Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Коммуникативная направленность текстов политической рекламы //Автореферат к диссертации на соискание ученой степени кандидата филол.наук. – Архангельск, 2005. (110,00 руб.)

0   0
АвторыСтолярова Елена Владимировна
Издательство[Б.и.]
Страниц21
ID144128
АннотацияВ коммуникативном акте текст политической рекламы рассматривается как основная единица этого процесса. Текстовая коммуникация представляет собой процесс, который можно исследовать, зная намерения автора, его мотивы и цели. Но цели адресанта могут быть эффективно реализованы в тексте только при условии учета предполагаемой ответной реакции адресата. Таким образом, несмотря на монологический характер печатных рекламных текстов, важным является рассмотрение в них не только адресованности, но и ответности. До сих пор печатные тексты политической рекламы не рассматривались в этом аспекте.
Коммуникативная направленность текстов политической рекламы //Автореферат к диссертации на соискание ученой степени кандидата филол.наук. – Архангельск, 2005. / Е.В. Столярова .— : [Б.и.], 2005 .— 21 с. — URL: https://rucont.ru/efd/144128 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Столярова Елена Владимировна КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТЕКСТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Архангельск-2005 Работа выполнена на кафедре русского языка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Воробьева Ольга Ивановна Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Зимин Валентин Ильич Доктор филологических наук, профессор Леденева Валентина Васильевна Ведущая организация: Мурманский педагогический университет Защита состоится «16» декабря 2005 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета КМ 212.191.01 при Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 164520, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 163002, г. Архангельск, пр. <...> Автореферат разослан «____» ноября 2005 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, профессор <...> Э.Я. Фесенко Политическая реклама сегодня занимает важное место в жизни современного государства и представляет собой особую сферу рекламной деятельности, наряду с экономической, юридической и т.п. <...> Наибольшую значимость политическая реклама приобретает в предвыборный период, когда решается вопрос о власти. <...> Для того чтобы рекламный текст достиг поставленной цели, текст политической рекламы должен создавать условия для взаимодействия политика и избирателя. <...> Данное исследование посвящено изучению коммуникативных особенностей печатных текстов политической рекламы. <...> Актуальность работы определяется тем, что политическая реклама функционирует в СМИ, связана с определенными социальными правилами, условиями <...>
Коммуникативная_направленность_текстов_политической_рекламы_Автореферат_к_диссертации_на_соискание_ученой_степени_кандидата_филол.наук._–_Архангельск,_2005..pdf
На правах рукописи Столярова Елена Владимировна КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТЕКСТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Архангельск-2005
Стр.1
Работа выполнена на кафедре русского языка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Воробьева Ольга Ивановна Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Зимин Валентин Ильич Доктор филологических наук, профессор Леденева Валентина Васильевна Ведущая организация: Мурманский педагогический университет Защита состоится «16» декабря 2005 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета КМ 212.191.01 при Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 164520, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Торцева, 6, ауд. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, 4. Автореферат разослан «____» ноября 2005 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, профессор Э.Я. Фесенко
Стр.2
Политическая реклама сегодня занимает важное место в жизни современного государства и представляет собой особую сферу рекламной деятельности, наряду с экономической, юридической и т.п. Наибольшую значимость политическая реклама приобретает в предвыборный период, когда решается вопрос о власти. В это время появляется огромное количество политических рекламных текстов, цель которых – влияние на сознание и поведение избирателей. Для того чтобы рекламный текст достиг поставленной цели, текст политической рекламы должен создавать условия для взаимодействия политика и избирателя. Данное исследование посвящено изучению коммуникативных особенностей печатных текстов политической рекламы. Актуальность работы определяется тем, что политическая реклама функционирует в СМИ, связана с определенными социальными правилами, условиями, нормами; характеризуется определенной жанровой и языковой спецификой. В коммуникативном акте текст политической рекламы рассматривается как основная единица этого процесса. Текстовая коммуникация представляет собой процесс, который можно исследовать, зная намерения автора, его мотивы и цели. Но цели адресанта могут быть эффективно реализованы в тексте только при условии учета предполагаемой ответной реакции адресата. Таким образом, несмотря на монологический характер печатных рекламных текстов, важным является рассмотрение в них не только адресованности, но и ответности. До сих пор печатные тексты политической рекламы не рассматривались в этом аспекте. Письменные тексты политической рекламы по форме монологичными, а коммуникативный акт всегда предполагает существование как минимум двух субъектов и не ограничивается лишь односторонним сообщением. Вопрос о наличии диалогичности в письменных текстах уже поднимается учеными. Это качество изучается применительно к письменной художественной речи (Бахтин, 1972; Амвросова, 1984; Карпенко, 1992); к научной (Кожина, 1981, 1986,1998); к публицистической (Попова, 1987; являются
Стр.3
Дускаева Л.Р., 2004). Мы считаем целесообразным и актуальным обращение в работе к вопросу о диалогическом характере текстов политической рекламы, так как именно диалогичность является одной из основополагающих черт их коммуникативной направленности. Научная новизна данной работы заключается в том, что предпринята попытка детального лингвистического анализа текстов политической рекламы, которые до настоящего времени не рассматривались. Целью работы является анализ текстов политической рекламы с точки зрения их коммуникативной направленности и характеристика комплекса языковых средств, влияющих на коммуникативную эффективность данных текстов. Поставленная цель определила следующие задачи: 1. Определить статус политической рекламы в системе политической коммуникации. 2. Проанализировать политической рекламы. 3. 4. политической рекламы. 5. эффективность композиции текстов Определить систему жанров текстов политической рекламы. Выявить формы выражения диалогичности в письменных текстах Определить особенности использования языковых средств в коммуникативной организации текстов политической рекламы. В соответствии с целью и задачами исследования использован комплекс методов: функционально-стилистический, комплексный анализ текста, контент-анализ, методы интроспекции и выборки. При анализе текстов с точки зрения коммуникативного процесса нами использовался антропоцентрический подход. Объектом исследования являются тексты политической рекламы. Предмет исследования – коммуникативные особенности организации текстов политической рекламы
Стр.4
Материалом исследования послужили региональные тексты предвыборных листовок, а также политические рекламные тексты, опубликованные в предвыборных брошюрах, в региональных газетах за 2000 – 2004 гг. Общий объем проанализированных материалов составил около 3,5 тысяч текстов. Теоретическая база. Как прагматично организованный воздействующий текст политическая реклама является объектом изучения лингвистики. В диссертационной работе изучение текстов политической рекламы осуществляется под влиянием традиций коммуникативных исследований текста, получивших осмысление и обоснование во многих работах отечественных и зарубежных ученых (А.Г.Баранова, Н.С.Болотновой, А.Вежбицкой, Т.А. ван Дейка, Т.М.Дридзе, М.Н.Кожиной, Г.В.Колшанского, М.П.Котюровой, Н.А.Купиной, Л.М.Майдановой, Т.В.Матвеевой, В.В.Одинцова, Е.В.Сидорова, Ю.А.Сорокина и др.). Направление анализа текстов политической рекламы в работе предопределили результаты исследований в современных областях лингвистического знания: лингвопрагматике, когнитивной лингвистике, жанроведении, дискурсном анализе (Н.Д.Арутюнова, Г.Грайс, В.З.Демьянков, Е.С.Кубрякова, Дж.Лакофф, Дж.Остин, Дж. Серля, Е.В.Падучева, Г.Г.Почепцов, М.И. Бахтин, В.А.Салимовский, К.Ф.Седов, Дж. Серль, Ю.С.Степанов, И.П.Сусов, Е.Н.Ширяев и др.), кроме того, нами были изучены работы лингвистов, анализирующих тексты политической рекламы, а также исследования ученых, рассматривающих в рамках функциональной стилистики экстралингвистические основы диалогичности и языковые средства ее выражения в письменной речи (Кожина 1981), особенности речевого взаимодействия автора и адресата в научных (Кожина, 1981, 1982, 1986; Красавцева, 1987; Красильникова, 1995) и художественных (Амвросова, 1984; Карпенко, 1993, и др.) текстах. В результате исследования сформулированы следующие научные положения, выносимые на защиту:
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ