Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Образовательно-воспитательный потенциал традиционной народной культуры и практика его реализации в культурно-досуговой деятельности региона

0   0
Первый авторГлинкин Анатолий Викторович
АвторыДанилова Татьяна Алювановна, Швачко Елена Викторовна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц230
ID840987
АннотацияМонография посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания и образования личности через традиционную народную культуру. В настоящем исследовании рассматриваются проблемы теории и практики образовательно воспитательного потенциала традиционной народной культуры на основе системно деятельностного, аксиологического, социокультурного и практико-ориентированного подходов. Основное внимание сосредотачивается на теоретико-методологическом обосновании образовательно-воспитательного потенциала социально-культурной деятельности учреждений региона, сохраняющих значимость традиционной народной культуры. Обобщая практический опыт региона, авторы подтверждают новизну исследования статистическими данными, описанию конкретных форм и методов,определяющих образовательные и воспитательные возможности традиционной народной культуры. Данное направление дополняется также рассмотрением материально-технического состояния и кадрового обеспечения культурно-досуговых учреждений муниципальных районов и городских округов. Выделяются и описываются характерные особенности образовательно-воспитательного потенциала учебных заведений этнокультурной направленности в Челябинской области.
Кому рекомендованоРабота адресована педагогам, студентам, аспирантам, всем тем, кому небезразлична судьба традиционной народной культуры и этнопедагогики.
ISBN978-5-94934-102-5
Глинкин, А.В. Образовательно-воспитательный потенциал традиционной народной культуры и практика его реализации в культурно-досуговой деятельности региона / Т.А. Данилова, Е.В. Швачко; А.В. Глинкин .— Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2023 .— 230 с. — ISBN 978-5-94934-102-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/840987 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Образовательно-воспитательный_потенциал_традиционной_народной_культуры_и_практика_его_реализации_в_культурно-досуговой_деятельности_региона.pdf
УДК 37(235.55) ББК 74+77.5(2Рос-4Чел) Г 54 Глинкин, А. В. Образовательно-воспитательный потенциал традиционной народной культуры и практика его реализации в культурно-досуговой деятельности региона : монография / А. В. Глинкин, Т. А. Данилова, Е. В. Швачко. – Челябинск : ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского», 2023. – 230 с. Рецензенты: Григорьева Е. И., доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор кафедры философии и социальных наук Московского городского педагогического университета (г. Москва); Тарасова Ю. Б., кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой педагогики и этнокультурного образования Челябинского государственного института культуры (г. Челябинск); Юровская О. Л., кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой народной художественной культуры Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского (г. Челябинск). Монография посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания и образования личности через традиционную народную культуру. В настоящем исследовании рассматриваются проблемы теории и практики образовательновоспитательного потенциала традиционной народной культуры на основе системнодеятельностного, аксиологического, социокультурного и практико-ориентированного подходов. Основное внимание сосредотачивается на теоретико-методологическом обосновании образовательно-воспитательного потенциала социально-культурной деятельности учреждений региона, сохраняющих значимость традиционной народной культуры. Обобщая практический опыт региона, авторы подтверждают новизну исследования статистическими данными, описанию конкретных форм и методов, определяющих образовательные и воспитательные возможности традиционной народной культуры. Данное направление дополняется также рассмотрением материально-технического состояния и кадрового обеспечения культурно-досуговых учреждений муниципальных районов и городских округов. Выделяются и описываются характерные особенности образовательно-воспитательного потенциала учебных заведений этнокультурной направленности в Челябинской области. Работа адресована педагогам, студентам, аспирантам, всем тем, кому небезразлична судьба традиционной народной культуры и этнопедагогики. ISBN 978-5-94934-102-5 Печатается по решению редакционно-издательского совета ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» © ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского», 2023 © Глинкин А. В., 2023 © Данилова Т. А., 2023 © Швачко Е. В., 2023 2
Стр.2
Нашему учителю, педагогу и наставнику, профессору, доктору педагогических наук Михаилу Евгеньевичу Дуранову посвящается 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Современное социокультурное образование призвано использовать все возможности культурно-образовательного потенциала общества как событий, которыми задается множество отношений, связей, где осуществляется специальная деятельность разных социально-культурных систем по развитию индивида и его культурной социализации. Исследования в области культуры, основанные на использовании системного и деятельностного методов, позволяют раскрыть это многообразие форм потенциала культуры. Они выделяют комплексные по характеру формы (интеллектуальный или духовный потенциал) и дифференцированные в соответствии со структурой деятельности (политический, образовательно-воспитательный, нравственный, эстетический, научный, социально-культурный, творческий потенциал) выделяя при этом, прежде всего, их ценностную значимость для образования, как системы, так и для процесса формирования личности и развития творческого потенциала человека. Сегодняшняя ситуация в России, характеризующаяся большими социальными изменениями, интенсивностью социально-экономических и социально-культурных процессов, обостряет проблему формирования нравственных качеств личности вообще и молодого поколения, в частности. Приходится признать, что и современная идеологическая концепция, которая установилась в наши дни на уровне государственного управления, в части отношения к проблеме народности отличается от предшествующих догматов очень незначительно. Она в равной степени носит характер индустриально-цивилизованный и существенно ограничивает отношение бытия, которые могли бы стать – и в других концепциях становятся – предметом познания и созидательного практического действия. Коренной порок общей методологии, которая лежит в основании цивилизованной идеологии, проявляет себя в деструктивном характере культурной политики, выстраивающей свое отношение к природе и человеку как неким «ресурсам». Результаты такой политики уже дают о себе знать через назревающую к началу третьего тысячелетия проблему невозобновляемости ресурсов всего, что необходимо для жизни, – энергии, чистоты, здоровья, мира, таланта. Важность нравственного образования и воспитания молодежи, на основе имеющегося в обществе культурно-нравственного потенциала, отмечал К. Манхейм: «Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными и духовными резервами молодежи, поскольку не намерено разрушать 4
Стр.4
существующие традиции. В противоположность статичным, медленно изменяющимся обществам динамические общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной и политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью» [102]. Актуальность образовательно-воспитательного потенциала народной культуры в развитии личности определялся, прежде всего, содержанием осуществляемых в России реформ и стремлением на уровне официальной государственной политики вывести страну и весь российский народ на путь западной и проамериканской цивилизации, соответственно желанием реализовать систему характерных им «общечеловеческих ценностей». Модернизация российского образования и его реформирование не дало ожидаемых результатов, особенно в сфере воспитания личности. Данный факт объясняется, прежде всего, «падением престижа культуры, обесцениванием хранимых ею традиций и идеалов жизни и, как следствие этого, недостаточно эффективной социализацией (главным образом, молодежи и лиц среднего возраста)» [73]. Все это объясняется отсутствовавшей эффективной социальной политикой государства, ориентированной, прежде всего, на сохранение и развитие образовательного потенциала общества. В связи с этим, государственная и региональная политика, проводимая в рамках, реализации образовательно-воспитательного потенциала традиционной народной культуры, как фактора развития духовнонравственной личности, на наш взгляд, должна базироваться на следующих положениях: – возможность раскрытия духовно-нравственного и художественнотворческого потенциала личности; освобождение от массовых стереотипов в сознании, мышлении и культуре, реализация права свободы творчества; – исключительная значимость культурного наследия прошлого в реставрации культурных ценностей народа и духовном обновлении общества; – принятие главенствующей роли традиционной народной культуры в качестве основы развития культурной жизни региона, обеспечивающей и предпосылки для последующего социально-экономического обновления области; – сохранение преемственности духовной культуры, эффективное решение задач сохранения и развития традиционного слоя культуры; – неразрывность культуры с гармоничным воспитанием личности ребенка, развитием экологического самосознания и бережного отношения к природе; – признание самоценности культуры провинции, стимулирование самостоятельности и инициативы на местах в условиях местного самоуправления; 5
Стр.5
– взаимодействие традиционной народной культуры с Русской Православной Церковью в целях оздоровлении духовно-нравственного состояния общества; – воссоздание национальных духовных приоритетов и устоев семьи, чувства гражданственности, патриотизма и других нравственных ценностей, неразрывно связанных с традиционной культурой России. О важности сохранения и пропаганды ценностей традиционной народной культуры свидетельствуют ряд документов, принятых на федеральном и региональном уровнях (закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (от 09.09.1992 г., ред. от 30.04.2021 г.), закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 г., ред. от 05.12.2022 г.), Государственная программа РФ «Развитие культуры» (от 15.04.2014 г., ред. от 26.08.2022 г.), Приказ Минкультуры РФ «Концепция художественного образования в РФ» (от 28.12.2001 г.), Концепция федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (от 22.07.2013 г.), Федеральный закон от 20 октября 2022 г. № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 30.04.2021), Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О народных художественных промыслах», Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022), Федеральный закон от 02.07.2021 N 320-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» (от 30.03.2020), концепция Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)» (от 22.02.2012 г.); закон Челябинской области «О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесел Челябинской области» (от 22.09.2005 г.); закон Челябинской области «О деятельности в сфере культуры на территории Челябинской области» (от 28.10.2004 г.); Государственная программа Челябинской области «Развитие культуры в Челябинской области» (в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 27.10.2021 N 532-1-П, от 29.12.2021 N 733-П, от 27.04.2022 N 249П, от 02.06.2022 N 322-П, от 10.08.2022 N 466-П). Главной задачей законодательства в области культуры является реализация положений ст. 44 Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные права, свободы и обязанности в этой сфере. Практически все нормативные акты, составляющие массив так называемого «культурного» законодательства, призваны обеспечить свободу литературного, художественного и других видов творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, устанавливают пределы обязанностей по сохранению исторического и культурного наследия. 6
Стр.6
Современные тенденции российского законодательства расширяют сферу правового регулирования, видя в культуре и фактор инновационного развития, и основополагающую роль в формировании человеческого потенциала, и мощный инструмент внешней политики, и одну из основ национальной безопасности и духовного возрождения нации. Сегодня, как говорят в народе, «пришло время собирать камни». Осмысление главенствующей роли традиционной народной культуры, ее образовательно-воспитательного потенциала позволяет понять, что только его реализация поможет вернуться к исконным духовно-нравственным традициям наших предков. Прозападные ценности, навязываемые российскому обществу на протяжении многих лет, не принимаются, а в большинстве случаев, отторгаются народом. Только возврат к народным традиционным ценностям, которые веками накапливались нашими предками, сможет обеспечить в России экономический рост, политическую стабильность, социальную справедливость и консолидацию современного общества. В год 200-летия со дня рождения великого русского педагога К. Д. Ушинского все большую актуальность приобретаю слова ученого, что «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…» [171]. Константин Дмитриевич особо подчеркивал, что раскрыться в полной мере человек может только на своей почве. Всякий индивид органически связан с тем народом, к которому он принадлежит, поэтому, удовлетворяя в его образовании «истинным потребностям народа», мы вместе с тем удовлетворяем индивидуальным потребностям личности. Удовлетворяя «здравообдуманным» потребностям индивида, готовим в нем полезного деятеля и участника в народной жизни [171]. В последнее время, в связи со сложившейся международной экономической и политической обстановкой, в органах власти возникает понимание многих просчетов сделанных за прошлые десятилетия. Начинается постепенное реформирование самой системы управления государством и подходов к реализации Национальных проектов, в том числе, в сферах культуры и образовании. Особое внимание стало уделяться духовно-нравственному воспитанию молодого поколения. Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе среди молодежи становится патриотическое воспитание включающее: волонтерское движение, проведение культурноисторических акций, организацию и активную деятельность детских, юношеских, молодежных организаций и т.п. В средствах массовой информации часто обсуждаются вопросы о целесообразности использование Болонской системы в структуре 7
Стр.7
российского образования, ставятся под сомнения вопросы ЕГЭ и ОГЭ и программного содержания учебных планов. В рамках внеурочной работы образовательных организаций все чаще проводятся кураторские и классные часы на тему духовности и нравственности, семейных отношений, экологических проблем, традиционной народной культуры и т.п. С 2022 года у школьников и студентов СПО появился новый формат внеурочной деятельности, который называется «Разговоры о важном» [164]. Образование и культура являются сегодня определяющими факторами экономического роста и повышения благосостояния страны и отдельных граждан, а их развитие оказывает существенное влияние на социальнополитическую консолидацию общества. Поэтому их потенциал должен быть, как можно более полно исследован, чтобы стало возможным эффективное его использование и дальнейшее наращивание в ходе реализации реформаторских усилий. Данное обстоятельство обуславливает необходимость осуществления активных научных изысканий, посвященных исследованию сущности образовательного потенциала культуры, в частности, традиционной народной культуры и его динамики в современных условиях в обществе. Пути реализации мы видим в концептуальном подходе к образовательно-воспитательному потенциалу традиционной народной культуры, что позволит создать в обществе благоприятную воспитывающую среду, сформировать целостную воспитательную среду и качественно повысить уровень социокультурного развития личности, ее готовности к жизненному самоопределению. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ