Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

История музеев мира: Методические указания к практическим занятиям (90,00 руб.)

0   0
АвторыСост. И.Ю. Шустрова
ИздательствоЯрГУ
Страниц50
ID206630
АннотацияМетодические указания включают перечень тем курса «История музеев мира», который предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Музеология» на 4-м курсе дневного отделения исторического факультета.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендовано для студентов специальности Музеология
УДК069(091)
ББК4 773
История музеев мира: Методические указания к практическим занятиям : Методические указания к практическим занятиям / Сост. И.Ю. Шустрова .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 50 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206630 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра музеологии и краеведения История музеев мира Методические указания к практическим занятиям Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Музеология Ярославль 2005 1 УДК 069(091) ББК 4 773 И 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Методические указания включают перечень тем курса «История музеев мира», который предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Музеология» на 4-м курсе дневного отделения исторического факультета. <...> 2005 2 Курс посвящен основным периодам формирования музея как социокультурного института. <...> В результате практических занятий студент должен уметь анализировать и квалифицированно использовать литературу по специальности, ориентироваться в существующих типах музейных изданий (каталоги, путеводители, буклеты, рекламные проспекты) и музеологической периодике, оценивать, используя необходимые понятия и профессиональные термины, современные музейные экспозиции, концепции конкретных музеев и аргументированно излагать свою точку зрения. <...> В результате изучения курса «История музеев мира» студент должен иметь представление о том, что становление музея как своеобразного социального института происходило на протяжении ряда веков. <...> В процессе исторического развития музей менялся вместе с миром, его окружавшим. <...> Музей являлся одним из инструментов самоосознания культуры в то время, когда создавалась собственная концепция развития. <...> Музей содействовал самоидентификации этнической культуры по отношению к иным культурам. <...> Под общим названием «музей» существовали различные формы собраний, в облике которых проявилась наиболее актуальная «идея эпохи». <...> Музей Уффици был посвящен величию человеческого духа и его достижениям. <...> Из протомузейных учреждений в ходе исторического развития формировались собственно музеи с разработанной концепцией, системой учета <...>
История_музеев_мира__Методические_указания_к_практическим_занятиям.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра музеологии и краеведения История музеев мира Методические указания к практическим занятиям Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Музеология Ярославль 2005 1
Стр.1
УДК 069(091) ББК 4 773 И 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2005 года Рецензент кафедра музеологии и краеведения Ярославского государственного университета Составитель И.Ю.Шустрова И 90 История музеев мира: Метод. указания к практическим занятиям / Сост. И.Ю. Шустрова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. – 48 с. Методические указания включают перечень тем курса «История музеев мира», который предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Музеология» на 4-м курсе дневного отделения исторического факультета. УДК 069(091) ББК 4 773 © Ярославский государственный университет, 2005 © И.Ю. Шустрова. 2005 2
Стр.2
Курс посвящен основным периодам формирования музея как социокультурного института. Практические занятия призваны формировать необходимые навыки работы с литературой. Они организованы в форме семинара рефератов. В результате практических занятий студент должен уметь анализировать и квалифицированно использовать литературу по специальности, ориентироваться в существующих типах музейных изданий (каталоги, путеводители, буклеты, рекламные проспекты) и музеологической периодике, оценивать, используя необходимые понятия и профессиональные термины, современные музейные экспозиции, концепции конкретных музеев и аргументированно излагать свою точку зрения. В результате изучения курса «История музеев мира» студент должен иметь представление о том, что становление музея как своеобразного социального института происходило на протяжении ряда веков. В процессе исторического развития музей менялся вместе с миром, его окружавшим. В нем нашли свое отражение почти все этапы европейского общекультурного и научного развития. Музей являлся одним из инструментов самоосознания культуры в то время, когда создавалась собственная концепция развития. Музей содействовал самоидентификации этнической культуры по отношению к иным культурам. Под общим названием «музей» существовали различные формы собраний, в облике которых проявилась наиболее актуальная «идея эпохи». Cредневековый реликварий можно считать проявлением связи небесного (Божественного) и земного. Музей Уффици был посвящен величию человеческого духа и его достижениям. Лозунги Великой французской революции «Свобода, равенство и братство» сопровождали открытие Лувра для публики. Из протомузейных учреждений в ходе исторического развития формировались собственно музеи с разработанной концепцией, системой учета, построенной по определенному замыслу экспозицией, в проектировании которой принимали участие крупные художники и архитекторы. К XVIII в. относится зарождение публичного музея, он становится общедоступным, а в следующем столетии окончательно формируется музей как социальный институт со своими социальны3
Стр.3
ми функциями. Изменяется сама идея музея: из «модели мира», «храма», где каждый предмет был включен в символическую систему «миропорядка», во второй половине XIX в. музей, поставленный на службу науке, превращается в своеобразный систематизированный «каталог» конкретной области знания. Складываются профильные группы музеев и собственно музейная сеть. В двадцатом столетии понятие «музей» претерпевает значительные изменения. С появлением средств массовой информации изменилось и место музея в современном мире. Многие функции по созданию метаязыка культуры, ранее принадлежавшие только ему, перешли к прессе, радио, телевидению. Духу классического музея была присуща прямолинейность концепции прогресса. Релятивизм и плюрализм XX в. привнесли новые черты в развитие музейного дела. Изменение роли музея в обществе определило возникновение, наряду с сохранившимися музеями-памятниками прошлого, новых непривычных музейных форм. Так, в 70-х гг. в Европе и Северной Америке возникают экомузеи, в странах Латинской Америки – «интегрированный музей», а в 80-е гг. – движение «Новая музеология» (см.: Мейран П. Новая музеология // Museum. 1985. № 148. С. 20-21), объединившее специалистов из многих стран мира. В основу изменений был положен пересмотр «концепций универсального музея, статичного во времени и пространстве» (см.: Юбер Ф. Экомузеи во Франции: противоречия и несоответствия // Museum. 1985. № 148. С. 6 – 10). В конце 80-х гг. XX в. специалисты констатировали наличие в современном мире двух групп музеев: ориентированных на коллекции и на коммуникацию. Для обозначения последних (музеев голографии, восковых фигур) введен термин «парамузеи» (см.: Российская музейная энциклопедия. Т. 1. М., 2001. С. 278). Государственный образовательный стандарт определяет круг тем, которые должны быть изучены в рамках курса «История музеев мира» (см.: Музеология. Специальность 021000: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и примерные программы дисциплин федерального компонента (циклы общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальности). М., 2002. С. 312 – 323). Приведем их перечень. 4
Стр.4
Введение Тема 1. «Музей» в греко-римской и средневековой культуре Наследие Древней Эллады в римской культуре: состав памятников, их «бытование» (функции), характер использования. Особенности исторического сознания в средневековых культурах мира. Христианская Европа: монастыри и храмы; королевские и рыцарские дворцы и замки, их собрания; традиционная крестьянская культура. Мусульманский мир средневековья: мечети, гробницы, дворцы. Особенности исторического сознания и эстетического восприятия. Буддизм в Южной Азии: монастыри и храмы. Дворцы – идея культурной преемственности. Конфуцианство и синтоизм в Восточной Азии. Идея единства с природой в храме и во дворце. Тема 2. Музей в культуре эпохи Возрождения Коллекционирование и его роль в появлении первых музеев: социальный портрет коллекционеров, возникновение «предметной дифференциации собраний» (живопись, скульптура, натуралии, оружие и др.), появление разных форм организации коллекционных собраний: пинакотека, глиптотека, кабинет). Первые музеи-кунсткамеры и их дифференциация. Географические открытия и их роль в культуре Европы: становление естествознания и этнографии. Универсальные коллекции в Англии и Германии конца XVI в. Зарождение музеографии. Алхимия и астрология при дворе Рудольфа II в Праге. Вундеркамера и кунсткамера как символическое представление универсума. Концепция (сокровищницы раритетов Высокой культуры), комплектование, принципы экспонирования, адресат. Социальная миссия первых кунсткамер. Уффици как пример первых музеев (модель Вселенной): история создания, состав собрания, характер экспонирования, адресат. 5
Стр.5