Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645832)
Контекстум
Управление начальной школой

Управление начальной школой №6 2015 (258,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID312987
АннотацияПрофессиональное издание для руководителей общеобразовательных организаций, кураторов и педагогов начальных классов, администраторов школ и методистов. Контроль и оптимизация учебного процесса, повышение квалификации педагогов. Правильное ведение документации.
Управление начальной школой .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №6 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312987 (дата обращения: 19.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дополнительные общеразвивающие программы ознакомительного уровня Комплексная работа как форма итоговой оценки Метапредметная составляющая промежуточной аттестации Пушкинский день в школе Открыта подписка на II полугодие 2015 года Журнал «Управление начальной школой» Подпишитесь в редакции всего за 1551 руб. <...> ИЮНЬ/2015 №6 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Глаголева Ю.И. – заведующая кафедрой начального образования ГБОУ ДПО (ПК) «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора АНО Школа «Президент» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ «Центр образования № 548 “Царицыно”», г. Москва Служба клиентской поддержки Тел. <...> 4 Возможности и перспективы дополнительных общеразвивающих <...>
Управление_начальной_школой_№6_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Управление_начальной_школой_№6_2015.pdf
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. Заместитель генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В. ИЮНЬ/2015 №6 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Глаголева Ю.И. – заведующая кафедрой начального образования ГБОУ ДПО (ПК) «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора АНО Школа «Президент» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ «Центр образования № 548 “Царицыно”», г. Москва Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 933-63-22, 937-90-82 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 47670, 47671*; «Почта России» – 84191, 84200; «Пресса России» – 88242, 88243 * Полугодовой и годовой. www.menobr.ru www.proflit.ru Издательский дом МЦФЭР Директор – Гирихиди В.П. Главный редактор – Богданова Е.В. МЦФЭР Образование Коммерческий директор – Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора – Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов – Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор – Бодякина Т.П. tbodjakina@mcfr.ru Шеф-редактор – Медведева Ю.В. ymedvedeva@mcfr.ru Ответственный редактор – Савиных Г.П. gsavinykh@mcfr.ru Выпускающий редактор – Ткачева Н.И. ntkacheva@mcfr.ru Художник – Бизянова М.Е. Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В. Дизайн-макет – Терещенков Д.А. Верстка – Соболев В.Ю. Секретарь – Шатуха М.В. mshatuha@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru Отдел продвижения Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О. Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю. Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С. Размещение рекламы Руководитель – Синицина Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745 nsinitsina@mcfr.ru Ведущий менеджер – Романенко Е.А. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710 eromanenko@mcfr.ru Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 27.04.2015. Дата выхода в свет 18.05.2015. Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 7027. Заказ № 1532 ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в АО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор» 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1 Сайт: www. chpd.ru, e-mail: salеs@chpd.ru, тел./факс: 8 (499) 270-73-59 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 ISSN 2071-2251 06 9 772071 225156
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Инновации и перемены Кленова Н.В. 4 Возможности и перспективы дополнительных общеразвивающих программ ознакомительного уровня Нормативные предпосылки разработки дополнительных общеразвивающих программ ознакомительного уровня. Финансирование дополнительных общеразвивающих программ (Региональный опыт г. Москвы). Классификация программ ознакомительного уровня, их ценность и назначение. Перспективы применения и особенности реализации программ. Пополнение банка программ. Экспериментальный и инновационный опыт организаций дополнительного образования детей. Пример программы ознакомительного уровня. Глаголева Ю.И., Бойкина М.В. 19 Мониторинговые исследования как инструмент управления качеством начального общего образования в условиях реализации ФГОС Требования ФГОС НОО как актуализирующая предпосылка мониторингов. Связь с вопросом итоговой аттестации в начальной школе. Цели и принципы мониторинга. Функции мониторинга. Субъекты и организаторы мониторинга. Структура внешнего мониторинга достижения учащимися метапредметных результатов освоения ООП НОО. Диагностические работы в рамках мониторинга. Алгоритм мониторинга. Контроль и оценка результатов обучения Зозуля Е.С. 27 Содержание и результаты метапредметных диагностик для выпускников начальной школы Цели метапредметной диагностики учащихся начальных классов; направления и ключевые блоки. Анализ данных диагностики УУД учащихся по работе с информацией. Частные результаты диагностик. Выполнение заданий высокого уровня сложности. Типичные ошибки учащихся. Анализ данных диагностики УУД в части познавательных логических действий. Выполнение заданий на общелогические умения. Выполнение заданий на решение задач и исследовательские умения. Характер выявленных затруднений. Вариант комплексной диагностической работы. Методическая мастерская Рябинина Л.А., Свиридова О.И., Чабан Т.Ю. 47 Как сделать оценку качества образования в начальной школе инструментом развития учителя и школы Новые функции оценки образовательных результатов учащихся. Организация работы с педагогами. Формы предъявления результатов оценки. Проблема интерпретации оценочных данных. Выбор образовательных программ и УМК с учетом проблем оценки. Подходы к изменению рабочих программ. Организация работы с родителями. Изменения в работе администрации. Изменения в образовательном пространстве школы.
Стр.4
Решение учебных проблем младших школьников Васкецова М.Ю. 59 Метапредметная составляющая текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся Требования к КИМ. Цели текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Различия функций текущего контроля и промежуточной аттестации. Использование контекстной оценки образовательных результатов учащихся. Шаблон анализа оценочных данных в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Комплексный подход к КИМ. Пример перевода результатов оценки в отметку. Примерный вариант годовой контрольной работы для учащихся 2-го класса. Документы 65 Письмо Минобрнауки России от 31.03.2011 № 06-614 «О направлении рекомендаций по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков» Выдержки из приложения к письму: понятие смены лагеря с дневным пребыванием детей; категории детей, пользующихся первоочередным правом при комплектовании смены; продолжительность смены лагеря; содержание деятельности специализированной (профильной) смены; подбор кадров для проведения специализированной (профильной) смены. Связь с другими нормативными правовыми актами, регулирующими отдых детей. А также 68 Календарь знаменательных событий и памятных дат июля 79 Веселая переменка Праздник в начальной школе Гашкова Н.Л. 70 «Путешествие по сказкам Пушкина» Сценарий внеурочного мероприятия для учащихся начальных классов. Планируемые результаты предлагаемого мероприятия. Оборудование и материалы мероприятия. Тексты для участников сценария. Рекомендации к проведению мероприятия.
Стр.5
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 6/2015 Инновации и перемены Инновации и перемены В статье освещены особенности дополнительных общеразвивающих программ ознакомительного уровня. Автор статьи характеризует цели таких программ и связывает их актуальность с тенденциями развития системы дополнительного образования детей. Предложен примерный образец программы ознакомительного уровня. Н.В. Кленова, канд. филос. наук, ст. методист ГБПОУ «Воробьевы горы», г. Москва Возможности и перспективы дополнительных общеразвивающих программ ознакомительного уровня Поставленная в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» задача увеличения к 2020 г. числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75% стала действенным стимулом поиска различных способов вовлечения учащихся в дополнительное образование. Одним из вариантов привлечения детей в систему дополнительного образования может стать широкая реализация в образовательных организациях (далее – ОО) дополнительных общеразвивающих программ ознакомительного уровня. Чтобы в полной мере оценить возросшую роль таких программ, важно понимать их место в общей системе дополнительного образования детей. Нормативные предпосылки Обратимся к нормативной базе. Большинство позиций по реализации дополнительных общеразвивающих программ (а именно они составляют основу дополнительного образования в школах и учреждениях дополнительного образования – дворцах, домах, центрах детского творчества и т. д.*) регулируется приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»**. * Реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и осуществляется в соответствии с федеральными государственными требованиями. 4 ** Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Стр.6
Инновации и перемены Упомянутым документом предписывается, что содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность; что организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные (в том числе общеразвивающие) программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время; что количество учащихся в детских объединениях, их возрастные категории, продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ* и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность (разработка локальных нормативных документов, естественно, предполагает опору на действующие СанПиНы). Обращает на себя внимание тот факт, что в нормативных документах федерального уровня дифференциация дополнительных общеобразовательных программ не идет дальше их разграничения на общеразвивающие и предпрофессиональные (ст. 75, п. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ)). Между тем для реальной практики учреждений, работающих с детьми разного возраста, разных потенциальных возможностей, чрезвычайно важна конкретизация картины их программного поля. Это необходимо в первую очередь для формирования представлений о преемственности в процессе реализации разработанных программ, о динамике возможного личностного роста ребенка, пришедшего в систему дополнительного образования. Региональный опыт г. Москвы На региональном уровне указанная проблема уже начала решаться. Примером может выступить приказ департамента образования города Москвы (далее – ДОгМ) от 17.12.2014 № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/15 уч. г.» (далее – приказ ДОгМ № 922), регулирующий порядок финансирования реализации дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, подведомственных ДОгМ. В приказе выделены три уровня реализации дополнительных общеразвивающих программ: ознакомительный, базовый, углубленный; зафиксированы основные признаки программ каждого уровня и определены объемы финансирования для программ того или иного уровня (таблица). Согласно приказу ДОгМ № 922 дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые на ознакомительном уровне (далее – ознакомительные программы), – это программы вводного характера, позволяющие ознакомить, ввести ребенка в определенную сферу деятельности (за пределами государственных образовательных стандартов). Их назначение – дать возможность детям и родителям сориентироваться в программном поле дополнительного образования конкретной образовательной организации (далее – ОО) и сделать последующий выбор: либо и далее «пробовать себя» в других или схожих предметно-деятельностных областях, либо продолжить образование по из* В приказе выделено 6 направленностей: техническая, естественнонаучная, физкультурноспортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая. 5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 6/2015 Инновации и перемены Уровневая дифференциация дополнительных общеразвивающих программ (в соответствии с приказом ДОгМ № 922) Соотносимые показатели дополнительных общеразвивающих программ Возраст обучающихся Время обучения (режим занятий) Результат обучения Ознакомительный 5–18 лет Срок освоения программы Не менее 3 мес. От 1 до 3 ч в неделю • Освоение обучающимися образовательной программы; • переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся Уровни реализации дополнительных общеразвивающих программ Базовый 8–18 лет Не менее 1 года От 3 до 5 ч в неделю • Участие в общегородских мероприятиях не менее 50% обучающихся; • включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий не менее 10% обучающихся; • переход на углубленный уровень не менее 25% обучающихся Размер расходов на одного обучающегося в год за счет средств государственной работы В каких образовательных учреждениях реализуется программа До 6 тыс. руб. В государственных общеобразовательных организациях До 12 тыс. руб. • В государственных общеобразовательных организациях; • государственных организациях дополнительного образования детей До 24 тыс. руб. • В государственных общеобразовательных организациях; • государственных организациях дополнительного образования детей бранному профилю через освоение общеразвивающих программ базового и углубленного уровней. Класссификация программ ознакомительного уровня В соответствии с приказом ДОгМ № 922 к ознакомительному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, рассчитанные на обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет. Срок освоения программы составляет не менее 3 мес., время обучения – от 1 до 3 ч в неделю. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся по данной программе. Дополнительные общеразвивающие программы базового уровня – это про6 граммы, которые предоставляются учащимся в возрасте от 8 до 18 лет; срок освоения таких программ составляет не менее 1 года, время обучения – от 3 до 5 ч в неделю. Результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденный департаментом образования города Москвы перечень, не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам базового уровня; включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий, входящих в упомянутый перечень, не менее 10% обучающихся; переход на углубленный уровень не менее 25% обучающихся. 12–18 лет Не менее 2 лет От 4 до 8 ч в неделю • Участие в общегородских мероприятиях не менее 80% обучающихся; • включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий не менее 50% обучающихся Углубленный
Стр.8
Инновации и перемены К углубленному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются детям в возрасте от 12 до 18 лет. Срок освоения таких программ составляет не менее 2 лет, время обучения – от 4 до 8 ч в неделю. Результатом освоения таких программ является участие в общегородских мероприятиях, включенных в упомянутый выше перечень, не менее 80% обучающихся по программам углубленного уровня; включение в число победителей и призеров вышеназванных общегородских мероприятий не менее 50% обучающихся по данным программам. Финансирование дополнительных общеразвивающих программ Предельные размеры расходов образовательной организации на одного обучающегося, осваивающего дополнительные общеразвивающие программы, за счет средств государственной работы в год составляют по г. Москве: на ознакомительном уровне – до 6 тыс. руб.; на базовом уровне – до 12 тыс. руб.; на углубленном уровне – до 24 тыс. руб. В каких учреждениях реализуются дополнительные общеразвивающие программы того или иного уровня, финансируемые по приведенной схеме? В соответствии с приказом ДОгМ № 922 – в государственных общеобразовательных организациях (школах, образовательных комплексах, организациях среднего профессионального образования) предусмотрена реализация дополнительных общеразвивающих программ всех трех уровней; в государственных организациях дополнительного образования детей – реализация программ на базовом и углубленном уровнях. Ценность программ ознакомительного уровня Выделение программ ознакомительного уровня в многообразном поле дополнительных общеразвивающих программ имеет позитивный педагогический смысл. Для обучающихся – это возможность погрузиться в уникальную творческую атмосферу дополнительного образования, попробовать себя в разных видах деятельности. Для родителей – это средство разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка в выбранном учреждении. Для педагогов – это реальный шанс сформировать контингент детей, заинтересованных в последующем обучении по основной программе педагога (программе базового уровня), а также стимул к совершенствованию базовой программы, поскольку разработка ознакомительной программы, по сути, означает создание мотивирующего введения в предметный мир, предлагаемый обучающимся. Особое значение ознакомительные программы имеют для образовательных организаций как ведущей институциональной формы, сохраняющей и развивающей систематизированное дополнительное образование детей. Перспективы применения Наличие в ОО обширного круга краткосрочных ознакомительных программ – это реальный шанс повысить его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Рынок предлагает сегодня огромный выбор интерактивно организованных, современно представленных, увлекательных образовательных практик для детей всех возрастов. При этом субъекты таких услуг 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически