Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Субъект Фрейда и Деррида (390,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц256
ID177723
АннотацияКнига известного психоаналитика и философа Виктора Мазина посвящена понятию «субъект» у Фрейда и Деррида, а также многосторонним отношениям психоанализа и деконструкции. Перечитывая различные тексты Деррида, автор показывает, как именно деконструкция обязана своим возникновением психоанализу; однако еще более важным становится вопрос о возможностях и перспективах деконструктивного психоанализа. Книга адресована интеллектуальному кругу читателей, интересующихся психоанализом и философией, историей и теорией культуры.
ISBN978-5-91419-396-3
Субъект Фрейда и Деррида / Мазин В. — : [Б.и.], 2010 .— 256 с. — ISBN 978-5-91419-396-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/177723 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-91419-396-3 Книга известного психоаналитика и философа Виктора Мазина посвящена понятию «субъект» у Фрейда и Деррида, а также многосторонним отношениям психоанализа и деконструкции. <...> Перечитывая различные тексты Деррида, автор показывает, как именно деконструкция обязана своим возникновением психоанализу; однако еще более важным становится вопрос о возможностях и перспективах деконструктивного психоанализа. <...> ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ СУБЪЕКТ, ПОДЛЕЖАЩИЙ И ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ Название книги «Субъект Фрейда и Деррида» подозрительно и двусмысленно. <...> С этой точки зрения книга посвящена тому, что осмысляют Фрейд и Деррида. <...> Фрейд все время возвращается к давно написанным трудам, чтобы внести в них поправки, дополнения, изменения; а Деррида не только указывает на референции и ассоциации, уводящие за пределы книги, открывающие одну книгу другим, пропускающие призраков одного текста в другой, но и на то, что чуть ли не все им написанное – предисловие к ненаписанному. <...> Иначе говоря, предмет наших размышлений – отношения психоанализа и деконструкции. <...> Сколь спорным ни казался бы кому-то тезис Рене Мажора о том, что невозможно не только представить деконструкцию без психоанализа, но и психоанализ немыслим без Деррида, на этих страницах он будет бесспорным. <...> Подозрительный субъект чтении Фрейда, но и в чтении Деррида не может не возникать мыслей о Фрейде. <...> Фрейд ставит перед собой задачу разобраться с субъектом и понимает, что субъект этот неисчерпаем, текст его невозможно прочитать до конца. <...> ПЕРЕПИСЫВАЕМЫЙ СУБЪЕКТ Деррида, как хорошо известно, утверждает: «нет ничего вне текста», «вне-текста нет», «внетекстовой реальности вообще не существует» [il n’y a pas de hors-texte] [3:313;2271], и эта формула из книги «О грамматологии» предполагает не только невозможность метафизической трансценденции, но и работу деконструкции исключительно в тексте. <...> Деконструкция субъективности как самоприсутствия проводится по двум линиям <...>
Субъект_Фрейда_и_Деррида_.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Субъект_Фрейда_и_Деррида_.pdf
 -  
Стр.3
УДК 159.964.2 ББК 88.1 М13 Мазин В. М13 Субъект Фрейда и Деррида / В. Мазин. — СПб. : Алетейя, 2010. — 256 с. ISBN 978-5-91419-396-3 Книга известного психоаналитика и философа Виктора Мазина посвящена понятию «субъект» у Фрейда и Деррида, а также многосторонним отношениям психоанализа и деконструкции. Перечитывая различные тексты Деррида, автор показывает, как именно деконструкция обязана своим возникновением психоанализу; однако еще более важным становится вопрос о возможностях и перспективах деконструктивного психоанализа. Книга адресована интеллектуальному кругу читателей, интересующихся психоанализом и философией, историей и теорией культуры. УДК 159.964.2 ББК 88.1 © Мазин В., 2010 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2010 © «Алетейя. Историческая книга», 2010
Стр.4
I. ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ СУБЪЕКТ, ПОДЛЕЖАЩИЙ И ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ Название книги «Субъект Фрейда и Деррида» подозрительно и двусмысленно. С одной стороны, субъект – логическое подлежащее, предмет суждения, объект рассмотрения. С этой точки зрения книга посвящена тому, что осмысляют Фрейд и Деррида. Однако такой объект настолько безграничен, что контуры его окончательно рассеиваются, и он перестает быть объектом. Его невозможно ограничить пространством осмысления, поскольку что-то всегда выскальзывает по ту сторону смысла. Его невозможно ограничить даже многочисленными книгами Фрейда и Деррида, тем более что ни одна из них не ограничивается ограниченным числом страниц. Фрейд все время возвращается к давно написанным трудам, чтобы внести в них поправки, дополнения, изменения; а Деррида не только указывает на референции и ассоциации, уводящие за пределы книги, открывающие одну книгу другим, пропускающие призраков одного текста в другой, но и на то, что чуть ли не все им написанное – предисловие к ненаписанному. Более того, речь не идет ни о Деррида, ни о Фрейде, а о Деррида и Фрейде. Иначе говоря, предмет наших размышлений – отношения психоанализа и деконструкции. Именно отношения. «Ну, вот, опять эти интеллектуальные забавы! – воскликнет прозорливый читателью. – Ведь не было между ними никаких отношений. Никаких! Они даже не встречались. Когда Фрейд умер, Деррида было всего-то 15 лет!» Действительно, речь не идет о встрече, произошедшей в кафе или на конгрессе. Места встреч – тексты Деррида, наполненные как непосредственными, так и косвенными обращениями к Фрейду. Кроме того, места встреч предписаны данными страницами. Читая Фрейда, невозможно не замечать присутствия в них Деррида, даже если присутствие это призрачно. Сколь спорным ни казался бы кому-то тезис Рене Мажора о том, что невозможно не только представить деконструкцию без психоанализа, но и психоанализ немыслим без Деррида, на этих страницах он будет бесспорным. Но не только Деррида незримо «присутствует» в данном 5
Стр.5
I. Подозрительный субъект чтении Фрейда, но и в чтении Деррида не может не возникать мыслей о Фрейде. Поля этих мыслей, поля этого письма – места встреч Фрейда и Деррида, по крайней мере, места встреч призраков Деррида и Фрейда. С другой стороны, субъект – человеческий субъект, человек мыслящий и мыслимый, говорящий и говоримый, действующий и действуемый. Субъект – всегда уже социальный, принадлежащий культуре и идеологии, пишущий и надписываемый – «является» «объектом» книги. Здесь-то проявляется один из известных парадоксов психоанализа: совпадение субъекта и объекта. Субъект и объект совпадают, при этом никогда не могут совпасть. Мысль о себе никогда не равна себе. Мысль о себе деконструирует самою возможность оппозиции субъекта и объекта, располагает их на движущейся ленте Мёбиуса. Фрейд ставит перед собой задачу разобраться с субъектом и понимает, что субъект этот неисчерпаем, текст его невозможно прочитать до конца. Чтение и создает текст. Ткань бессознательного письма порождает субъект. ПЕРЕПИСЫВАЕМЫЙ СУБЪЕКТ Деррида, как хорошо известно, утверждает: «нет ничего вне текста», «вне-текста нет», «внетекстовой реальности вообще не существует» [il n’y a pas de hors-texte] [3:313;2271 ], и эта формула из книги «О грамматологии» предполагает не только невозможность метафизической трансценденции, но и работу деконструкции исключительно в тексте. Деконструкция сверхдетерминирована текстом. Поверхность текста при этом никогда не бывает однородной. Один текст деформирует другой. Текст всегда уже находится в процессе становления, преломления, различения с самим собой. Ни о каком его обожествлении, ни о какой теологизации в случае Деррида и речи быть не может. Формула «нет ничего вне текста» означает, в конечном счете, что текста тоже нет, поскольку всё существующее «существует» всегда уже в тексте. Представления, кажущиеся сами собой разумеющимися, оказываются под подозрением – представления о существовании как присутствии, о сознании как данности. Жизнь как присутствие оказывается текстом, отложенным про запас, отсроченным на потом; она повПервая цифра указывает на номер книги в библиографии, вторая – на страницу русского перевода, третья – французского (Деррида) или немецкого (Фрейд) издания. 1 6
Стр.6
Субъект, подлежащий и принадлежащий торяется в различении с собой, она возможна только в отличии от себя самой. Текст ее поворачивается к себе, но никогда с собой не совпадает. Так и совпадение субъекта и объекта в психоанализе не предполагает их совпадения. Именно зазор, несовпадение с самим собой и производят эффект субъективации. Формула «нет ничего вне текста» как раз и указывает на то, что у субъекта нет никакого устойчивого основания типа «ядра», «стержня», «подлинного эго», «истинного себя», «самости», «идентичности», «объективного существования», т. е. всего того, на чем строятся разнообразные психологические теории. В самых первых своих книгах, «Происхождение геометрии» (1962) и «Голос и феномен» (1967) Деррида деконструирует то, что кажется несомненным – принцип данности феноменов в изначальной интуиции, т. е. принцип, которым сознание конституирует смысл феноменов в редукции. Деконструкция субъективности как самоприсутствия проводится по двум линиям аргументации: во-первых, временная структура опыта не может быть схвачена инстанцией я; во-вторых, в цепи означающих самотождественность невозможна, поскольку означающие указывают на другие означающие, а не на некий означаемый субъект, поскольку означающее возможно лишь в отличие от других, непредставленных означающих. Деконструкция феноменологического субъекта производится при активной поддержке Фрейда с его теориями последействия и торения мнесических следов. В то же время диспозиция «нет вне-текста» не означает приписанность «субъекта» порядку дискурса. В ответ на утверждение Лакана о рождении субъекта в предуготовленную ему дискурсивную колыбель, Деррида указывает: никакого потенциального субъекта в дискурсе не содержится. Напоминая о том, что Фрейд сравнивал работу сновидения, т. е. собственно психическую работу с работой письменности, Деррида говорит: «письмо, будучи отличным от субъекта, одновременно и создает, и разрушает его» [3:196;100]. Письмо буквально оказывается для субъекта созидательным и в то же время разрушительным [le constituant et le disloquant а la fois]. Письмо подвергает субъекта дроблению, разделению, рассеиванию [dislocation] и смещению, перемещению, дислокации [dislocation]. Кроме того, субъект открыт другому, содержит его в себе, не может быть замкнутым, и, стало быть, невозможно говорить об автономном субъекте, о субъекте как таковом. В 1921 году Фрейд подчеркивает: «в психической жизни человека всегда присутствует 7
Стр.7
I. Подозрительный субъект другой [Im Seelenleben des einzelnen kommt ganz regelmäßig der Andere]» [73:33;71]. Субъект всегда уже содержит след другого, и другой «оказывает сопротивление всякой субъективации, даже интериоризации-идеализации того, что называют работой траура» [32:285]. Субъект оказывается не только нетождественным самому себе, не только расщепленным и раздробленным, но и разнородным, гетерогенным, содержащим несубъективируемое, неприсваиваемое в работе траура по другим. Бессознательное, как утверждает Фрейд, – всегда коллективно. Оно – коллектив различных других, оно – коллектив различий, оно – продукт культуры. Культуры, подхватывает Деррида, всегда уже письменной. Разумеется, вторит Фрейд, ведь психический аппарат – это машина письма. Поскольку одним из заглавных понятий на этих страницах оказывается «субъект», а точнее его невозможность – расщепленность, фрагментированность, неполнота, дислоцированность, то его необходимо незамедлительно взять в кавычки. Деррида говорит не столько о «субъекте» и «субъективности», сколько об «эффекте субъективности», ведь некий атомарный, то есть целостный, ограниченный, неделимый «субъект» – наследие метафизики присутствия. Но как говорить о «субъекте», не прибегая к слову «субъект»? Как поставить «субъект» под подозрение, не именуя его? Как подвергать критике метафизический – единый, автономный, самодостаточный – «субъект», замалчивая это слово? Субъект – понятие по умолчанию? Деррида задается этим вопросом, обращаясь к психоанализу, в частности, к Лакану. В разговоре с Жаном-Люком Нанси он отмечает: «Разве Лакан «ликвидировал» субъекта? Нет. Децентрированный «субъект», о котором он говорит, несомненно, несет в себе черты классического субъекта… несмотря ни на что, он остается необходимым для экономики лакановской теории» [32:270]. Необходим субъект, как подчеркивает Деррида, и Альтюссеру, и Фуко, и Марксу, и Ницше, и Фрейду. Необходим он и Деррида. «Субъект» вновь проинтерпретирован [reinterprete], иначе расположен, заново расположен [resitue], вновь надписан [reinscrit], но не ликвидирован. Так что речь на этих страницах идет не столько о субъекте, и уж во всяком случае, не о «классическом субъекте», а о критике «субъекта». «Субъект» – постоянное переприсвоение, пере-при-своение. Вновь и вновь присвоение себя. «Субъект» не собственность субъекта. Он сам себе не принадлежит, – указывает Фрейд. Собственность должна постоянно присваиваться и переприсваи8
Стр.8
Субъект, подлежащий и принадлежащий ваться, – подчеркивает Деррида. Собственное – движение в направлении присвоения. Более того, это еще и противоположный процесс рассвоения, разосвоения, экспроприации «собственных» черт. Эффект субъективности проявляется в экзапроприации [exappropriation], т. е. в процессе, сочетающем отчуждение собственности [expropriation] и ее присвоение [appropriation], в процессе превращения внутреннего (эндо-) во внешнее (экзо-), а внешнего – во внутреннее. В этом процессе жизнь разворачивается в отчуждении от жизни, жизнь – в умирании, в биотанатографии, в авто-био-танато-гетеро-графии, если воспользоваться словом Деррида. Движение присвоения себя заключается «в самоотдаче смерти, поскольку эта смерть и это разрушение себя не исходит ни из чего иного, кроме себя» [107:93]. Экзапроприация – условие становления субъекта, его осмысления, ведь если бы желание, направленное на присвоение того, что ему внеположно, того, что в нем иного, было бы каким-то чудесным образом реализовано, то никакого (желающего) субъекта больше бы не было. Если бы смысл субъекта был присвоен «исчерпывающим образом, без остатка, то не было бы больше никакого смысла» [40:46]. СТРОЕНИЕ КНИГИ Данная книга строится на чтении работ Зигмунда Фрейда и Жака Деррида. Разумеется, в первую очередь интерес направлен на те исследования Деррида, в которых он подвергает деконструкции тексты Фрейда, и на те метапсихологические работы Фрейда, в которых обнаруживается психоаналитическая критика метафизики присутствия. Фрейд и Деррида – мыслители, настойчиво показывающие иллюзорный характер общепринятых позиций, представлений, положений. Фрейд конституирует желающего и расщепленного субъекта; Деррида – субъекта, знание которого постоянно выстраивается на вымышленных предпосылках. Данная книга состоит из пяти частей. В первой, в которой мы сейчас и находимся, рассказывается о «Подозрительном субъекте». Во второй, «Психоанализ и деконструкция на пределах», рассматриваются особенности теорий Фрейда и Деррида, позволяющие их сближать, сопоставлять и различать в связи с рядом присущих им парадоксов. В каждой части рассуждения основываются на анализе двух-трех «гостеприимных» текстов. Во второй части это – «Позиции» (1972) и «О речи» (1999) Деррида и «Сопротивления психоанализу» (1925) Фрейда. Сосредотачиваясь на 9
Стр.9
I. Подозрительный субъект конкретных текстах, мы, тем не менее, неизбежно выходим за их пределы. Этот «выход за пределы» лишь подчеркивает невозможность существования отдельно взятой книги, а также межтекстовый характер любого чтения. Третья часть, «Перекрестное чтение», просматривает работы Деррида, сфокусированные на чтении текстов Фрейда. В этой части показана возможность работы в двух корпусах текстов одновременно на примере перекрестного деконструктивного чтения Фрейда и Хайдеггера. Четвертая часть непосредственно сосредоточена на критике метафизики присутствия. Первая глава посвящена одному из оснований метафизики присутствия – бинарным оппозициям и их деконструкции. Она построена на чтении «Голоса и явления» (1967), «Фармации Платона» (1972), «Различания» (1982) Деррида, «О двух принципах психического функционирования» (1911), «Влечений и их судьбы» (1915), «Жуткого» (1919) Фрейда. Во второй главе разбирается проблема отношений речи и письма – один из принципиальных вопросов деконструкции метафизики присутствия, который одновременно оказывается и движущей силой метафорического аппарата Фрейда. В этой главе в первую очередь анализу подвергаются фрагменты «Толкования сновидений» (1900), «Я и оно» (1923) и «Грамматологии» (1967). Третья глава посвящена памяти как основанию психоанализа в связи с деконструктивной проблематикой следа, наследия, наследования. В основании этой главы лежит чтение таких текстов как «Фрейд и сцена письма» (1967), «Почтовая карточка» (1980), «Призраки Маркса» (1993), «Сопротивления психоанализу» (1996), «Состояния души психоанализа» (2000), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Заметка о чудесном блокноте» (1925), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938). Пятая часть повествует о принципиальных различиях психоанализа и деконструкции, о неминуемой возможности деконструкции в психоанализе. Эта возможность и содержит второе имя этой книги. Книга не замыкается в себе, открывается другому прочтению, обретает другое название: ДЕКОНСТРУКТИВНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
Стр.10