателя, юридического труда после обучения в вузе. <...> Заказ ¹ ООО «Проспект» Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Рекомендовано учебно-методическим советом Уральской государственной юридической академии © ООО «Проспект», 2014 © А. Н. Митин, 2014 ISBN 978-5-392-16396-0 © Уральская государственная юридическая академия, 2014 Глава I ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 1. <...> Перспективы и противоречия современного высшего образования 18–19 июня 1999 г. в Болонье несколько европейских министров образования подписали совместное заявление, которое впоследствии послужило началом «болонского процесса» в европейской системе образования. <...> Как представляется, нет причин возвеличивать преимущества западноевропейской двухуровневой системы образования, поскольку она очередной масштабный эксперимент, системные последствия которого для страны невозможно предсказать, равно как нельзя и настаивать на консервации существующей у нас, кстати, уже меняющейся, системы высшей школы. <...> Тем не менее некоторые аспекты этой проблемы целесообразно отметить. <...> Варианты такой схемы уже отработаны на примере ограничения доступа российских самолетов, двигатели которых перестали отвечать стандарту по шуму, автомобилей, не вписывающихся в экономические нормы: покупайте новые, произведенные в Европе или вкладывайтесь в производство своих, что маловероятно1 представляется, здесь строить не надо. <...> Тем не менее в западной модели просвещения есть ряд технологий, которые избирательно с учетом наших национальных особенностей и культуры <...>
Основы_педагогической_психологии_высшей_школы.pdf
УДК 378.015.3(075.8)
ББК 74.58ÿ73+88.4ÿ73
Ì66
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Рекомендовано учебно-методическим советом
Уральской государственной юридической академии
Рецензенты:
А. Ф. Яфальян, доктор педагогических наук, профессор Уральского государственного
педагогического университета;
И. П. Малинова, доктор философских наук, профессор Уральской государственной
юридической академии.
Митин À. Í.
М66 Основы педагогической психологии высшей школы: учебное пособие.
— Москва : Проспект; Екатеринбург : Издательский дом «Уральская
государственная юридическая àêàäåìèÿ», 2015. — 192 ñ.
ISBN 978-5-392-16396-0
Рассматриваются основные задачи, структура, методы исследования педагогической
психологии, путь ее развития, содержатся разделы, касающиеся специфики эволюции
современных форм получения высшего образования в мире, психоэмоциональных и
психофизиологических факторов учебной деятельности в вузе, психологии социально-педагогического
общения, профессионального становления преподавателя, юридического
труда после обучения в вузе.
Студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям вузов, руководителям и
персоналу организаций.
Издание подготовлено по состоянию законодательства на март 2010 г.
УДК 378.015.3(075.8)
ББК 74.58ÿ73+88.4ÿ73
Учебное издание
Митин Александр Николаевич
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Учебное пособие
Санитарно-эпидемиологическое заключение
¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã.
Подписано в печать 10.08.2014 ã. Формат 60ƀ90 1
111020, Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4.
/16
.
Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 12,0. Тираж 20 ýêç. Заказ ¹
ООО «Проспект»
© ООО «Ïðîñïåêò», 2014
© À. Í. Ìèòèí, 2014
ISBN 978-5-392-16396-0
© Уральская государственная
юридическая академия, 2014
Стр.2
содержание
Глава I. ПедаГоГическая ПсихолоГия в системе
высшей школы ................................................................................... 3
1. Перспективы и противоречия современного
высшего образования ............................................................................ 3
2. Педагогическая психология: сущность, задачи и методы .......... 23
3. Эволюция и перспективы развития педагогической
психологии .......................................................................................... 31
Глава II. ПсихоЭмоциональные
и ПсихофизиолоГические факторы
учебной деятельности .................................................................. 45
1. Мотивы, интересы, эмоционально-волевые,
интеллектуальные особенности обучающихся в высшей
школе ................................................................................................... 45
2. Психофизиологические процессы и механизмы памяти
в контексте обучения .......................................................................... 64
Глава III. ПсихолоГия социальноПедаГоГическоГо
общения ....................................................... 79
1. Психологическая характеристика педагогического
общения ............................................................................................... 79
2. Роль невербальной коммуникации в педагогическом
процессе ............................................................................................ 107
3. Организационно-психологические аспекты
интерактивного обучения в вузе ..................................................... 120
Глава IV. формирование личности
современноГо вузовскоГо ПреПодавателя .................. 148
1. Психолого-педагогические особенности формирования
креативности и профессионализма преподавателя
высшей школы .................................................................................. 148
2. Психологические аспекты юридического труда ........................ 165
Стр.189