УДК 811.161.1
Беляева, Г.В., Гудкова, И.А., Луцкая, Н.Э.
Слушаем и пишем : учебное пособие по РКИ : книга для преподавателя. —
Санкт-Петербург : Златоуст, 2013. — 96 с.
Belyaeva, G.V., Gudkova, I.A., Lutskaya, N.E.
Let’s listen and write : a manual in Russian as a foreign language : teacher’s book. — St. Petersburg :
Zlatoust, 2013. — 96 p.
Главный редактор: к. ф. н. А.В. Голубева
Редактор: М.О. Насонкина
Корректор: О.С. Капполь
Оригинал-макет: В.В. Листова
Обложка: В.В. Листова
Комплекс по обучению репродуктивному письму на основе звучащего монологического
текста. Тексты носят биографический характер и знакомят с известными деятелями русской
культуры XIX–XX вв. Для уровней А1–В1 (элементарного — ТРКИ-1). Имеется аудиоприложение.
Пособие
является приложением к комплексу «Дорога в Россию»
© Беляева Г.В., Гудкова И.А., Луцкая Н.Э. (текст), 2013
© ЗАО «Златоуст» (редакционно-издательское оформление,
издание, лицензионные права), 2013
ISBN 978-5-86547-689-4
Подготовка оригинал-макета: издательство «Златоуст».
Подписано в печать 16.10.13. Формат 84x108/16. Печ. л. 6. Печать офсетная. Тираж 1000 экз.
Заказ № 1310164
Санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию издательства Государственной СЭС РФ
№ 78.01.07.953.П.011312.06.10 от 30.06.2010 г.
Издательство «Златоуст»: 197101, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 24, оф. 24.
Тел.: (+7-812) 346-06-68; факс: (+7-812) 703-11-79; e-mail: sales@zlat.spb.ru; http://www.zlat.spb.ru.
Отпечатано в типографии ООО «Лесник-Принт»,
192007, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 201, лит. А, пом. 3н, тел.: (+7-812) 380-9318.
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
УРОК 1
Диктанты
Слоговой диктант .
Словарные диктанты .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . 8
.
.
.
. . . 8
. . . 9
. . . 9
Фразовый (интонационный) диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Диктант (связный текст) .
Выборочный диктант .
Диктанты
Слоговой диктант .
Диктанты с заданием .
Диктант (связный текст) .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
УРОК 2
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . 9
.
.
. . . 9
. . 11
Восстановление текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
УРОК 3
Диктанты
Слоговой диктант .
Словарный диктант .
Диктанты с заданием .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . 11
. . . 12
.
. . 12
Восстановление текста «Моя семья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Пишем микротексты .
. . . . . 13
Диктанты
Слоговой диктант .
Словарный диктант .
Диктанты с заданием .
.
Восстановление текстов
Текст «Наш родной город Москва» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Текст «Моя семья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
УРОК 4
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . 14
. . . 14
.
. . 14
Стр.3
Диктанты
Пишем микротексты .
Слоговой диктант .
Диктанты с заданием .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
УРОК 5
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . 17
.
. . 17
. . . . . 18
Восстановление текста «Моя семья и мой город» (с трансформацией) . . . . . . . . . . 18
УРОК 6
Пишем микротексты .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . . 20
Изложение текста «Город Петербург» (с трансформацией) . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
УРОК 7
Выборочный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Повторяем грамматику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Изложение текста «Наша группа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
УРОК 8
Повторяем грамматику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Восстановление текста «Мои школьные друзья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Изложение текста «Моя подруга Диана и её семья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Пишем микротексты .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
УРОК 9
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . . 29
Изложение текста «Москва и Петербург в жизни поэта» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
УРОК 10
Пишем микротексты .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . . 31
Изложение текста «Талантливый артист балета» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
УРОК 11
Пишем микротексты .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . . 33
Изложение текста «Детская писательница» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
УРОК 12
Восстановление текста «Мои друзья и их профессии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Изложение текста «Кто жил на Арбате» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
4
Стр.4
УРОК 13
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ).
Изложение текста «Поэт Евгений Евтушенко». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
УРОК 14
Повторяем грамматику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Восстановление текста «Где училась Анна Нетребко» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Изложение текста «Оперная певица Анна Нетребко». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
УРОК 15
Повторяем грамматику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Восстановление текста «Биография Дениса Мацуева» .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 45
Восстановление текста «Денис Мацуев — известный музыкант
и замечательный человек» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Изложение текста «Талантливый музыкант» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Пишем микротексты .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
УРОК 16
.
.
.
.
.
.
.
УРОК 17
Работа с текстом «Алексей Баталов и Анна Ахматова» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Изложение текста «Артист Алексей Баталов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
УРОК 18
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ).
Изложение текста «Артист цирка и кино Юрий Никулин» . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
УРОК 19
Работа с текстом «Абрамцево в жизни художника Валентина Серова» .
Изложение текста «Русский художник Валентин Серов» .
.
УРОК 20
Работа с текстом «Русские писатели Иван Бунин и Антон Чехов» . . . . . . . . . . . . . 63
Изложение текста «Русский писатель и поэт Иван Бунин» .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 65
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 59
. 61
.
.
.
Изложение текста «Писательница Татьяна Устинова» .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . . 49
.
.
.
.
. 50
5
Стр.5
УРОК 21
Работа с текстом «Сергей Михайлович Соловьёв и Московский университет» . . . . . 68
Изложение текста «Русский историк Сергей Михайлович Соловьёв» .
.
УРОК 22
Работа с текстом «Интересные факты биографии Софьи Ковалевской» . . . . . . . . . 73
Изложение текста «Первая русская женщина-математик». . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
УРОК 23
Работа с текстом «Путешествия Николая Рериха» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Изложение текста «Выдающийся деятель мировой культуры» . . . . . . . . . . . . . . . 80
Первый фрагмент текста «Выдающийся деятель мировой культуры» .
.
УРОК 24
Работа с текстом «Интересные встречи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Изложение текста «Легенда российской журналистики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
УРОК 25
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ПЕРВЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ).
Изложение текста «Журналист-международник Всеволод Овчинников» . . . . . . . . . 92
Условные обозначения:
02 — задание на аудирование (порядковый номер обозначает номер трека
аудиоприложения);
1 — именительный падеж;
2 — родительный падеж;
3 — дательный падеж;
4 — винительный падеж;
5 — творительный падеж;
6 — предложный падеж.
Номера падежей указаны в соответствии с русской грамматической традицией.
.
.
.
.
.
. 81
Второй фрагмент текста «Выдающийся деятель мировой культуры» . . . . . . . . 82
Текст «Выдающийся деятель мировой культуры». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
.
.
.
.
.
.
.
.
. 70
6
Стр.6