На правах рукописи
Столярова Елена Владимировна
КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТЕКСТОВ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ
10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Архангельск-2005
Стр.1
Работа выполнена на кафедре русского языка
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор
Воробьева Ольга Ивановна
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор
Зимин Валентин Ильич
Доктор филологических наук, профессор
Леденева Валентина Васильевна
Ведущая организация:
Мурманский педагогический
университет
Защита состоится «16» декабря 2005 г. в 12
часов на заседании диссертационного
совета КМ 212.191.01 при Поморском государственном университете имени М.В.
Ломоносова по адресу: 164520, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Торцева, 6, ауд.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поморского государственного
университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, 4.
Автореферат разослан «____» ноября 2005 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат филологических наук,
профессор
Э.Я. Фесенко
Стр.2
Политическая реклама сегодня занимает важное место в жизни
современного государства и представляет собой особую сферу рекламной
деятельности, наряду с экономической, юридической и т.п. Наибольшую
значимость политическая реклама приобретает в предвыборный период, когда
решается вопрос о власти. В это время появляется огромное количество
политических рекламных текстов, цель которых – влияние на сознание и
поведение избирателей. Для того чтобы рекламный текст достиг поставленной
цели, текст политической рекламы должен создавать условия для
взаимодействия политика и избирателя. Данное исследование посвящено
изучению коммуникативных особенностей печатных текстов политической
рекламы.
Актуальность работы определяется тем, что политическая реклама
функционирует в СМИ, связана с определенными социальными правилами,
условиями, нормами; характеризуется определенной жанровой и языковой
спецификой. В коммуникативном акте текст политической рекламы
рассматривается как основная единица этого процесса. Текстовая
коммуникация представляет собой процесс, который можно исследовать, зная
намерения автора, его мотивы и цели. Но цели адресанта могут быть
эффективно реализованы в тексте только при условии учета предполагаемой
ответной реакции адресата. Таким образом, несмотря на монологический
характер печатных рекламных текстов, важным является рассмотрение в них не
только адресованности, но и ответности. До сих пор печатные тексты
политической рекламы не рассматривались в этом аспекте.
Письменные тексты политической рекламы по форме
монологичными, а коммуникативный акт всегда предполагает существование
как минимум двух субъектов и не ограничивается лишь односторонним
сообщением. Вопрос о наличии диалогичности в письменных текстах уже
поднимается учеными. Это качество изучается применительно к письменной
художественной речи (Бахтин, 1972; Амвросова, 1984; Карпенко, 1992); к
научной (Кожина, 1981, 1986,1998); к публицистической (Попова, 1987;
являются
Стр.3
Дускаева Л.Р., 2004). Мы считаем целесообразным и актуальным обращение в
работе к вопросу о диалогическом характере текстов политической рекламы,
так как именно диалогичность является одной из основополагающих черт их
коммуникативной направленности.
Научная новизна данной работы заключается в том, что предпринята
попытка детального лингвистического анализа текстов политической рекламы,
которые до настоящего времени не рассматривались.
Целью работы является анализ текстов политической рекламы с точки
зрения их коммуникативной направленности и характеристика комплекса
языковых средств, влияющих на коммуникативную эффективность данных
текстов.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1.
Определить статус политической рекламы в системе политической
коммуникации.
2.
Проанализировать
политической рекламы.
3.
4.
политической рекламы.
5.
эффективность
композиции текстов
Определить систему жанров текстов политической рекламы.
Выявить формы выражения диалогичности в письменных текстах
Определить особенности использования языковых средств в
коммуникативной организации текстов политической рекламы.
В соответствии с целью и задачами исследования использован комплекс
методов: функционально-стилистический,
комплексный анализ текста,
контент-анализ, методы интроспекции и выборки. При анализе текстов с точки
зрения коммуникативного процесса нами использовался антропоцентрический
подход.
Объектом исследования являются тексты политической рекламы.
Предмет исследования – коммуникативные особенности организации
текстов политической рекламы
Стр.4
Материалом исследования послужили
региональные
тексты
предвыборных листовок, а также политические рекламные тексты,
опубликованные в предвыборных брошюрах, в региональных газетах за 2000 –
2004 гг. Общий объем проанализированных материалов составил около 3,5
тысяч текстов.
Теоретическая база. Как прагматично организованный воздействующий
текст политическая реклама является объектом изучения лингвистики. В
диссертационной работе изучение текстов политической рекламы
осуществляется под влиянием традиций коммуникативных исследований
текста, получивших осмысление и обоснование во многих работах
отечественных и зарубежных ученых (А.Г.Баранова, Н.С.Болотновой,
А.Вежбицкой, Т.А. ван Дейка, Т.М.Дридзе, М.Н.Кожиной, Г.В.Колшанского,
М.П.Котюровой, Н.А.Купиной,
Л.М.Майдановой, Т.В.Матвеевой,
В.В.Одинцова, Е.В.Сидорова, Ю.А.Сорокина и др.). Направление анализа
текстов политической рекламы в работе предопределили результаты
исследований в современных областях лингвистического знания:
лингвопрагматике, когнитивной лингвистике, жанроведении, дискурсном
анализе (Н.Д.Арутюнова, Г.Грайс, В.З.Демьянков, Е.С.Кубрякова, Дж.Лакофф,
Дж.Остин, Дж. Серля, Е.В.Падучева, Г.Г.Почепцов, М.И. Бахтин,
В.А.Салимовский, К.Ф.Седов, Дж. Серль, Ю.С.Степанов, И.П.Сусов,
Е.Н.Ширяев и др.), кроме того, нами были изучены работы лингвистов,
анализирующих тексты политической рекламы, а также исследования ученых,
рассматривающих
в
рамках
функциональной
стилистики
экстралингвистические основы диалогичности и языковые средства ее
выражения в письменной речи (Кожина 1981), особенности речевого
взаимодействия автора и адресата в научных (Кожина, 1981, 1982, 1986;
Красавцева, 1987; Красильникова, 1995) и художественных (Амвросова, 1984;
Карпенко, 1993, и др.) текстах.
В результате исследования сформулированы следующие научные
положения, выносимые на защиту:
Стр.5