Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Традиционная сезонная обрядность коренных народов Притомья: особенности формирования, проблемы сохранения и актуализации в музейном пространстве (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКимеева Татьяна Ивановна
АвторыАбрамова Полина Валерьевна, Насонов Александр Александрович, Родионова Дарья Дмитриевна, Труевцева О. Н. , КемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц172
ID816815
АннотацияАктуализация нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Притомья (их сезонной обрядности), предполагающая сохранение и включение в современную социокультурную среду его элементов, практически утраченных в среде бытования, представляет одну из значимых тем современности, раскрывающих уникальные объекты региональной культуры Кузбасса. Авторами анализируется обширный пласт не использованного ранее материала музейных коллекций по традиционной обрядности шорцев и бачатских телеутов, сохраняемого в собраниях музеев России; обосновываются методологические подходы к исследованию обрядности; в рамках научных подходов предлагается методика актуализации сезонной обрядности в условиях современности. Работа предназначена для формирования основ сохранения и трансляции нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Притомья, каким является сезонная обрядность.
Кому рекомендованоМонография рассчитана на музееведов, культурологов, историков, общественных деятелей и всех интересующихся сохранением этнокультурного наследия.
ISBN978-5-8154-0667-4
УДК39(=1-81) (571.16 + 571.17)
ББК63.529(2) + 79.1
Кимеева, Т. И. Традиционная сезонная обрядность коренных народов Притомья: особенности формирования, проблемы сохранения и актуализации в музейном пространстве : монография / П. В. Абрамова, А. А. Насонов, Д. Д. Родионова; ред. О. Н. Труевцева; КемГИК; Т. И. Кимеева .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2021 .— 172 с. — Библиогр.: с. 143-159. — ISBN 978-5-8154-0667-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/816815 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Традиционная_сезонная_обрядность_коренных_народов_Притомья_особенности_формирования,_проблемы_сохранения_и_актуализации_в_музейном_пространстве.pdf
УДК 39(=1-81) (571.16 + 571.17) ББК 63.529(2) + 79.1 К40 Т. И. Кимеева, П. В. Абрамова, А. А. Насонов, Д. Д. Родионова Рецензенты: Авторы: ГОУ ВПО «Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б. Н. Ельцина» Научный редактор: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры»; Г. Д. Джунушалиева, доктор исторических наук, доцент, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью Е. А. Полякова, доктор исторических наук, доцент, проректор по научной работе и международным связям К40 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» Кимеева, Т. И. О. Н. Труевцева, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры историко-культурного наследия и туризма Традиционная сезонная обрядность коренных народов Притомья: особенности формирования, проблемы сохранения и актуализации в музейном пространстве : монография / Т. И. Кимеева, П. В. Абрамова, А. А. Насонов, Д. Д. Родионова; науч. ред. О. Н. Труевцева ; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2021. – 172 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0667-4 Актуализация нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Притомья (их сезонной обрядности), предполагающая сохранение и включение в современную социокультурную среду его элементов, практически утраченных в среде бытования, представляет одну из значимых тем современности, раскрывающих уникальные объекты региональной культуры Кузбасса. Авторами анализируется обширный пласт не использованного ранее материала музейных коллекций по традиционной обрядности шорцев и бачатских телеутов, сохраняемого в собраниях музеев России; обосновываются методологические подходы к исследованию обрядности; в рамках научных подходов предлагается методика актуализации сезонной обрядности в условиях современности. Работа предназначена для формирования основ сохранения и трансляции нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Притомья, каким является сезонная обрядность. Монография рассчитана на музееведов, культурологов, историков, общественных деятелей и всех интересующихся сохранением этнокультурного наследия. УДК 39(=1-81) (571.16 + 571.17) ББК 63.529(2) + 79.1 ISBN 978-5-8154-0667-4 © Кимеева Т. И., Абрамова П. В., Насонов А. А., Родионова Д. Д., 2021 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2021 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ В современных условиях одним из приоритетных направлений музейной деятельности признается актуализация нематериального культурного наследия, к которому относится и традиционная сезонная обрядность. В культуре коренных малочисленных народов Притомья значительное место занимали сезонные обряды, проводимые в переходные периоды – от зимы к лету и наоборот, весной и осенью. В настоящее время сезонная обрядность, которая недостаточно освещена в научной литературе по сравнению с культовой обрядностью, связанной с почитанием родовых духов и шаманизмом, в среде бытования руинирована, в связи с чем возникает потребность в сохранении этого уникального пласта культурного наследия коренных малочисленных народов Притомья. Статус коренных малочисленных народов имеют два этноса Притомья, проживающие на территории современной Кемеровской области, – шорцы и бачатские телеуты1. Численность шорцев в Кузбассе 10672 чел., бачатских телеутов – около 2520 чел.2. Наличие этноконтактной зоны расселения этих народов обеспечивает их культурные взаимодействия. Так, Л. П. Потапов в своих публикациях замечает, что «основная масса телеутов, прикочевавших в Кузнецкую степь, оказалась в бассейне реки Бочата… Этот обширный лесостепной район довольно скоро был освоен телеутами на юг, вплоть до отрогов Кузнецкого Алатау. Часть телеутов, в том числе и те, которые носили название «ач-киштымы», еще в конце XVII века продвинулась по долине Томи до г. Кузнецка, а в XVIII веке и выше его, до р. Мрассы. В указанное время и происходило смешение телеутов, оседавших в районе Кузнецка, с шорцами. Переходя к земледелию и даже охоте на пушного зверя вследствие упадка кочевого скотоводства, телеуты довольно интенсивно смешивались с шорцами и прони1 О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 (ред. от 25.08. 2015) № 255 // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_ doc_LAW_26631/; Закон о коренных малочисленных народах Кемеровской области: от 18.02.2005 № 42-ОЗ [Электронный ресурс] // Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области: офиц. сайт. – URL: http://www.depcult.ru/ Documentation/detail.php?ID=1295&sphrase_id=3443. 2 Народы Кузбасса [Электронный ресурс] / сост. ГУК «Кемеровская областная библиотека для детей и юношества»: офиц. сайт. – URL: http://народыкузбасса.рф/index. php/narody. 3
Стр.3
кали частично даже в верховья Мрассы и Кондомы»3. В публикациях Д. А. Функа также акцентировано внимание на наличии зоны культурных взаимодействий шорцев и бачатских телеутов: «На западе, по берегам реки Кондома, шорцы граничили с телеутами. Северная граница шорской этнической общности характеризуется тем, что в черте современного г. Новокузнецка в улусах Абинском и Абашевском уже с начала XVIII века проживали не только абинцы (вошедшие позже в состав шорцев), но и телеуты – в улусе Средне-Телеутском / Томдор». «Соседние деревни / улусы были чересполосно населены телеутами (Бызово / Пахсан, Ильинка / Оксон, Трехречка / Оскот, Кутонова / Торгай) и шорцами (Мокроусово / Тетпер)…»4. Вышесказанное позволяет применять термин «Притомье» для территории компактного проживания шорцев и бачатских телеутов. В отношении коренных малочисленных народов Притомья (шорцев и бачатских телеутов) следует говорить именно о сезонной обрядности, так как календарь этих этносов находился в стадии формирования. Можно предположить, что именно по этой причине в научной литературе нет сведений о календаре шорцев и бачатских телеутов, имеющем четкую привязку к их хозяйственным занятиям. Изучение традиционной сезонной обрядности шорцев и телеутов носит междисциплинарный характер. Различные важные для понимания данной темы проблемы раскрываются через соотношение результатов историко-религиоведческих, этнографических и музееведческих исследований. При этом значимыми являются как теоретическая составляющая, в рамках которой на конкретном этнокультурном материале уточняется смысловое наполнение понятия «обрядность», так и практические аспекты, связанные с развитием культурно-образовательной деятельности музеев. Утрата традиций проведения сезонных обрядов, связанного с ними мировоззрения как нематериальной составляющей культурного наследия, а также включаемых в обряды овеществленных компонентов вписывается в круг проблем современной культуры. О значимости сохранения и пре3 Потапов Л. П. Рец. на: «Шорский фольклор»: записи, перевод, вступ. ст. Н. П. Дыренковой // Советская этнография. – 1948. – № 3. – С. 202. 4 Функ Д. А. Шаманская и эпическая традиции тюрков юга Западной Сибири (историко-этнографическое исследование телеутских и шорских материалов второй половины XIX – начала ХХI в.): дис. … д-ра ист. наук. – М., 2003. – С. 11–12. 4
Стр.4
зентации таких объектов культурного наследия, как традиционные сезонные обряды, свидетельствует и востребованность их включения в современное социокультурное пространство представителями коренных этносов. Необходимость решения проблемы сохранения объектов нематериального наследия подтверждается вниманием к ней Всемирной организации ЮНЕСКО, решениями по сохранению данной формы наследия в рамках государственной политики Российской Федерации, формированием единого реестра объектов нематериального наследия. Содержание документов ориентировано на фиксацию объектов нематериального наследия в целях их сохранения. Однако следует учитывать специфику традиции, подразумевающей не только ее консервацию, но и включение в современное социокультурное пространство, в связи с чем возникает необходимость обеспечения актуализации рассматриваемых в монографии сезонных обрядов. Под актуализацией понимается деятельность, направленная на сохранение и включение наследия в современную культуру. Приоритетным направлением актуализации культурного наследия является музеефикация. Одна из ведущих ролей в данном направлении принадлежит музеям, при этом наибольшим потенциалом обладают музеи под открытым небом, для которых характерна комплексная музеефикация историко-культурной среды. Несмотря на активное включение презентации календарных обрядов в музейную деятельность, методическая основа данного направления находится в стадии формирования. Существует необходимость определения научных подходов, разработки специальных методов выявления принципов актуализации обряда в музее на научной основе. Достоверность отраженных в монографии положений определяется обращением авторов к опубликованным архивным материалам Н. П. Дыренковой5, послужившим неоценимым источником для раскрытия информационных полей музейных предметов, имеющих непосредственное отношение как к традиционным культам шорцев и бачатских телеутов, так и к сезонным обрядам шорцев. Выводы по особенностям традиционной сезонной обрядности коренных народов Притомья и определению возможностей их актуализации опираются на данные неопубликованных 5 Дыренкова Н. П. Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. – СПб.: МАЭ РАН, 2012. – Т. VI. – 408 с. – (Серия «Кунсткамера – Архив»). 5
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………...... 3 Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения традиционной сезонной обрядности………………………………… 7 1.1. Изучение традиционной сезонной обрядности в отечественной науке…………………………………………………………………….… 7 1.2. Специфика фиксации и интерпретации историко-этнографической информации о традиционной сезонной обрядности……….. 21 1.3. Методологические подходы к исследованию традиционной сезонной обрядности……………………………………………………….. 50 Глава 2. Условия и факторы формирования и развития традиционной сезонной обрядности коренных народов Притомья…… 63 2.1. Природно-географические и хозяйственные условия развития традиционной сезонной обрядности коренных народов Притомья…. 63 2.2. Межконфессиональное взаимодействие на юге Западной Сибири как фактор развития традиционной сезонной обрядности коренных народов Притомья………………………………………………………... 82 Глава 3. Проблемы сохранения и формы актуализации традиционной сезонной обрядности коренных народов Притомья в музейном пространстве………………………………………………….. 87 3.1. Методика актуализации традиционной сезонной обрядности коренных народов Притомья музейными средствами………………….... 87 3.2. Презентация традиционной сезонной обрядности в экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной деятельности музея………………………………………………………………………. 106 3.3. Практики актуализации традиционной сезонной обрядности коренных народов Притомья в музейном пространстве………………..... 131 Заключение………………………………………………………………. 141 Список источников и литературы……………………………………. 143 Список сокращений…………………………………………………….. 160 Алфавитно-предметный указатель…………………………………... 162 Глоссарий………………………………………………………………… 164 171
Стр.171

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ