Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 595780)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Методика преподавания русского языка (220,00 руб.)

0   0
АвторыБарабанова Марина Юрьевна
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц64
ID338194
АннотацияВ учебно-методическом пособии в сжатом виде в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта изложен основной материал по курсу «Методика преподавания русского языка». Пособие призвано облегчить систематизацию и усвоение теоретического материала и в то же время создать базу для овладения профессиональными практическими умениями у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профили «Русский язык и литература», «Русский язык и иностранный язык», «Русский язык и мировая художественная культура»).
Методика преподавания русского языка / М.Ю. Барабанова .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2014 .— 64 с. — URL: https://rucont.ru/efd/338194 (дата обращения: 04.10.2022)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Объект методики преподавания русского языка – процесс обучения русскому языку. <...> Предмет методики преподавания русского языка – содержание, методы, приемы, средства обучения русскому языку и способы контроля за освоением изученного. <...> Большое внимание в процессе обучения педагоги уделяли практической работе, упражнениям, формирующим умения и навыки школьников. <...> В XX в. в разработке вопросов методики обучения русскому языку, в создании школьных программ и учебников принимали участие известные отечественные лингвисты: Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, С. И. Абакумов, В. В. Виноградов, С. Г. Бархударов и др. <...> Проблемами развития речи учащихся занимались Т. А. Ладыженская («Система работы по развитию связной устной речи учащихся», «Теория и практика сочинений разных жанров» и др.) <...> 10–11 классы Углубленное изучение отдельных аспектов (разделов) языка; совершенствование культурно-речевых умений и навыков; поддержание орфографической и пунктуационной грамотности; обобщение и систематизация знаний по грамматике Таблица 2 Разделы Изучение основного курса русского языка Развитие речи учащихся Состав учебного предмета «русский язык» Содержание обучения Фонетика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, стилистика; основные сведения из истории литературного русского языка, диалектологии; вопросы графики, орфографии, пунктуации. <...> Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи; овладение нормами современного литературного языка; формирова7 Разделы Содержание обучения ние и совершенствование умений и навыков грамотного изложения своих мыслей; обучение школьников правильному использованию языковых средств в соответствии с нормами литературного языка во всех видах речевой деятельности: рецептивной (слушание – чтение), продуктивной (говорение – письмо), а также в различных формах (устная речь – письменная речь) Таблица 3 Межпредметные связи уроков русского <...>
Методика_преподавания_русского_языка.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Методика_преподавания_русского_языка.pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» Кафедра русского языка и литературы М. Ю. Барабанова МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: таблицы, схемы, комментарии Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2014
Стр.1
ББК 81.2Р-923 Б24 Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент С. Г. Гладнева (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого) кандидат педагогических наук, преподаватель Е. А. Ралькова (Технический колледж им. С. И. Мосина Тульского государственного университета) Б24 Барабанова, М. Ю. Методика преподавания русского языка: таблицы, схемы, комментарии: Учеб.-метод. пособие / М. Ю. Барабанова.– Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014.– 62 с. ISBN 978-5-87954-903-4 В учебно-методическом пособии в сжатом виде в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта изложен основной материал по курсу «Методика преподавания русского языка». Пособие призвано облегчить систематизацию и усвоение теоретического материала и в то же время создать базу для овладения профессиональными практическими умениями у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профили «Русский язык и литература», «Русский язык и иностранный язык», «Русский язык и мировая художественная культура»). ББК 81.2Р-923 ISBN 978-5-87954-903-4  М. Ю. Барабанова, 2014  ТГПУим. Л. Н. Толстого, 2014 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Методика преподавания русского языка как наука.............................. 4 Тема 2. Русский язык как учебный предмет ................................ ...................... 6 Тема 3. Учебник и учебные пособия по русскому языку ................................ ..9 Тема 4. Методы и приемы обучения русскому языку................................ ......10 Тема 5. Упражнения по русскому языку................................ ........................... 13 Тема 6. Урок как основная форма обучения русскому языку ......................... 14 Тема 7. Методика обучения фонетике и орфоэпии ................................ .........17 Тема 8. Методика обучения лексикологии и фразеологии.............................. 19 Тема 9. Методика обучения морфемике и словообразованию........................ 22 Тема 10. Методика обучения морфологии................................ ........................ 25 Тема 11. Методика обучения синтаксису................................ .......................... 28 Тема 12. Методика обучения орфографии................................ ........................ 32 Тема 13. Методика обучения пунктуации................................ ......................... 35 Тема 14. Методика развития связной речи (общие понятия) ......................... 38 Тема 15. Методика работы над готовым («чужим») текстом. Работа над вторичными текстами................................ ...................... 45 Тема 16. Изложение и его виды. Методика обучения изложению ................. 48 Тема 17. Сочинение и его виды. Методика обучения сочинению.................. 51 Тема 18. Методика обучения стилистике................................ .......................... 53 Тема 19. Методика работы по культуре речи ................................ .................. 56 Тема 20. Внеклассная работа по русскому языку................................ ............. 60 Рекомендуемая литература................................ ................................ ................. 62 3
Стр.3
Тема 1 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА Комментарий к теме Методика преподавания русского языка – педагогическая наука, целью которого является формирование знаний и профессиональных умений будущего учителя русского языка в использовании методов, приемов и средств обучения. Объект методики преподавания русского языка – процесс обучения русскому языку. Предмет методики преподавания русского языка – содержание, методы, приемы, средства обучения русскому языку и способы контроля за освоением изученного. Задачи методики преподавания русского языка: 1) определение содержания и целей обучения (чему и для чего учить?); 2) определение и обоснование методов, приемов, средств обучения (как учить и почему так, а не иначе); 3) определение и обоснование способов контроля за усвоением знаний, умений и навыков (как контролировать изученное?). Методические принципы обучения русскому языку (по Л. П. Федоренко): 1) принцип внимания к материи языка (его основой является тренировка речевого и мыслительного аппарата); 2) принцип понимания языковых значений (связан со способностью школьников соотносить слова с реалиями действительности, а грамматические формы – с логическими отношениями, которые они обозначают); 3) принцип оценки выразительности речи (на всех языковых уровнях); 4) принцип сопоставления письменной и устной речи в процессе обучения; 5) принцип убыстрения темпа обучения (предполагает, что научные понятия и терминология усваиваются тем легче, чем более развита речетворческая система учащегося, его речевая память). Методы исследования в методике преподавания русского языка: – методический эксперимент: констатирующий (проверка знаний, умений и навыков учащихся на определенном этапе обучения), обучающий (формирование знаний, умений навыков в процессе обучения по экспериментальной методике), контрольный (срез знаний по определенной теме – сравнение результатов традиционного и экспериментального обучения); – анализ учебной и научной литературы по языкознанию, педагогике, психологии, психолингвистике, методике; – изучение опыта учителей, использующих инновационные методики; 4
Стр.4
– методы диагностики и прогнозирования в обучении русскому языку. Из истории методики преподавания русского языка 1.Начало методики преподавания русского языка как науке – выход книги Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844), в которой представлены основы методики, разработаны закономерности, принципы, методы и приемы обучения. Основой обучения русскому языку Ф. И. Буслаев считал устную (живую) речь. 2. Последователи Буслаева – К. Д. Ушинский, И. И. Срезневский и др.– также полагали, что основной задачей обучения родному языку является развитие дара слова. Большое внимание в процессе обучения педагоги уделяли практической работе, упражнениям, формирующим умения и навыки школьников. 3. Яркий след в методике преподавания родного языка оставили русские писатели, представители различных литературных течений. Среди них можно назвать имена Л. Н. Толстого, В. Г. Белинского, Д. И. Писарева и др. 4. Своеобразным итогом развития методики в XIX в. стала книга А. Д. Алферова «Родной язык в средней школе. Опыт методики», вышедшая в 1911 г. 5. В XX в. в разработке вопросов методики обучения русскому языку, в создании школьных программ и учебников принимали участие известные отечественные лингвисты: Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, С. И. Абакумов, В. В. Виноградов, С. Г. Бархударов и др. Проблемами развития речи учащихся занимались Т. А. Ладыженская («Система работы по развитию связной устной речи учащихся», «Теория и практика сочинений разных жанров» и др.); Л. П. Федоренко («Закономерности усвоения родной речи», «Анализ теории и практики методики русского языка» и др.); вопросы становления детской речи разрабатывал А. Н. Гвоздев («Вопросы изучения детской речи»); проблемы обучения русскому языку и речи в диалектных условиях исследовались А. В. Текучевым. Успехи функциональной грамматики, стилистики и культуры речи, появление психолингвистики, теории языковой личности и другие открытия в науке стали основой для дальнейшего развития методики преподавания русского языка. 5
Стр.5
Тема 2 РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Комментарий к теме Роль русского языка в системе общего образования: – универсальное средство передачи социального опыта народа; – важнейший источник и средство познания и хранения традиций национальной культуры и истории, первоэлемент художественной литературы; – средство развития интеллекта, логического мышления, нравственной, эстетической и коммуникативной культуры; – средство развития памяти, внимания, наблюдательности и других свойств личности. Специфика русского языка как учебного предмета: 1) русский язык является предметом обучения; 2) русский язык является средством изучения всех остальных школьных предметов. Цели обучения русскому языку определяются с учетом социального заказа, уровня развития лингвистики, педагогики, психологии, методики преподавания русского языка. Цели обучения (по ФГОС): 1) личностные: готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся; сформированность основ гражданской идентичности. 2) метапредметные: межпредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные учащимися в процессе изучения нескольких учебных предметов – универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные) 3) предметные: опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания. Подходы к обучению русскому языку (по ФГОС): – компетентностный – формирование компетенций: 1) языковой и лингвистической: изучение языка как структурированной системы, ориентация учащихся на усвоение единиц языка и правил их построения (норм литературного языка); усвоение учащимися сведений о науке «русский язык», методах лингвистического анализа, этапах развития языка, а также о трудах известных лингвистов, изучавших родной язык; формирование умения пользоваться различными видами словарей; 2) коммуникативной: 6
Стр.6
овладение различными видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, осуществление речемыслительного процесса: понимания, порождения и воспроизведения речи в соответствии с целевой коммуникативной установкой. 3) культуроведческой: усвоение родного языка как формы выражения национальной культуры, отображающей исторический опыт народа, внутренний мир человека, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения, способность объяснять значения слов с национально0-культурным компонентом. – системно-деятельностный – предъявление учебного материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме, что реализуется в двух блоках программы: 1) перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования; 2) перечень основных видов учебной деятельности, отрабатываемых в ходе изучения соответствующих понятий. Таблица 1 Сроки изучения 5–9 класс Структура курса русского языка в средней школе Содержание обучения Систематический курс русского языка; сочетание линейного (тема изучается единожды, затем рассматривается в режиме повторения) и ступенчатоконцентрического (тема рассматривается в течение нескольких лет с постепенным расширением и углублением учебного материала) подходов. 10–11 классы Углубленное изучение отдельных аспектов (разделов) языка; совершенствование культурно-речевых умений и навыков; поддержание орфографической и пунктуационной грамотности; обобщение и систематизация знаний по грамматике Таблица 2 Разделы Изучение основного курса русского языка Развитие речи учащихся Состав учебного предмета «русский язык» Содержание обучения Фонетика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, стилистика; основные сведения из истории литературного русского языка, диалектологии; вопросы графики, орфографии, пунктуации. Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи; овладение нормами современного литературного языка; формирова7
Стр.7
Разделы Содержание обучения ние и совершенствование умений и навыков грамотного изложения своих мыслей; обучение школьников правильному использованию языковых средств в соответствии с нормами литературного языка во всех видах речевой деятельности: рецептивной (слушание – чтение), продуктивной (говорение – письмо), а также в различных формах (устная речь – письменная речь) Таблица 3 Межпредметные связи уроков русского языка Предметы Уроки литературы Реализация связи с уроками русского языка Чтение дает образцы содержательной и выразительной речи, а лингвостилистический анализ текста помогает лучше понять художественный замысел и особенности стиля писателя. Уроки иностранного языка Используются связи сопоставительного характера явлений (фактов) русского языка с родственными, славянскими языками (белорусским, украинским, польским, чешским и др.) и языками других языковых групп; изучение иностранного языка, в свою очередь, помогает усвоению заимствованных слов, пополняющих словарный состав русского языка. Уроки истории Обогащение знаний школьников в области этимологии, лексики и фразеологии, особенно если это касается понятий (и слов), связанных с историческим прошлым страны. Уроки музыки Уроки изобразительного искусства Фонетико-интонационная и эмоционально-экспрессивная общность изучаемого материала. Соединение в сознании ребенка изображения и слова, влияние на развитие творческого мышления и речевых способностей, эстетическое воспитание учащихся 8
Стр.8
Тема 3 УЧЕБНИК И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Комментарий к теме Учебник – ведущее средство обучения, книга для учащихся и учителя, в которой излагается материал в соответствии с программой по предмету. Назначение учебника: 1) для учащихся – получения необходимой информации, приобретения определенных умений и навыков. 2) для учителя – источник методической системы (М. Т. Баранов), который помогает определить методику работы на разных этапах усвоения учебного материала. Функции учебника по русскому языку: 1) познавательная (содержание учебника – основы знаний о языке); 2) систематизирующая (системное изложение знаний и последовательное формирование умений и навыков); 3) развивающая (обеспечение развития речи и мышления детей); 4) воспитательная (воспитание уважения к родному языку, формирование нравственных ценностей). Структура учебника: – теоретические сведения об основных явлениях языка, представленные в форме наблюдения, правил, – система вопросов и практических заданий; – иллюстративный материал (рисунки, примеры, схемы, таблицы и т. п.); – аппарат ориентировки (оглавление, заголовки, предметный и именной указатели и т. п.); – справочный материал (памятки, алгоритмы, планы языковых разборов, словари). Учебные пособия, дополняющие учебник: 1) справочники по русскому языку; 2) сборники контрольно-проверочных работ, 3) сборники тестов; 4) рабочие тетради; 5) словари различных типов; 6) электронные тренажеры. 9
Стр.9
Тема 4 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Комментарий к теме Таблица 4 Различные классификации методов обучения Автор классификации Основание классификации Ю. К. Бабанский Целостный деятельностный подход, основные виды деятельности Группы методов обучения – Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (рассказ, лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы и др.); – методы стимулирования и мотивации учения (мотивация, формирование познавательного интереса, дидактическая игра и др.); – методы контроля и самоконтроля (устный, письменный, компьютерный опросы и др.). А. В. Текучев Источник получения учащимися знаний; степень и характер участия школьников в учебном процессе; характер и место выполнения заданий. А. В. Дудников Рассмотрение методов обучения как определенных способов мышления, с помощью которых раскрывается конкретное содержание языкового материала. Л. П. Федоренко Источники получения знаний Слово учителя, беседа, анализ (наблюдение, языковой разбор), упражнения, использование наглядных пособий, работа с учебником, экскурсия. Индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный, дедуктивно-индуктивный – Методы теоретического изучения языка: 1) сообщение: – компоненты: наблюдение над языковым материалом; сообщение учителя об основных особенностях изучаемого языкового явления; образец рассуждения учителя о применении теоретических сведений на практике; 10
Стр.10
Автор классификации Основание классификации Группы методов обучения – приемы: составление плана по ходу сообщения (лекции); запись основных положений (тезисов) сообщения; подбор и анализ примеров; составление таблиц, схем и др.; 2) беседа: – компоненты: наблюдение над языковым материалом; ответы на вопросы учителя, в результате которых школьники подводятся к умозаключению; обобщение и образец практического применения правила, сделанные учителем; – приемы: вопросы ( прямые аналитические, синтетические, риторические, наводящие, контролирующие); прием «предметных действий» (анализ и синтез языковых единиц), прием повторения(опорного, попутного, специального, обобщающего); 2) самостоятельная работа по учебнику: – компоненты: самостоятельное чтение учебника, ответы на вопросы учителя – приемы: составление плана по ходу сообщения (лекции); запись основных положений (тезисов) сообщения; составление опорного конспекта, подбор и анализ примеров; составление таблиц, схем; – методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи: – языковой разбор (объему – частичный и полный, по способу выполнения – устный и письменный, в зависимости от содержания – фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, графический, лингвостилистический) – диктант (большинством методистов рассматривается как вид орфографического упражнения); 11
Стр.11
Автор классификации Основание классификации Группы методов обучения – наблюдение над языком – организация планомерного, целенаправленного восприятия учащимися языковых явлений; может сочетаться с беседой, сообщением учителя, выполнением упражнений; – видоизменение (реконструирование) – изменение словоформ, синтаксических конструкций; приемы: составление словосочетаний и предложений из данных слов, замена словоформ, перестановка частей предложений и др. – конструирование – самостоятельная работа учащихся по составлению словосочетаний, предложений заданных типов, форм слова; составление предложений по данной теме, по определенной схеме и т. д. – методы практического изучения языка и обучения речи: анализ текста, изложение, сочинение (в отличие от Л. П. Федоренко, ряд методистов считают анализ текста, изложение и сочинение не методами обучения, а особыми видами работы по развитию речи). М. И. Махмутов и др. Проблематизация обучения Метод проблемного обучения. Структура: проблемная задача + проблемная ситуация. Проблемная задача – это задача, в ходе решения которой учащиеся «открывают» новые знания в ходе самостоятельного наблюдения над языком с помощью серии взаимосвязанных пошаговых проблемных вопросов и заданий (эвристической беседы). Проблемная ситуация – ситуация открытого осознанного «незнания», мотивирующая к поиску перехода от незнания к новому знанию 12
Стр.12
Тема 5 УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Комментарий к теме Таблица 5 Автор Различные классификации упражнений по русскому языку Основание Типы упражнений классификации Л. П. Федоренко классификации Формирование речевых навыков учащихся. В. А. Добромыслов Преобладающий вид деятельности учащихся – Рецептивные (анализ готового, или «чужого», текста); – репродуктивные (видоизменение текста); – продуктивные (конструирование самостоятельных примеров, высказываний). – Аналитические (выделение частей из целого, например, различные виды языкового разбора); – синтетические (построение из языковых единиц более низкого уровня языковых единиц более высокого уровня); – аналитико-синтетические (анализ и синтез одновременно). Г. Н. Приступа Зависимость от этапа усвоения материала – Пропедевтические (подготовительные) – на этапе первичного усвоения нового материала; – иллюстративные (иллюстрирующие изучаемое языковое явление) – на этапе показа примеров изучаемых языковых явлений; – основные, или закрепительные – на этапе формирования языковых умений; – повторительно-обобщающие – на этапе систематизации и обобщения теоретических сведений; – творческие –на любом этапе обучения. М. Р. Львов Характер выполняемых действий. – Упражнения по аналогии – выполнение действий по заданному образцу; – конструктивные упражнения – выполнение действий на основе конструирования или переконструирования языкового материала; – коррекционные – исправление ошибочно выполненных действий; – творческие – выполнение действий без образца, на основе индивидуального языкового развития. 13
Стр.13
Тема 6 УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Комментарий к теме Таблица 6 Основание классификации Типология уроков русского языка Типы уроков По дидактической цели и этапу усвоения языкового материала. Уроки объяснения нового материала (введения новых знаний); уроки формирования умений и навыков (закрепления знаний); уроки повторения и обобщения (систематизации знаний); уроки контроля; комбинированные уроки. По ведущим методам обучения. Самостоятельный тип урока – урок развития речи. Урок-лекция; урок-семинар; урок-практикум. Анализ готового текста; коррекция текста; подготовка к написанию изложений, сочинений; написание изложений и сочинений Структурные компоненты уроков русского языка Таблица 7 Этап урока 1. Оргмомент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Подготовка школьников к восприятию нового материала. Формирование понятия об определенном языковом явлении. 14 Структура урока объяснения нового материала Характеристика этапа Создание положительной мотивации к работе. Определение цели урока. Фронтальный, индивидуальный устный опрос, коллективная проверка письменного домашнего упражнения (полностью или выборочно). Фронтальный опрос. Создание проблемной ситуации, опорное повторение, формулирование целей изучения нового материала (создание мотивационной основы).
Стр.14
Этап урока 4. Объяснение нового материала. 5. Первичное закрепление. 6. Итог урока. 7. Задавание на дом. Характеристика этапа Наблюдение над фактами языка (индукция), сообщение учителя (дедукция), сопоставление и анализ языковых единиц, вывод правила, чтение правила в учебнике, приведение образца использования правила на практике (алгоритм действия). Выполнение упражнений с целью выделения существенных признаков языкового явления, на основе которых формируется понятие. Ответ на вопрос: какие действия привели к достижению цели — формированию понятия? Комментирование учителем домашнего задания Таблица 8 Этап урока 1. Оргмомент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Закрепление новых знаний. Структура урока закрепления материала Характеристика этапа Создание положительной мотивации к работе. Определение цели урока. Фронтальный, индивидуальный устный опрос, коллективная проверка письменного домашнего упражнения (полностью или выборочно). Формирование умения пользоваться языковым понятием в процессе практической деятельности. Выполнение различных упражнений по выделению существенных признаков нового понятия, сопоставление, сравнение этого понятия с изученными ранее, языковой разбор, обучающие диктанты, выявление особенностей функционирования изучаемых языковых единиц в речи. Упражнения, закрепляющие умения находить и анализировать изучаемые языковые понятия. 4. Итог урока 5. Задавание на дом Обобщение сведений о языковом понятии и особенностях функционирования единицы языка в речи. Комментирование учителем домашнего задания. Таблица 9 Этап урока 1. Оргмомент Структура урока повторения и обобщения материала Характеристика этапа Создание положительной мотивации к работе. Определение цели урока (повторение и обобщение сведений о языковом понятии и особенностях его функционирования в речи). 2. Проверка домашнего Фронтальный, индивидуальный устный опрос, коллек15
Стр.15

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически