А.М. САЯПОВА Диалог творческого сознания А.А. Фета с Востоком (Фет и Хафиз) Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016 УДК 821.161.1.0 ББК 83.3(2Рос=Рус)6 С22 С22 Саяпова А.М. <...> Диалог творческого сознания А.А. Фета с Востоком (Фет и Хафиз) [Электронный ресурс] : монография / А.М. Саяпова. <...> 54 «Потаенное сущее» как «сущностный источник» в картине мира А. Фета <...> 162 «Cущностный источник» как основа духовной связи Востока и Запада В изучении художественного произведения как органической части некоего единого процесса современному филологу помогает синергетика – трансдисциплинарное направление, получившее в современной науке философско-методологический статус. <...> Мы же позволим себе обратиться к основному постулату арабского философа Ибн Араби, отчетливо выражающему синергетический принцип мышления, который гласит: «весь континуум бытия един, самодостаточен и в-самом-себе множествен». <...> Сочетание этих понятий (Восток и Запад), по Араби, рационалистически определяет сущность Бога. <...> Отмечая позитивное содержание философской мысли Аль Араби, выраженной прежде всего в постулате «весь континуум бытия един, самодостаточен и в-самом-себе множествен», Смирнов определяет его как фундаментальное для выработки иного взгляда на действительность, формулирования новой парадигмы. <...> Раз, по Аль Араби, континуум бытия един и самодостаточен таким образом, что тождествен своей первооснове, то «всякая сущность несет основание своего бытия в себе самой; ее можно назвать объектом. <...> В континуум бытия включен и человек, который, умопостигая устроение бытия, выступает познающим субъектом» [4: 130]. <...> ) Говоря о трудностях перевода, он от лица японца в этой работе рассуждает: «.во время перевода <.> словно я странствую от одного языкового существа к другому, однако при этом мне временами мерцал свет, дававший предчувствовать, что сущностный источник в корне различных языков должен быть одним и тем же» [12: 286]. <...> в отношениях <...>
Диалог_творческого_сознания_А.А._Фета_с_Востоком_(Фет_и_Хафиз).pdf
А.М. САЯПОВА
Диалог творческого сознания
А.А. Фета с Востоком
(Фет и Хафиз)
Монография
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2016
Стр.1
УДК 821.161.1.0
ББК 83.3(2Рос=Рус)6
С22
С22
Саяпова А.М.
Диалог творческого сознания А.А. Фета с Востоком
(Фет и Хафиз) [Электронный ресурс] : монография /
А.М. Саяпова. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2016. —
167 с.
ISBN 978-5-9765-1001-2
Лирика А.А. Фета, осмысленная как диалог с лирикой Хафиза,
позволяет говорить о взаимодействиях «резонансного» типа. Художественно-философское
выражение Хафизом сущностного начала эхом
отзывается в западной поэзии и философии (Гете, Гейне, Шопенгауэр,
Хайдеггер, Ясперс), а через них – в русской, в частности, в поэзии
Фета.
Монография предназначена для исследователей творчества А.А. Фета,
специалистов-филологов, студентов, всех интересующихся проблемами
русской поэзии XIX века.
УДК 821.161.1.0
ББК 83.3(2Рос=Рус)6
ISBN 978-5-9765-1001-2
© Саяпова А.М., 2016
© Издательство «Флинта», 2016
Стр.2
Оглавление
«Сущностный источник» как основа духовной связи Востока
и Запада ..................................................................................................................4
А. Фет в диалоге с поэтическим миром Востока: от «первичных
высказываний» к «высказываниям вторичным» ...................................20
Идея Целого и художественная парадигма лирики А. Фета ..........................47
Феномен образного мышления А. Фета ................................................................54
«Потаенное сущее» как «сущностный источник» в картине мира
А. Фета ..................................................................................................................74
Стихотворение-поэма «Соловей и роза»: парадокс любви
как основная форма человеческого существования .......................... 100
Поэтический концепт «Я – Ты»: «чистое созерцание Красоты» ............... 121
Память как интенция творческого сознания А. Фета .................................... 148
Вместо заключения .................................................................................................... 162
Стр.3