Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Педагогика волонтерства: феноменология и социально-культурная практика (220,00 руб.)

0   0
АвторыВасильковская М. И., Пономарёв В. Д., КемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц183
ID816813
АннотацияВ коллективной монографии представлены материалы теоретического осмысления педагогики волонтерства в теории и практике социально-культурной деятельности, отражающие теоретико-методологические основы, педагогическое обеспечение подготовки студенческой молодежи к участию в волонтерской деятельности, социальные и педагогические технологии в деятельности института волонтерства, полученные в результате проведенных научных исследований ученых Сибири, а также опыта практической деятельности волонтерских организаций и объединений России. Издание адресовано ученым, аспирантам, магистрантам, преподавателям гуманитарных вузов и сузов, руководителям и специалистам учреждений культуры, досуга, дополнительного образования, общественных и некоммерческих организаций и органов управления.
Кому рекомендованоМонография адресована ученым, аспирантам, магистрантам, преподавателям гуманитарных вузов и сузов, руководителям и специалистам учреждений культуры, досуга, дополнительного образования, общественных и некоммерческих организаций и органов управления.
ISBN978-5-8154-0669-8
УДК37.017.4+37.013.46
ББК74.58
Педагогика волонтерства: феноменология и социально-культурная практика : монография / ред.: М. И. Васильковская, В. Д. Пономарёв; КемГИК .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2021 .— 183 с. — Библиогр.: с. 170-180. — ISBN 978-5-8154-0669-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/816813 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогика_волонтерства_феноменология_и_социально-культурная_практика.pdf
УДК 37.017.4+37.013.46 ББК 74.58 П24 В. Д. Пономарев, доктор педагогических наук, доцент, М. И. Васильковская, кандидат педагогических наук, Научные редакторы: Л. И. Лазарева, кандидат педагогических наук, доцент Рецензенты: почетный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры социально-культурной деятельности В. И. Матис, доктор педагогических наук, профессор, Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул), Н. Н. Ярошенко, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Васильковская М. И. (г. Кемерово); Воронина Е. А. (г. Кемерово); Зайцева Т. В. (г. Кемерово); Капустина О. В. (г. Новосибирск); Костылев С. В. (г. Красноярск); Лазарева Л. И. (г. Кемерово); Московского государственного института культуры (г. Москва) Коллектив авторов: Летунова Т. С. (г. Новосибирск); Пономарев В. Д. (г. Кемерово); Тельманова А. С. (г. Кемерово). П24 Педагогика волонтерства: феноменология и социально-культурная практика : монография / М. И. Васильковская, Е. А. Воронина, Т. В. Зайцева, О. В. Капустина, С. В. Костылев, Л. И. Лазарева, Т. С. Летунова, В. Д. Пономарев, А. С. Тельманова ; под науч. ред. В. Д. Пономарева, М. И. Васильковской, Л. И. Лазаревой ; Кемеровский государственный институт культуры. – Кемерово : КемГИК, 2021. – 183 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0669-8 В коллективной монографии представлены материалы теоретического осмысления педагогики волонтерства в теории и практике социально-культурной деятельности, отражающие теоретико-методологические основы, педагогическое обеспечение подготовки студенческой молодежи к участию в волонтерской деятельности, социальные и педагогические технологии в деятельности института волонтерства, полученные в результате проведенных научных исследований ученых Сибири, а также опыта практической деятельности волонтерских организаций и объединений России. Издание адресовано ученым, аспирантам, магистрантам, преподавателям гуманитарных вузов и сузов, руководителям и специалистам учреждений культуры, досуга, дополнительного образования, общественных и некоммерческих организаций и органов управления. УДК 37.017.4 + 37.013.46 ББК 74.58 ISBN 978-5-8154-0669-8 © Коллектив авторов, 2021 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2021
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Для современной России волонтерство является весьма значимым социальным феноменом, непосредственно обеспечивающим достижение цели прорывного развития Российской Федерации. В Указе Президента РФ В. В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» важнейшим показателем достижения национальной цели для самореализации и развития талантов определен такой показатель, как «увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов». В Концепции же развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года в качестве стратегических ориентиров сферы оказания социальных услуг и эффективного решения социальных задач выдвинуты следующие направления волонтерской деятельности: 1) содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства); 2) развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций. Мы живем в эпоху консьюмеризма, потребления, по терминологии Эриха Фромма – в эпоху «иметь». В современном обществе ярко выраженной становится ориентация людей на экономические ценности и материальную выгоду. Но в то же время в качестве гуманитарного общественного баланса активно развивается и пропагандируется социокультурный феномен волонтерства, добровольческий труд, основанный на бескорыстном служении обществу, альтруистических мотивах как важнейших проявлениях и показателях высокоразвитого граждан3
Стр.3
ского общества, общества «быть» (Эрих Фромм). А активное участие в волонтерском движении – важнейший показатель такого качества личностного развития, как социальная ответственность и жизненная стратегия «отдавать». Несмотря на то, что общественные и личные ценности каждого человека на протяжении истории постоянно меняются, все же существуют незыблемые общечеловеческие ценности для всех народов и во все времена. К таким ценностям как раз относится добровольный, бескорыстный труд. Добровольцы России активно проявляют себя в борьбе с лесными пожарами, принимают участие в поисках пропавших людей, оказывают помощь пожилым и маломобильным людям. Дееспособность волонтерского движения в России была продемонстрирована и в кризисных ситуациях последних лет (общероссийские проекты «Доброфорум», «#МыВместе» и др.). В последние два десятилетия к волонтерству обращен достаточно широкий интерес специалистов различных сфер деятельности. Феномен волонтерства изучается в историческом, психологическом, правовом поле, в области социологии, социальной педагогики, социальной работы, социального менеджмента и социальной психологии. Научный интерес к этому социальному феномену оправдан, поскольку в его устойчивых общественных проявлениях и характеристиках отражены базовые позитивные ценности как идеалы и духовные скрепы развитого гражданского общества – товарищество, солидарность, общественность, милосердие, справедливость и др. Следует отметить актуальность представленных в настоящем научном исследовании вопросов теории и практики педагогики волонтерства как педагогически организованного и управляемого процесса сопровождения волонтерской деятельности, основных теоретических подходов в исследованиях социальнокультурного феномена волонтерства, изучения структуры дан4
Стр.4
ного социально-культурного феномена, его сущностных феноменологических характеристик, общественных функций и социально-культурных технологий волонтерской деятельности. Организационной формой волонтерской (добровольческой) деятельности выступают некоммерческие организации – волонтерские объединения. Волонтерские объединения как устойчивые сообщества создаются на основе личной добровольной инициативы для осуществления совместной деятельности по оказанию помощи кому-либо, также для решения социальных, экологических или иных общественных проблем. Педагогика волонтерства в стратегии личностного развития ориентирована на формирование у участников добровольческих объединений общечеловеческих идеалов и свойственных человеческой природе потребностей в общении, взаимопомощи и бескорыстных дружеских отношениях, в труде и творчестве на благо общества, любви и гармонии. А социально-культурная практика волонтерских объединений – наиболее благоприятная общественная среда включения в систему проблемных взаимодействий «человек – человек», в процессе которых всем участникам обеспечивается усвоение позитивных социально ориентированных контекстов жизни. В Российской Федерации набирает силу «серебряное» волонтерство (Общественное движение «#ДОБРОСЕРЕБРО», Общественные организации «Мосволонтер», «Волонтеры 55+» и др.). Это пожилые люди, участвующие в добровольческой деятельности (сегодня это около 28 % населения РФ). Мотивом «серебряных» участников добровольческой деятельности служит потребность в содержательной жизнедеятельности. Научного осмысления в этом исследовательском направлении требуют вопросы ресоциализации пожилых людей, активного их участия в социальных изменениях, применения богатого житейского и профессионального опыта в реализации тех или иных социальных проектов и инициатив и т. д. В этом случае педагогика волонтерства должна иметь научно обоснованные и практически 5
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ (Пономарев В. Д.)…………………………………….….. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИКИ ВОЛОНТЕРСТВА………………… 7 1.1. Васильковская М. И., Пономарев В. Д. Волонтерство как социально-культурный феномен современности…………………………... 7 1.2. Васильковская М. И. Педагогика волонтерства в системе научного знания и социально-культурной практики………………………. 24 ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К УЧАСТИЮ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………... 42 2.1. Лазарева Л. И. Культурное волонтерство в проектировании содержания профессиональной подготовки и идентификации бакалавров социально-культурной деятельности………………………….. 42 2.2. Капустина О. В., Летунова Т. С. Социальные эффекты волонтерской деятельности в обладании профессиональными компетенциями: soft и hard skils, мотивация и социальная инициативность……………………………………………………………………… 62 ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА ВОЛОНТЕРСТВА…… 98 3.1. Костылев С. В. Социально-культурные технологии волонтерской деятельности………………………………………………………. 98 3.2. Зайцева Т. В., Тельманова А. С. Социально-культурные практики развития института волонтерства: региональное измерение….….. 128 3.3. Воронина Е. А. «Серебряное» волонтерство как форма проявления социальной активности людей пожилого возраста……………… 149 ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Пономарев В. Д.)…………………………………… 164 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. 170 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ…………………………………………... 181 182
Стр.182

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ