Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01190177.htm
Тихонов (Алексей Алексеевич) - талантливый беллетрист, известный под псевдонимом Лугового.
Родился в 1853 г. в Костромской губернии, в купеческой семье крестьянского происхождения. Под
руководством иностранных гувернеров хорошо усвоил немецкий, французский и английский языки;
некоторое время учился в казанской гимназии; в 1873 г., сдав выпускной экзамен в Пскове, поступил в
Санкт-Петербургский технологический институт, но скоро его оставил, потому что по болезни отца, ему
пришлось стать во главе его обширных торговых предприятий. По делам отцовской фирмы, а позднее - и
других фирм, Тихонову пришлось много путешествовать по России и за границей и даже побывать в
Америке. В конце 1870-х годов Тихонов самостоятельно занялся экспортом хлеба и льна за границу.
Сначала дела его шли блистательно, но затем ряд осложнений и задержек в кредите привели его дела к
полному расстройству, и он всецело отдался литературной деятельности. В 1890-х годах ТихоновЛуговой
состоял несколько лет редактором "Нивы". В 1886 г. появилась его первая повесть: "Не судил
Бог" (в "Вестнике Европы"), вслед за которой он напечатал ряд повестей, рассказов, романов,
драматических произведений ("За золотым руном", "Озимь") и стихотворений, в "Вестнике Европы",
"Северном Вестнике", "Русской Мысли" и других изданиях. В 1895 - 1900 годах Тихонов собрал все им
написанное в 4 т. "Сочинений". Первые 3 тома были представлены автором в Академию Наук на
соискание Пушкинских премий и, по рецензии К.К. Арсеньева , получили почетный отзыв (см. "11-е
присуждение премий имени А.С. Пушкина", Санкт-Петербург, 1896). Творчество Тихонова в общем
носит напряженный характер. Он склонен к изысканности и любит эффектные положения; даже заглавия
его произведений большей частью приподняты ("Между двух смутных идеалов", "Police verso",
"Nocturne", "Алльмирор!", "Возврат. Роман колеблющихся настроений" и др.). Наибольший успех имело
его "Police verso" (немецкий перевод в "Universal Bibliothek", Реклама). Это интересно задуманные
"параллели", четыре "панно", иллюстрирующие психологию толпы. Повесть начинается описанием боя
гладиаторов в римском цирке, где неистовая толпа, опуская палец вниз (police verso), требует от
гладиатора-победителя смерти гладиатора-побежденного. Во втором и третьем "панно" читатель
переносится в Мадрид, на бой быков, затем в Антверпен - на дебют начинающего певца, которому,
несмотря на заканчивающуюся смертью болезнь, приходится петь перед публикой, сердитой на скупого
антрепренера за то, что он медлит ангажементом знаменитого тенора. В четвертом "панно" действие
происходит в русском провинциальном университетском городе; молодой, блестяще начавший карьеру
профессор-хирург делает - отчасти потому, что соперник, старый хирург, подставляет ему ножку -
неудачную операцию; больная умирает; взволнованный оператор дает сопернику пощечину; печать за
это на него страшно накидывается, у него сразу падает практика, грозит удаление из университета, жена
волнуется не за него, а за свою будущность - и доктор, в конце концов, застреливается. Сквозь этот
калейдоскоп эпох и стран проходит одна и та же черта - беспощадная жестокость, с которой толпа,
благоговея перед победителем, безжалостна к побежденному. Картины, набросанные автором, ярки и
колоритны. С. В.
Стр.1