Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Культура речевого общения как средство воспитания гармонически развитой личности (110,00 руб.)

0   0
Первый авторВолкова Тамара Николаевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ШГПУ"
Страниц60
ID188121
АннотацияПроблема речевой культуры не переставала быть актуальной на протяжении многих лет. Однако в последнее время она вышла за рамки филологии и стала проблемой общества. Наблюдается заметное снижение грамотности населения, его языковой и речевой культуры. В этих условиях владение языком рассматривается как важнейший компонент личности, особенно если она занимает или претендует на какой-либо пост, положение в обществе. Особое место знание языка занимает в вузах, готовящих специалистов, обязанных по роду своей профессиональной деятельности быть элитарной языковой личностью. Это прежде всего касается учителей, преподавателей, воспитателей. У школьников необходимо воспитывать культуру речевого общения.
УДК811.161.1
ББК81.2Р-7
Волкова, Т. Н. Культура речевого общения как средство воспитания гармонически развитой личности / Т. Н. Волкова .— Шуя : ФГБОУ ВПО "ШГПУ", 2003 .— 60 с. — URL: https://rucont.ru/efd/188121 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ Шуя 2003 2 ВВЕДЕНИЕ Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития и воспитания в специально организованных условиях. <...> Проблема речевой культуры не переставала быть актуальной на протяжении многих лет. <...> Однако в последнее время она вышла за рамки филологии и стала проблемой общества Наблюдается заметное снижение грамотности населения, его языковой и речевой культуры Серьезное беспокойство вызывает также разрушение вековых традиция языковых норм, между тем культура современного человека в речевом общении с другими людьми должна проявляться в единстве слова и дела, мысли и чувства. <...> Особое место знание языка занимает в вузах, готовящих специалистов, обязанных по роду своей профессиональной деятельности быть элитарной языковой личностью. <...> Это прежде всего касается учителей, преподавателей, воспитателей, так как «никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью» (28, <...> Одним из важнейших аспектов работы учителясловесника является воспитание культуры речи учащихся, в том числе и обучние вежливой речи, формирование умения общаться в различных жизненных ситуациях, правильно используя формулы речевого этикета. <...> Речевой этикет – это «национально специфические правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений, в принятых и предписываемых обществом ситуациях вежливого контакта с собеседником Такими ситуациями являются обращения к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, благодарность, просьба, прощание, извинение и т.д. <...> Речевой этикет является важным элементом всякой национальной культуры. <...> Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные <...>
Культура_речевого_общения_как_средство_воспитания_гармонически_развитой_личности.pdf
ВОЛКОВА Т. Н. КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ Шуя 2003
Стр.1
2 ВВЕДЕНИЕ Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития и воспитания в специально организованных условиях. Педагогика выявляет условия для гармонического развития личности. Важнейшим качеством личности является овладение ею культурой речевого общения. Проблема речевой культуры не переставала быть актуальной на протяжении многих лет. Однако в последнее время она вышла за рамки филологии и стала проблемой общества Наблюдается заметное снижение грамотности населения, его языковой и речевой культуры Серьезное беспокойство вызывает также разрушение вековых традиция языковых норм, между тем культура современного человека в речевом общении с другими людьми должна проявляться в единстве слова и дела, мысли и чувства. В слове родного языка воплощен сложный сплав личных эмоций, национальных образов, всечеловеческих понятий, отражающий смысл нашей жизни. Возрастание личностного фактора в обществе формирует особый социально-психологический стереотип – доверие к слову. В этих условиях владение языком рассматривается как важнейший компонент личности, особенно если она занимает или претендует на какой-либо пост, положение в обществе. Особое место знание языка занимает в вузах, готовящих специалистов, обязанных по роду своей профессиональной деятельности быть элитарной языковой личностью. Это прежде всего касается учителей, преподавателей, воспитателей, так как «никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью» (28, С.183). Данное положение можно отнести в конечном итоге, к специалистам всех профессий, так как высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка – «это самая лучшая опора, самое верное
Стр.2
3 подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» (В.В. Виноградов). Особая ответственность за воспитание языковой личности лежит на учителях-словесниках. Одним из важнейших аспектов работы учителясловесника является воспитание культуры речи учащихся, в том числе и обучние вежливой речи, формирование умения общаться в различных жизненных ситуациях, правильно используя формулы речевого этикета. Речевой этикет является частью общей культуры. Речевой этикет – это «национально специфические правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений, в принятых и предписываемых обществом ситуациях вежливого контакта с собеседником Такими ситуациями являются обращения к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, благодарность, просьба, прощание, извинение и т.д.» ( 20, с.254). Речевой этикет является важным элементом всякой национальной культуры. «В языке, речевом поведении, устойчивых формулах ( стереотипах) общения отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа»((26,с.151) Важным условием человеческого существования является общение. Используя общение, человек во все времена удовлетворял свои потребности, влечения, желания, интересы. Общение - это частный вид коммуникации. “ Коммуникация ((от латинского communico - делаю общим, связываюсь, общаюсь) - смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми оно включает ( наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями”(19, с. 168)). По типу отношений между участниками
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ