МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для самостоятельной контролируемой работы
Специальность 030601– Журналистика
Ставрополь – 2010
Стр.1
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Ставропольского государственного
университета
Современный русский язык. Лексикология. Фразеология:
программа и методические рекомендации для самостоятельной
контролируемой работы / сост.: Е. Н. Ежова, Е. В. Филиппова. –
Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. – 44 с.
Пособие включает тематический план, содержание курса, требования
к уровню освоения дисциплины, формы контроля, методические
рекомендации для самостоятельной контролируемой работы,
контрольную работу для студентов заочной формы обучения и
литературу.
Предназначена для студентов очной и заочной формы обучения,
а также для преподавателей факультетов (отделений) журналистики.
Составители:
канд.
филол. наук, доцент Е. Н. Ежова,
канд. филол. наук, доцент Е. В. Филиппова
Рецензенты:
канд. филол. наук, доцент Е. Н. Сороченко,
доктор филол. наук, профессор Т. А. Борисова ( СГПИ)
© Издательство Ставропольского
государственного университета, 2010
2
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение раздела «Лексика и фразеология» позволит студентам
познакомиться со словарным и фразеологическим составом русского
языка и закономерностями его развития; обеспечит не только
активное их включение в будущую профессиональную журналистскую
деятельность, которая призвана помогать становлению и развитию
гуманистического демократического общества, но и создаст
необходимые условия для организации процессов самопознания,
самообразования, рефлексии, способствующих саморазвитию, самоопределению
личности журналиста. Это является особенно актуальным
сегодня, так как современному обществу требуются не просто
специалисты – профессионалы, обладающие определенными
знаниями, умениями и навыками, а люди, способные к самосовершенствованию.
Только они, обладающие высокой профессиональной
компетентностью, умеющие творчески работать, находящиеся в
постоянном поиске, могут в полной мере осуществить свое творческое
и профессиональное предназначение.
Цель курса: формирование представлений о лексической системе
современного русского литературного языка, о полных и разнообразных
связях составляющих ее элементов, об устойчивых сочетаниях
русского языка, наряду со словами, выполняющими роль
номинативных средств; формирование навыков стилистически правильного
использования слов и фразеологизмов в средствах массовой
информации.
Задачи курса:
- охарактеризовать современную лексическую систему; лексику
современного русского языка с точки зрения ее происхождения,
функционально-стилевого расслоения и экспрессивно-стилистической
окраски, ее активного и пассивного запаса;
- рассмотреть фразеологический состав современного русского
языка; типы фразеологизмов и фразеологизированных оборотов по
структуре и лексико-грамматическому составу; фразеологию русского
языка с точки зрения функционально-стилистической окраски
и ее происхождения;
- познакомить студентов с основными этапами истории языка,
научить определять источники появления слов и устойчивых выражений
в современном русском языке;
3
Стр.3
- сформировать навыки использования различных словарей
русского языка;
- помочь студентам практически усвоить лексические нормы
языка, различать сочетаемость семантическую, лексическую, синтаксическую;
-
научить свободно владеть лексическими средствами языка,
использовать лексические средства в целях создания образности и
выразительности в текстах средств массовой информации.
Воспитательные задачи:
- формировать представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа, которая должна получать
отражение в текстах средств массовой информации;
- воспитывать осознание национального своеобразия русского
языка, языковое чутье и языковой вкус;
- воспитывать духовно-нравственные качества студентов, чувство
патриотизма посредством иллюстративного языкового материала.
Поставленные цели и задачи курса реализуются в соответствии
с предложенными в Федеральном государственном образовательном
стандарте высшего профессионального образования по направлению
«Журналистика», общекультурными (культура мышления, способность
к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке
цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано
и ясно строить устную и письменную речь, свободное
владение средствами выразительности русского языка, письменной
и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации,
при подготовке журналистских публикаций) и профессиональными
компетенциями (знание общих и отличительных черт различных
средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание,
информационные агентства, интернет-СМИ, мобильные
медиа), знание фонетических, лексических, грамматических, семантических,
стилистических норм современного русского языка в целом
и особенностей их применения в практике современных СМИ).
Курс рассчитан на один семестр (читается в третьем семестре) и
включает лекции, практические занятия, лабораторные и СКР. Общий
объем занятий курса – 50 аудиторных часов (18 – лекции, 14 –
лабораторные занятия, 18 – практические занятия). Форма отчетности
– экзамен в третьем семестре.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………..……………..
Тематический план…………………………………..
Содержание курса……………………………………
Требования к уровню освоения программы и формы контроля……………………………………………....
Вопросы
для промежуточной аттестации…………..
Структура билета…………………………………….
Критерии оценки знаний студентов………………..
Методические рекомендации по выполнению СКР…..
Тематика исследовательских работ…………………
Итоговая контрольная работа……………………….
Литература…………………………………………….
Приложение…………………………………………...
3
4
5
11
14
18
19
22
27
28
37
41
43
Стр.43