Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Практическое мышление: теоретические проблемы и прикладные аспекты (290,00 руб.)

0   0
АвторыКарпов А. В., Корнилов Ю. К., Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц441
ID206956
АннотацияМонография представляет собой обобщение исследований и теоретических разработок коллектива ярославской научной школы, посвященных проблеме практического мышления. В работе выделяются два основных раздела. Первый раздел посвящен теоретическим и исследовательским проблемам практического мышления. Он состоит из четырех частей: «Практическое мышление в контексте общих теоретических проблем психологической науки». «Практическое мышление во взаимодействии субъекта с миром», «Преобразовательная направленность практического мышления» и «Субъект практического мышления. Опыт и построение ситуации». Второй раздел, представленный в пятой части монографии «Методический аспект изучения и диагностики особенностей практического мышления», включает практико-ориентированные разработки коллектива в сфере исследования и диагностики особенностей практического мышления.
Кому рекомендованоМонография адресована специалистам в области теоретической и практической психологии, студентам и аспирантам, а также всем интересующимся психологией.
ISBN978-5-8397-0585-2
УДК37.025
ББКЮ935.131
Практическое мышление: теоретические проблемы и прикладные аспекты : [монография] / ред.: А. В. Карпов, Ю. К. Корнилов; Яросл. гос. ун-т .— Ярославль : ЯрГУ, 2007 .— 441 с. — ISBN 978-5-8397-0585-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/206956 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Он состоит из четырех частей: «Практическое мышление в контексте общих теоретических проблем психологической науки», «Практическое мышление во взаимодействии субъекта с миром», «Преобразовательная направленность практического мышления» и «Субъект практического мышления. <...> Профессиональное мышление рассматривается автором в виде уровневого процесса. <...> Вопреки самым простым представлениям о возникновении проблемы в ходе деятельности, когда она возникает «совершенно неожиданно», в данной главе описывается особое интеллектуальное образование опытного профессионала – «проблемное пространство». <...> 13) исследована роль категоризации в решении мыслительных задач, обеспечивающей связь решаемой задачи с опытом субъекта и актуализирующей необходимые для решения знания. <...> Авторы подчеркивают, что эти особые знания испытуемых о свойствах предметов и собственного тела не являются результатом усвоения научных знаний, что «наивная физика» формируется у испытуемых каким-то иным путем. <...> В результате у человека формируется и используется особая система таких специфических знаний – «наивная физика». <...> Вот почему неумение или нежелание решать некоторую задачу еще не означает низкого интеллекта. <...> Наивная физика у Выготского приобретает новый смысл и предполагаемое происхождение. <...> 15 Особую роль при этом играет свойственная только человеку «наивная физика», возникающая как средство решения задач, как своеобразная модель мира, отражающая его невидимые, но знаемые свойства. <...> Критерий, по которому Рубинштейн различает теоретическое и практическое мышление, допускает различное понимание. <...> В сложных случаях приходится привлекать теоретическое мышление. <...> Если метакогнитивная схема субъекта предполагает для своей законченности и целостности в качестве структурного элемента способ преобразования действительности, то его отсутствие отражаемой действительности и обусловит когнитивное противоречие. <...> Нас <...>
Практическое_мышление_теоретические_проблемы_и_прикладные_аспекты_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Практическое мышление: теоретические проблемы и прикладные аспекты Ярославль 2007
Стр.1
УДК 37.025 ББК Ю935.131 П 69 Рецензенты: Д.Н. Завалишина, д-р психол. наук, гл. сотр. лаборатории психологии способностей им. В.Н. Дружинина ИП РАН; Ю.К. Стрелков, д-р психол. наук, проф., зав. кафедрой труда и инженерной психологии МГУ; Лаборатория системных исследований психики Института психологии РАН Практическое мышление: теоретические проблемы и прикладные аспекты : монография / Кол. авт.; под ред. А.В. Карпова, Ю.К. Корнилова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. – 440 с. – ISBN 978-5-8397-0585-2 Монография представляет собой обобщение исследований и теоретических разработок коллектива ярославской научной школы, посвященных проблеме практического мышления. В работе выделяются два основных раздела. Первый раздел посвящен теоретическим и исследовательским проблемам практического мышления. Он состоит из четырех частей: «Практическое мышление в контексте общих теоретических проблем психологической науки», «Практическое мышление во взаимодействии субъекта с миром», «Преобразовательная направленность практического мышления» и «Субъект практического мышления. Опыт и построение ситуации». Второй раздел, представленный в пятой части монографии «Методический аспект изучения и диагностики особенностей практического мышления», включает практико-ориентированные разработки коллектива в сфере исследования и диагностики особенностей практического мышления. Монография адресована специалистам в области теоретической и практической психологии, студентам и аспирантам, а также всем интересующимся психологией. Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ, проект № НШ-5262.2006.6; гранта РГНФ, проект № 05-06-06-365а; гранта РГНФ, проект № 06-06-00103а; гранта РГНФ, проект № 07-06-00279а; гранта РГНФ, проект № 07-06-95879м/М; гранта РГНФ, проект № 07-06-95683 и/М. Авторский коллектив: О.В. Васильчикова (гл. 8), И.Ю. Владимиров (гл. 10; ч. V, § 1), О.А. Волкова (ч. V, § 5), Н.В. Володина (ч. V, § 7), Е.А. Горюшина (ч. V, § 1), Е.В. Драпак (гл. 2; ч. V, § 2), А.В. Карпов (науч. ред., гл. 3; ч. V, § 3), М.М. Кашапов (гл. 4), Е.В. Конева (гл. 11; ч. V, § 4), Ю.К. Корнилов (науч. ред., гл. 1), С.Ю. Коровкин (отв. секр., гл. 7), Н.Н. Мехтиханова (гл. 5; ч. V, § 5, 6), А.В. Панкратов (гл. 9), А.А. Смирнов (гл. 13), В.К. Солондаев (гл. 6), С.А. Трифонова (гл. 12), Л.П. Урванцев (ч. V, § 7). ISBN 978-5-8397-0585-2 © Ярославский государственный университет, 2007 2
Стр.2
Оглавление Введение ...................................................................................... 6 Часть I. Практическое мышление в контексте общих теоретических проблем психологической науки...................... 10 Глава 1. Проблема поиска наиболее общих характеристик практического мышления ............................................................ 10 Глава 2. Теоретические проблемы развития мышления практика ....................................................................................... 22 Глава 3. Закономерности взаимосвязей мышления и метамышления .......................................................................... 36 Часть II. Практическое мышление во взаимодействии субъекта с миром ............................................................................ 81 Глава 4. Об акмеологических предпосылках создания структурно-функциональной теории творческого мышления профессионала .............................................................................. 81 Глава 5. Результативные характеристики практического мышления .................................................................................... 106 Глава 6. Практическое мышление и организационное консультирование ....................................................................... 158 Часть III. Преобразовательная направленность практического мышления .......................................................... 182 Глава 7. Практическое мышление в аспекте способов преобразования объекта: возможности измерения ............... 182 Глава 8. Психологическая природа функциональности инструмента .............................................................................. 211 Часть IV. Субъект практического мышления. Опыт и построение ситуации ................................................................ 232 Глава 9. Важность различных репрезентирующих механизмов в практическом мышлении ................................... 232 4
Стр.4
Глава 10. Особенности изучения, диагностики и изменения (формирования) ментальной модели как единицы практического опыта. ............................................................... 264 Глава 11. Проблемное пространство как феномен мышления и деятельности: функционирование и формирование ...................................................................................................... 306 Глава 12. Общие закономерности процесса формирования ситуации ...................................................................................... 345 Глава 13. О методах исследования мышления при решении задач ..................................................................... 370 Часть V. Методический аспект изучения и диагностики особенностей практического мышления ...... 386 § 1. Методика диагностики направленности на поиск/припоминание информации. ............................................ 386 § 2. Методика диагностики склонности к практическому и теоретическому мышлению .................... 391 § 3. Методика определения уровня развития рефлексивности .......................................................................... 399 § 4. Опросники "Ситуации проблемности в общении" .... 405 § 5. Методика диагностики практического мышления .. 407 § 6. Опросник на определение степени выраженности склонности к вербализации ....................................................... 432 § 7. Опросник для диагностики практической направленности мышления ........................................................ 433 Сведения об авторах ............................................................. 439 5
Стр.5
Введение В монографии представлены результаты исследований и теоретических изысканий коллектива ученых, работающих на факультете психологии Ярославского университета. Эта работа является новым этапом развития концепции практического мышления, разрабатываемой в рамках сложившейся научной школы. В основе работы лежат трехлетние исследования, направленные на поиск комплексного подхода к проблеме, позволяющего измерять, диагностировать различные характеристики практического мышления и формировать его. Исследования проводились в период высокой творческой активности на факультете психологии, когда происходило объединение исследовательских интересов вокруг проблемы психологических закономерностей и механизмов организации деятельности профессионала-практика, что способствовало, в том числе, росту интереса к проблеме практического мышления и у ряда коллег, работающих в близких областях. Это обстоятельство расширило круг рассмотрения проблемы, но и затруднило определение единого подхода при изучении практического мышления. Понятие «практическое мышление» возникло, как известно, при исследовании поведения животных, а затем маленьких детей. Именно на этих ранних стадиях развития наиболее ясно и отчетливо видны место и роль практического мышления во взаимодействии человека с миром. В работах различных авторов говорилось, что оно направлено на обеспечение «успеха действия» субъекта, что это мышление обеспечивает субъекту «выход из затруднения» и тем самым способствует адаптации субъекта. С.Л. Рубинштейн, отстаивая принцип детерминизма применительно к мышлению человека, писал: «Мышление включено в процесс взаимодействия человека с объективным миром. Оно возникает в процессе реального взаимодействия человека с миром и служит для его адекватного осуществления» (Рубинштейн, 1958. С. 12 – 13). При исследовании практического мышления взрослых людей, профессионалов, экспертов мы обнаруживаем деятельность в качестве характерной формы взаимодействия с миром. Субъект «выходит из затруднения», адекватно преобразуя окружающий мир, осуществляя свои цели. И тогда практическое мышление выделяется 6
Стр.6
своей направленностью на преобразование, входит в состав деятельности в своей регулятивной функции, учитывая способы, средства, условия преобразования. В ходе своей преобразующей деятельности субъект «создает» самого себя: формируется специфический опыт практика, характерные для него индивидуализированные схемы, ментальные модели, возникает особое профессиональное видение ситуации, весь мыслительный процесс перестраивается. В монографии делается попытка упорядочить наши знания в области практического мышления, опираясь на сегодняшний уровень науки и ориентируясь на поиск путей диагностики важнейших характеристик. В работе Ю.К. Корнилова (гл. 1) представлен глубокий историко-теоретический анализ наиболее общих характеристик практического мышления. Прослеживаются основные направления исследований в отечественной и зарубежной психологии, посвященные данной проблеме. Одной из составляющих данной работы является рассмотрение исторического процесса поиска характеристик, важных для описания и определения практического мышления. В каждой главе присутствует серьезный и подробный анализ самого практического мышления, которое по-разному выявляет свои черты в зависимости от позиции, с которой рассматривается. Каждый такой взгляд на проблему очень важен и не перекрывает другие подходы. Однако при внимательном рассмотрении мы видим единство подхода, объединяющее всех названных авторов. Глава, написанная Е.В. Драпак, целиком посвящена теоретическому анализу нашего подхода к проблеме практического мышления, а также проблеме возникновения и формирования практической, преобразующей направленности. В работе А.В. Карпова (гл. 3) дан теоретико-методологический и экспериментальный анализ взаимосвязи когнитивных и регулятивных процессов в практической деятельности. Основное внимание автор уделил поиску взаимосвязи между мышлением и метамышлением. Взаимодействие профессионала с миром проявляется в различных видах деятельности. Так, в работе М.М. Кашапова (гл. 4) дан анализ творческого мышления профессионала. Профессиональное мышление рассматривается автором в виде уровневого процесса. Протекание процесса профессионального мышления изучается на двух уровнях – ситуативном и надситуативном. 7
Стр.7
Практическое мышление непосредственно связано с жизнью, обеспечивает адекватность наших действий в мире и в итоге – успешную адаптацию в нем. Здесь можно говорить о «жизнеспособности» субъекта, хорошего практика, о результативности, успешности его действий. Этот аспект подробно исследован в работе Н.Н. Мехтихановой (гл. 5), где особое внимание привлекает роль эмоционального компонента в адаптационных возможностях субъекта наряду с практическим интеллектом. Возможности применения нашего подхода к пониманию практического мышления в практике организационного консультирования представлены в работе В.К. Солондаева (гл. 6). Автор дает критическую оценку некоторым положениям, предлагает ввести некоторые новые понятия, например весьма актуальное понятие «профессиональной позиции», которая обладает известной устойчивостью и независимостью от ситуации, но влияет на выработку решения. Показано также, как возникают отсроченные последствия реализации решения, как работает «имплицитная теория деятельности», на которую неявно опирается практик. Инструментальной опосредованности преобразования и знания посвящена работа С.Ю. Коровкина (гл. 7). Наряду с солидным литературным обзором в работе представлены результаты экспериментального изучения, где описаны виды обобщений, характеризующие упаковку этой формы знаний. Показаны возможности измерения степени применимости инструмента в ситуации и построения семантического пространства, характеризующего функциональное знание. Проблема функциональности инструмента рассматривается в работе О.В. Васильчиковой (гл. 8). Здесь анализируются соотношения субъекта и средства преобразования. Вводится понятие схемы инструмента в сопоставлении со схемой ситуации преобразования. Предлагается вариант изучения «инструментального видения» ситуации. Процессу практического мышления посвящена также работа А.В. Панкратова (гл. 9), в которой показано, как по-разному решают практическую задачу субъекты, обладающие различающимися способами презентации знания. Выявлено, что важнейшей мыслительной способностью является умение переходить от одного способа презентации к другому. Интересно раскрывается процесс «построения себя» в ходе действий преобразования объекта. Сложнейшим оказывается вопрос о построении опыта субъекта, о ментальной модели как единице этого опыта. Подробно рас8
Стр.8
крыты природа и свойства этого образования. Поставлен ряд важных вопросов, касающихся связи ментальной модели как с преобразованием, так и с объяснением. В работе И.Ю. Владимирова (гл. 10) рассматривается проблема организации и функционирования практического опыта. Обсуждаются особенности развития системы ментальных моделей и сложные условия ее формирования в ходе практического взаимодействия с явлением. Когда наша команда в далекие семидесятые годы впервые попыталась взглянуть на процесс мышления практика, самым неожиданным оказался состав и содержание именно мыслительного процесса. Выявленные на предприятиях особенности мышления оказались совсем непохожие на «лабораторное» мышление, причем особенно отличались ранние и заключительные фазы мышления. Сегодня весьма подробно исследованы ранние стадии практического мышления, когда практик способен предвидеть появление проблемности, обладает особым видением ситуации. Этому моменту посвящена работа Е.В. Коневой (гл. 11). Вопреки самым простым представлениям о возникновении проблемы в ходе деятельности, когда она возникает «совершенно неожиданно», в данной главе описывается особое интеллектуальное образование опытного профессионала – «проблемное пространство». Субъект оказывается способным сквозь настоящее состояние объекта прогнозировать его возможное будущее состояние, что обеспечивает ему способность управлять объектом на самом высоком профессиональном уровне. Очень важные особенности процесса формирования любой ситуации раскрываются в работе С.А. Трифоновой (гл. 12). Что собой представляет та ситуация, которая затем может перерасти в проблемную, этот вопрос является весьма важным, поскольку любая стадия процесса мышления находится в тесной взаимосвязи с остальными. В работе А.А. Смирнова (гл. 13) исследована роль категоризации в решении мыслительных задач, обеспечивающей связь решаемой задачи с опытом субъекта и актуализирующей необходимые для решения знания. Таким образом, логика построения монографии отражает логику теоретических и экспериментальных исследований практического мышления. Целью данной коллективной монографии является попытка проанализировать и обобщить теоретический и экспериментальный материал, накопленный за многолетний период плодотворного труда авторского коллектива. 9
Стр.9
Часть I Практическое мышление в контексте общих теоретических проблем психологической науки Глава 1 исследовался, а само понятие наполнялось все новым содержанием. В какой-то мере практическое мышление оказалось тем удивительным явлением, на котором проверялась объяснительная сила возникавших концепций. Свою трактовку этого понятия пытались дать Л.С. Выготский и М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн и А. Валлон. Их соображения заслуживают самого серьезного внимания, хотя и построены они на материале мышления ребенка [1, 3, 4, 7, 9]. Проблема значительно усложнилась, когда Б.М. Теплов [10] П обратил внимание на практическое мышление взрослых. Его интересовали не столько мышление, сколько способности практиков, которые решали сложнейшие задачи в ходе практической деятельности. Имелись в виду профессионалы высокого уровня: полководцы, руководители, хозяйственники и т.п. Вслед за его исследованием появились работы В.Н. Пушкина [8], В.В. Чебышевой [11], А.В. Родионова о мышлении в ряде других видов деятельности. При этом первоочередными были задачи психологического анализа и оптимизации «интеллектуально насыщенной деятельности», а не совершенствование теории практического мышления. Само же это понятие в результате становилось более многозначным и неопределенным. Наконец, работы представителей когнитивной психологии еще более усложнили проблему, а понятие практического мышления 10 онятие «практическое мышление» существует со времен его открытия и описания В. Келером в 1917 году. С тех пор этот вид мышления неоднократно характеристик Проблема поиска практического наиболее общих мышления
Стр.10