ISBN 978-5-209-03008-9
В основе курса лежит концепция многоуровневого, многоаспектного
анализа синтаксических единиц; особое внимание уделено коммуникативному и семантико-синтаксическому аспектам организации предложения, не представленным в других практических пособиях по синтаксису
русского языка, но чрезвычайно важным для теории и практики перевода,
сопоставительного изучения языков, а также для практики обучения русскому языку иностранцев. <...> СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
Методические указания
При изучении этой темы необходимо обратить внимание на различие между пониманием синтаксиса в западной
научной традиции и в отечественном языкознании. <...> Какое место занимают среди них синтаксические
единицы? <...> Из каких компонентов (слово, словоформа, словосочетание, простое предложение) образованы приведенные ниже синтаксические единицы? <...> Расскажите, как менялось представление о
предмете и задачах синтаксиса в истории науки. <...> 6
Часть I
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Методические указания
Изучение любой синтаксической единицы означает ее
изучение со стороны формы и значения в их взаимосвязи. <...> При изучении синтаксических связей и синтаксических отношений важно усвоить, что характеристика связей между
различными компонентами (словами, словоформами, частями сложного предложения и др.) – это характеристика того,
как устроена синтаксическая единица, т.е. изучение и описание ее формы; а характеристика синтаксических отношений
между строевыми компонентами синтаксической единицы –
это характеристика ее содержания. <...> Значит, перечислить синтаксические отношения таким закрытым списком и получить
7
строгую логическую их классификацию в принципе невозможно. <...> Чем отличается синтаксическая связь между компонентами в нижеприведенных случаях?
день и ночь – ясный день;
днем и ночью– темной ночью;
злой, но неопасный – злой взгляд;
снег или дождь – укутан снегом;
ты, а не я – подарок для тебя. <...> Расскажите <...>
Синтаксис_современного_русского_языка.pdf
О.А. Крылова
СИНТАКСИС
СОВРЕМЕННОГО
РУССКОГО ЯЗЫКА
Практикум для студентов-филологов
Москва
Российский университет дружбы народов
2008
Стр.1
ББК 81.2Р
К 85
Рецензенты:
кандидат филологических наук,
профессор Российского университета дружбы народов Ю.Г.Овсиенко,
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
Института русского языка РАН Л.К.Чельцова
Крылова О.А.
К 85 Синтаксис современного русского языка: Практикум для
студентов-филологов. – М.: РУДН, 2008. – 82 с.
ISBN 978-5-209-03008-9
В основе курса лежит концепция многоуровневого, многоаспектного
анализа синтаксических единиц; особое внимание уделено коммуникативному
и семантико-синтаксическому аспектам организации предложения,
не представленным в других практических пособиях по синтаксису
русского языка, но чрезвычайно важным для теории и практики перевода,
сопоставительного изучения языков, а также для практики обучения русскому
языку иностранцев.
Формулировка заданий и подбор языкового материала соответствуют
содержанию курса лекций, читаемого в бакалавриате филологического
факультета Российского университета дружбы народов.
Каждому разделу предпосланы краткие методические указания и список
учебной и научной литературы.
Для семинарских занятий студентов-филологов и самостоятельной
работы по программе курса «Современный русский язык. Грамматика:
синтаксис».
ISBN 978-5-209-03008-9
ББК 81.2Р
© О.А. Крылова, 2008
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2008
2
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи синтаксиса.
Синтаксические единицы……………………………………… 3
Методические указания…………………………………... 3
Вопросы и задания………………………………………… 4
ЧА СТЬ I. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ…………………….. 7
Методические указания…………………………………... 7
Вопросы и задания………………………………………… 8
ЧА СТЬ II. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ………………………… 24
Методические указания…………….……….……….……
Вопросы и задания………………………………………… 26
24
ЧА СТЬ III. ПРЕДЛОЖЕНИЕ………….………………….. 30
Раздел I. Понятие о предложении……………………………. 30
Методические указания…………………………………… 30
Вопросы и задания…………………………………………. 32
Раздел II. Типология предложений…………….…………….. 36
Раздел III. Простое предложение……….…………………….. 41
Учение о членах предложения……………………………….. 41
Конструктивно-синтаксический аспект организации
простого предложения. Структурные схемы предложения… 45
Коммуникативно-синтаксическая организация простого
предложения. Актуальное членение предложения
и порядок слов в русском языке………………………………. 53
Методические указания…………………………………… 53
Вопросы и задания…….…………………………………… 55
Простое предложение в семантико-синтаксическом аспекте 64
Методические указания…………………………………… 64
Вопросы и задания…………….…………………………… 65
Раздел IV. Сложное предложение…………………………….. 73
Общая характеристика сложных предложений
и их типология…………………………………………………. 73
Сложноподчиненные предложения……….………………….. 74
Сложносочиненные предложения……………………………. 77
Бессоюзные сложные предложения………………………….. 80
82
Стр.82