Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684824)
Контекстум

Основы социолингвистики (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторАюпова Людмила Лутфеевна
АвторыСалихова Эльвина Ахнафовна
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц104
ID943567
АннотацияДанное учебное издание выполнено в формате экстерн-пособия, содержит комплекс схем с изложением необходимого для полноценного усвоения учебного материала по курсу «Основы социолингвистики». Используемая авторами пособия технология сочетания текстового и графического изображения способствует оптимальному восприятию, качественному изучению и быстрому запоминанию достаточно сложной информации, интегрированию сведений из различных областей научных знаний.
Кому рекомендованоСтудентам, магистрантам, обучающимся по филологическим профилям.
ISBN978-5-9765-3469-8
УДК316+81(075.8)
ББК60.5+81я73
Аюпова, Л. Л. Основы социолингвистики : учебное пособие / Э. А. Салихова; Л. Л. Аюпова .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018 .— 104 с. — Текст : электронный. — ISBN 978-5-9765-3469-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/943567 (дата обращения: 28.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основы_социолингвистики.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Основы_социолингвистики.pdf
УДК 316+81(075.8) ББК 60.5+81я73 А11 Рецензенты: д-р филол. наук, профессор Института психологии и педагогики ТюмГУ З.В. Поливара; кафедра иностранных языков с курсом латинского языка ФГБОУ ВО БГМУ А11 Аюпова Л.Л. Основы социолингвистики : учебное пособие / Л.Л. Аюпова, Э.А. Салихова. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2018. – 104 с. – ISBN 978-5-9765-3469-8. – Текст : электронный. Данное учебное издание выполнено в формате экстерн-пособия, содержит комплекс схем с изложением необходимого для полноценного усвоения учебного материала по курсу «Основы социолингвистики». Используемая авторами пособия технология сочетания текстового и графического изображения способствует оптимальному восприятию, качественному изучению и быстрому запоминанию достаточно сложной информации, интегрированию сведений из различных областей научных знаний. Предназначено студентам, магистрантам, обучающимся по филологическим профилям. УДК 316+81(075.8) ББК 60.5+81я73 ISBN 978-5-9765-3469-8 © Аюпова Л.Л., Салихова Э.А. 2018 © Издательство «ФЛИНТА», 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение Список использованных условных сокращений и символов Модуль I. ОБЩИЙ РАЗДЕЛ Тема 1. Исследовательские сферы СЛ Позиция 1. Определения СЛ Позиция 2. Предметные области СЛ Позиция 3. Из истории развития СЛ Тема 2. Основные понятия СЛ Позиция 4. Основные подходы к изучению феномена этничности Тема 3. Виды СЛ методик и цели их применения Позиция 5. Методы социолингвистических исследований Вопросы для самостоятельного изложения Рекомендуемая для чтения литература Модуль II. ЯЗЫКОВЫЕ КОНТАКТЫ. БИЛИНГВИЗМ Тема 1. Критерии и особенности выбора языка Позиция 6. Основные подходы к объяснению причин выбора того или иного языка индивидом Позиция 7. Коллективный выбор языка: языковой сдвиг и сохранение языка Позиция 8. Факторы, влияющие на языковой сдвиг Позиция 9. Виды языкового сдвига Позиция 10. Исчезающие языки в масштабах планеты Позиция 11. Соотношение понятий «языковой сдвиг», «языковая устойчивость» и «этноязыковая жизнеспособность» Позиция 12. Признаки языковой устойчивости Тема 2. Новые языки и конструирование новых идентичностей Позиция 13. Понятие «смешенного языка» (СЯ) Позиция 14. Возникновение пиджинов Позиция 15. «Сценарии» развития пиджинов Позиция 16. Язык и возраст Позиция 17. О гендерных различиях в языке Вопросы для самостоятельного изложения Рекомендуемая для чтения литература Модуль III. ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ Тема 1. Содержание понятия «языковая ситуация» (ЯС) Позиция 18. Соотношение понятия ЯС со смежными понятиями Позиция 19. Критерии и признаки в определении ЯС Позиция 20. Государственный язык: дефиниции, статус и 3 6 6 7 7 7 8 9 15 15 16 16 20 21 23 23 23 24 24 25 25 26 26 26 27 27 28 28 29 31 31 33 33 33 35
Стр.3
функционирование Позиция 21. Понятия «государственный» и «официальный» языки в условиях РФ и РБ Позиция 22. Определение понятий «двуязычие» и «многоязычие», «родной язык», «иностранный язык», «первый» и «второй» языки Позиция 23. Объем понятий «интерференция» и «трансференция» Позиция 24. Классификация типов билингвизма Позиция 25. Этапы преодоления интерференции (Л.Л. Аюпова) Позиция 26. Проблемы многоязычия Тема 2. Этнолингвистическая ситуация в РБ Позиция 27. Языковая картина РБ Вопросы для самостоятельного изложения Рекомендуемая для чтения литература Модуль IV. ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА. ЯЗЫКОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЯЗЫКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Тема 1. Языковая политика: этапы, структура и факторы выбора языка Позиция 28. Типы языковой политики Позиция 29. Языковое планирование Позиция 30. Основные подходы к проблеме «оптимального языка» Позиция 31. Социальный подход к языковому планированию Позиция 32. Факторы, влияющие на выбор языка при языковом планировании Тема 2. Языковое строительство: практический аспект Позиция 33. Языковое строительство в РБ Позиция 34. Языковое строительство в других регионах РФ Позиция 35. Основные направления государственных программ по сохранению и развитию языков в республиках Тема 3. Языковые конфликты Позиция 36. Языковые меньшинства Позиция 37. Группы языковых конфликтов Тема 4. Языковая компетенция и ценностные ориентации Позиция 38. Субъективные факторы языкового развития Позиция 39. Объективные факторы языкового развития Тема 5. Языковая политика в дореволюционной России и на территории бывшего СССР. Российская империя и СССР – полиэтничные государства Позиция 40. Макросоциолингвистическая проблематика в языковой политике дореволюционной России Позиция 41. Макросоциолингвистическая проблематика в языковой политике послереволюционной России 4 37 37 39 39 40 43 43 44 44 44 45 47 47 47 48 49 50 51 52 52 53 54 54 55 55 56 56 57 58 58 59
Стр.4
Позиция 42. Языковая политика в РФ после 1991 года Вопросы для самостоятельного изложения Рекомендуемая для чтения литература 60 60 61 Модуль V. ДВУЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Тема 1. Билингвизм и образование Позиция 43. К вопросам использования языков меньшинств в образовании Позиция 44. Типы программ двуязычного образования Тема 2. Роль социолингвистических исследований в решении некоторых проблем образования Позиция 45. Виды и цели исследований Вопросы для самостоятельного изложения Рекомендуемая для чтения литература Модуль VI. ЯЗЫК И ВЛАСТЬ Тема 1. Язык как инструмент власти Позиция 46. Отражение социальной иерархии общества в лингвистической практике Позиция 47. Языковое варьирование как источник скрытого воздействия на сознание Тема 2. Язык советской эпохи (= тоталитарный дискурс (ТД), «деревянный язык») Позиция 48. О лингвистических особенностях официального языка советского периода Позиция 49. Риторические приемы ТД Позиция 50. Языковое сопротивление Вопросы для самостоятельного изложения Рекомендуемая для чтения литература Модуль VII. ЯЗЫК ГОРОДА Тема 1. Язык современного города Позиция 51. Условное разграничение речевых субстандартов языка города Тема 2. Специфика урбопространства РБ Позиция 52. Особенности регионального варианта русского языка в городах РБ Позиция 53. Индекс мозаичности башкортостанских городов Вопросы для самостоятельного изложения Рекомендуемая для чтения литература Приложение. Мини-словарь социолингвистических терминов 5 63 63 63 65 65 65 67 67 68 68 68 68 69 70 71 74 75 75 77 77 77 78 78 78 79 80 81
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически