П.Г. Демидова
Кафедра музеологии и краеведения
История музеев мира
Методические указания
к практическим занятиям
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Музеология
Ярославль 2005
1
УДК 069(091)
ББК 4 773
И 90
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> Методические указания включают перечень тем курса «История музеев мира», который предназначен для студентов,
обучающихся по специальности «Музеология» на 4-м курсе
дневного отделения исторического факультета. <...> 2005
2
Курс посвящен основным периодам формирования музея как социокультурного института. <...> В результате практических занятий
студент должен уметь анализировать и квалифицированно использовать литературу по специальности, ориентироваться в существующих
типах музейных изданий (каталоги, путеводители, буклеты, рекламные проспекты) и музеологической периодике, оценивать, используя
необходимые понятия и профессиональные термины, современные
музейные экспозиции, концепции конкретных музеев и аргументированно излагать свою точку зрения. <...> В результате изучения курса «История музеев мира» студент
должен иметь представление о том, что становление музея как своеобразного социального института происходило на протяжении ряда
веков. <...> В процессе исторического развития музей менялся вместе с
миром, его окружавшим. <...> Музей являлся одним из инструментов самоосознания культуры в то время,
когда создавалась собственная концепция развития. <...> Музей содействовал самоидентификации этнической культуры по отношению к
иным культурам. <...> Под общим названием «музей» существовали различные формы собраний, в облике которых проявилась наиболее актуальная «идея эпохи». <...> Музей Уффици был посвящен величию человеческого духа и его достижениям. <...> Из протомузейных учреждений в ходе исторического развития
формировались собственно музеи с разработанной концепцией, системой учета <...>
История_музеев_мира__Методические_указания_к_практическим_занятиям.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра музеологии и краеведения
История музеев мира
Методические указания
к практическим занятиям
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Музеология
Ярославль 2005
1
Стр.1
УДК 069(091)
ББК 4 773
И 90
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2005 года
Рецензент
кафедра музеологии и краеведения
Ярославского государственного университета
Составитель И.Ю.Шустрова
И 90 История музеев мира: Метод. указания к практическим
занятиям / Сост. И.Ю. Шустрова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль:
ЯрГУ, 2005. – 48 с.
Методические указания включают перечень тем курса «История
музеев мира», который предназначен для студентов,
обучающихся по специальности «Музеология» на 4-м курсе
дневного отделения исторического факультета.
УДК 069(091)
ББК 4 773
© Ярославский государственный университет, 2005
© И.Ю. Шустрова. 2005
2
Стр.2
Курс посвящен основным периодам формирования музея как социокультурного
института. Практические занятия призваны формировать
необходимые навыки работы с литературой. Они организованы
в форме семинара рефератов. В результате практических занятий
студент должен уметь анализировать и квалифицированно использовать
литературу по специальности, ориентироваться в существующих
типах музейных изданий (каталоги, путеводители, буклеты, рекламные
проспекты) и музеологической периодике, оценивать, используя
необходимые понятия и профессиональные термины, современные
музейные экспозиции, концепции конкретных музеев и аргументированно
излагать свою точку зрения.
В результате изучения курса «История музеев мира» студент
должен иметь представление о том, что становление музея как своеобразного
социального института происходило на протяжении ряда
веков. В процессе исторического развития музей менялся вместе с
миром, его окружавшим. В нем нашли свое отражение почти все этапы
европейского общекультурного и научного развития. Музей являлся
одним из инструментов самоосознания культуры в то время,
когда создавалась собственная концепция развития. Музей содействовал
самоидентификации этнической культуры по отношению к
иным культурам. Под общим названием «музей» существовали различные
формы собраний, в облике которых проявилась наиболее актуальная
«идея эпохи». Cредневековый реликварий можно считать
проявлением связи небесного (Божественного) и земного. Музей Уффици
был посвящен величию человеческого духа и его достижениям.
Лозунги Великой французской революции «Свобода, равенство и
братство» сопровождали открытие Лувра для публики.
Из протомузейных учреждений в ходе исторического развития
формировались собственно музеи с разработанной концепцией, системой
учета, построенной по определенному замыслу экспозицией, в
проектировании которой принимали участие крупные художники и
архитекторы. К XVIII в. относится зарождение публичного музея, он
становится общедоступным, а в следующем столетии окончательно
формируется музей как социальный институт со своими социальны3
Стр.3
ми функциями. Изменяется сама идея музея: из «модели мира», «храма»,
где каждый предмет был включен в символическую систему
«миропорядка», во второй половине XIX в. музей, поставленный на
службу науке, превращается в своеобразный систематизированный
«каталог» конкретной области знания. Складываются профильные
группы музеев и собственно музейная сеть.
В двадцатом столетии понятие «музей» претерпевает значительные
изменения. С появлением средств массовой информации изменилось
и место музея в современном мире. Многие функции по созданию
метаязыка культуры, ранее принадлежавшие только ему, перешли
к прессе, радио, телевидению. Духу классического музея была
присуща прямолинейность концепции прогресса. Релятивизм и плюрализм
XX в. привнесли новые черты в развитие музейного дела.
Изменение роли музея в обществе определило возникновение,
наряду с сохранившимися музеями-памятниками прошлого, новых
непривычных музейных форм. Так, в 70-х гг. в Европе и Северной
Америке возникают экомузеи, в странах Латинской Америки – «интегрированный
музей», а в 80-е гг. – движение «Новая музеология»
(см.: Мейран П. Новая музеология // Museum. 1985. № 148. С. 20-21),
объединившее специалистов из многих стран мира. В основу изменений
был положен пересмотр «концепций универсального музея, статичного
во времени и пространстве» (см.: Юбер Ф. Экомузеи во
Франции: противоречия и несоответствия // Museum. 1985. № 148.
С. 6 – 10).
В конце 80-х гг. XX в. специалисты констатировали наличие в
современном мире двух групп музеев: ориентированных на коллекции
и на коммуникацию. Для обозначения последних (музеев голографии,
восковых фигур) введен термин «парамузеи» (см.: Российская
музейная энциклопедия. Т. 1. М., 2001. С. 278).
Государственный образовательный стандарт определяет круг тем,
которые должны быть изучены в рамках курса «История музеев мира»
(см.: Музеология. Специальность 021000: Государственный образовательный
стандарт высшего профессионального образования и
примерные программы дисциплин федерального компонента (циклы
общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальности). М.,
2002. С. 312 – 323). Приведем их перечень.
4
Стр.4
Введение
Тема 1. «Музей» в греко-римской
и средневековой культуре
Наследие Древней Эллады в римской культуре: состав памятников,
их «бытование» (функции), характер использования.
Особенности исторического сознания в средневековых культурах
мира. Христианская Европа: монастыри и храмы; королевские и рыцарские
дворцы и замки, их собрания; традиционная крестьянская
культура. Мусульманский мир средневековья: мечети, гробницы,
дворцы. Особенности исторического сознания и эстетического восприятия.
Буддизм в Южной Азии: монастыри и храмы. Дворцы –
идея культурной преемственности. Конфуцианство и синтоизм в Восточной
Азии. Идея единства с природой в храме и во дворце.
Тема 2. Музей в культуре эпохи
Возрождения
Коллекционирование и его роль в появлении первых музеев: социальный
портрет коллекционеров, возникновение «предметной
дифференциации собраний» (живопись, скульптура, натуралии, оружие
и др.), появление разных форм организации коллекционных собраний:
пинакотека, глиптотека, кабинет). Первые музеи-кунсткамеры
и их дифференциация. Географические открытия и их роль в культуре
Европы: становление естествознания и этнографии. Универсальные
коллекции в Англии и Германии конца XVI в. Зарождение музеографии.
Алхимия и астрология при дворе Рудольфа II в Праге. Вундеркамера
и кунсткамера как символическое представление
универсума. Концепция (сокровищницы раритетов Высокой культуры),
комплектование, принципы экспонирования, адресат. Социальная
миссия первых кунсткамер. Уффици как пример первых музеев
(модель Вселенной): история создания, состав собрания, характер
экспонирования, адресат.
5
Стр.5