В о
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Задачей настоящей работы является изложение программы и
методов определенной системы лесоэкономических исследований,
отвечающих очередным плановым заданиям строительства государственного
лесного хозяйства. Автор не ставит себе более широких
целей освещения всех вообще методов лесоэкономических исследований
в виде конъюнктурных наблюдений, специальных работ по
изучению лесной ренты и т. д.
План работы в основе своей был составлен еще в 1923-м году,
когда автором совместно с инспектором лесоустройства Д. С. Богдановым
был набросан первоначальный проект анкет ') по лесоэкономическим
исследованиям вместе с краткой к ним инструкцией.
Затем этот проект неоднократно рассматривался в различных
комиссиях и совещаниях, из числа которых здесь необходимо упомянуть:
Комиссию при Ленинградском Г. Л. О. с участием Н. В. Варавина
и Н. И. Бегунова и Совещание уездных инспекторов лесов при
том же Г. Л. О. Далее проект рассматривался областным ЭКОСО
и, наконец, в марте прошлого года он прорабатывался в секции
по лесоэкономическим исследованиям на Лесоустроительном Совещании
при Управлении лесами, каковым Совещанием, по докладу
Секции, этот проект был одобрен.
При подготовке к печати проект был подвергнут автором
дальнейшей переработке, при чем были приняты во внимание результаты
опыта работ по лесоэкономическим исследованиям, производившихся
в текущем году Ленинградским Г. Л. О. 2
).
1
) В печати основные положения этого проекта были опубликованы автором
в статьях: „Зачем нужна лесная экономика и откуда ее взять". (Лесопромышленность
и Топливо Л"г 8—9—1923 г.) и „Задачи Лесоустройства в Сев.-Зап. Области"
(Лесное хозяйство и Охота 1923 г. № 5).
:
_ Уч. Тип. l-roJ
goMaJ
Стр.2
Но несмотря на столь, казалось бы, длительную проработку,
предлагаемый проект постановки лесоэкономических исследований,
конечно, не может претендовать на исчерпывающую полноту, не
говоря уже о том, что многие выдвигаемые здесь положения неизбежно
вызовут ряд возражений с разных сторон.
Многие дефекты неизбежны, в столь новой области работы,
для которой нет еще образцов не только в нашей, но и в мировой
литературе.
Однако не приходится ждать, когда будет накоплен богатый
практический опыт, и научными работами будут освещены все спорные
вопросы лесоэкономических исследований. Эти исследования развертываются
уже в настоящее время очень широко, а между тем до
сих пор еще не было сделано в литературе ни одной попытки
систематического изложения программы и методов подобных работ.
Принимая на себя эту нелегкую задачу, автор руководствовался
единственным стремлением дать тот исходный материал, от которого
пойдет дальнейшее углубление, поверка и систематизация методов
новой работы. Дело объективной научной критики и широкого практического
опыта выяснить, что должно быть изменено, исправлено,
улучшено в предлагаемой постановке лесоэкономических исследований.
С.
Богословский.
2 апреля 1925 года.
Ленинград.
ГЛАВА I.
Задачи и значение лесоэкономических исследований.
В настоящее время лесоэкономические исследования развертываются
очень широко в связи с передачей лесных дач особого
назначения горно-заводским, транспортным и промышленным предприятиям
и их объединениям. Инструкция по применению ..Положения
о передаче лесных дач". . . требует (ст. 2-я) предварительного
лесоэкономического обследования лесных дач, намечаемых
к передаче. А так как заявок, согласно упомянутому „Положению"
поступило уже очень много, возникла необходимость срочного и
чрезвычайно спешного проведения ряда работ по лесоэкономическим
обследованиям. Но если развертывание этих последних
происходит по частному заданию, то отсюда далеко не следует, что
задачи и значение лесоэкономических исследований замыкаются
кругом вопросов, связанных с передачей лесов промышленным и
транспортным предприятиям.
Задачи лесоэкономических исследований несравненно шире
и определяются они, прежде всего, условиями государственного
планового регулирования хозяйства в СССР. Год от года, по мере
накопления опыта и совершенствования административно-технического
персонала, планирование народного хозяйства СССР становится
все более и более совершенным и всеобъемлющим. Ведение
государственного хозяйства на основе единого плана, изменяемого
и исправляемого по указаниям опыта, есть главное отличие и главное
преимущество советской экономической системы по сравнению
с системой капиталистического общества. ')
Из всех отраслей народного хозяйства лесное хозяйство,
в силу присущих ему специфических черт и, в первую очередь,
в силу необычайно продолжительного периода производства, измеряемого
даже не десятилетиями, а сотнями лет, по самому существу
своему не может не быть плановым. Вот почему, даже в условиях
капиталистической системы хозяйства если и возникают в настоящее
время идеи (например в Германии) о необходимости пла)
Л. Б. Красин. «Государственный хозяйственный план и монополия внешней
торговли". „Плановое хозяйство". 1925 г. Л*? 5.
1
Стр.3
нового регулирования народного хозяйства, то прежде всего внимание
экономистов в этом направлении останавливается на лесах,
как на хозяйственном объекте, наиболее отвечающем методам государственного
планирования. ') В последнее время в Соединенных
Штатах Северной Америки вопросы планомерного использования
лесных богатств приковывают к себе все большее внимание под
влиянием уже обнаружившихся тяжелых последствий несогласованности
в росте древообрабатывающей промышленности с имеющимися
лесными рессурсами. Область Великих Озер, еще 30 лет тому
назад считавшаяся одним из важнейших мировых источников ценной
деловой древесины, в настоящее время уже не в состоянии
сама покрыть полностью собственных потребностей в древесине.
Крупная лесопильная промышленность должна была уже перекочевать
отсюда в южные районы желтой сосны. Но и здесь уже
обнаруживаются грозные симптомы истощения лесов и снова лесопильные
заводы-гиганты должны перекочевывать, на этот раз на
побережье Тихого Океана.
Колоссально развившаяся бумажная промышленность должна
покрывать свою потребность в балансах за счет ввоза из Канады
и переброски древесины из лесов Тихоокеанского побережья. Вследствие
же перевозки по железным дорогам через весь континент создается
колоссальное вздорожание древесины.
Kirkland 2
) считает, что переброска древесины по железным
дорогам с восточного побережья на западное обходится Соединенным
Штатам в 485.000.000 р.
Профессор Tourney 3
) приводит ряд проектов, которые
различными путями стремятся предотвратить угрозу полного нарушения
баланса между потребностями страны в древесине и производительностью
лесов. Но уже самая наличность этих многих направлений
свидетельствует о полной безнадежности попыток подойти
к плановому строительству лесного хозяйства в условиях частной
собственности на леса.
Только национализация лесов, в связи с сосредоточиванием
в руках государства крупной промышленности и транспорта, открывает
полную возможность планомерного использования лесных
богатств в соответствии с теми запросами к лесам, которые предъявляются
к ним со стороны других отраслей народного хозяйства.
ственного лесного хозяйства в его увязке с другими отраслями народного
хозяйства.
новое хозяйство". 1925 г. № 3.
3
Jv 5—6.
3
') Г. М. Кржижановский. „К теории и практике планового хозяйства". „Пла)
.The Supply of and demand for Timber". Journal of Forestry 1925
) Re—shaping ol our forest policy. The scientific Monthly. 1921.
*
') „Плановое хозяйство". 1925 г. № 8.
Рассмотрим важнейшие плановые вопросы в области государ1)
Лесоаграрна я проблема.
Вопросы переселения и колонизации и вообще землеустройства
в широком смысле слова ставят перед государственными лесными,
органами, в первую очередь, задачу выяснить, какие площади
в ближайшее время подлежат обращению под сельско-хозяйственную
культуру и какие должны быть оставлены за лесным хозяйством.
Без предварительного решения этой первейшей задачи легко
может случиться, что силы и средства, затрачиваемые на организацию
лесного хозяйства, окажутся израсходованными совершенно
непроизводительно. Особенно много поучительных примеров дает
в этом отношении история лесоустройства в Сибири, где значительные
площади из устроенных (нередко весьма детально) лесных
дач переводились еще до истечения ревизионного периода в колонизационный
фонд, вследствие чего составленные планы лесного
хозяйства совершенно опрокидывались, а лесоустроительные работы
оказывались произведенными впустую.
С другой стороны, существуют огромные лесные районы даже
в пределах Европейской России, где постановка рационального лесного
хозяйства невозможна без предварительной колонизации края.
Здесь государственные лесные органы, заинтересованные в интенсификации
лесного хозяйства края, должны во многих случаях сами
проявить инициативу в вопросах колонизационной политики, выясняя,
какие лесные площади, в интересах самого же лесного хозяйства,
должны быть обращены под сельско-хозяйственную культуру. Вне
широко поставленной колонизации хозяйство в глухих безлюдных
лесных районах не может получить рабочей силы,необходимой как
для развития эксплоатации леса, так и для рациональной постановки
рубок, лесовозобновления, ухода за лесом и т. д. Когда
представитель НКЗ докладывал в Президиуме Госплана „Основы
перспективного плана развития сельского и лесного хозяйства", 5
)
он заявил, что колонизация на Севере имеет в виду прежде всего
подъем, именно, лесного хозяйства.
Но вопрос о передаче лесных площадей под сельско-хозяйственное
пользование возникает не только в глухих районах с избытком
лесов и редким населением. Даже на Украине, при крайне
ограниченной общей лесной площади, недостаточной для удовлетворения
потребностей края в древесине, все же, встал вопрос о необходимости
расчистки под сельско-хозяйственное пользование
части лесов, занимающих наиболее плодородные и удобные для
с.-х. культуры почвы. Около этого вопроса разгорелась оживленная
полемика, свидетельствующая о том, насколько сложны подобные
плановые вопросы, когда сталкиваются столь противоречивые интересы,
как необходимость, с одной стороны, расширения посевной
площади, а с другой—задача обеспечения древесиной населения
малолесного юга и использования ценнейших дубовых насаждений
Стр.4