УДК 330
ББК 65
М52
Перевод с английского: Ю. В. Кузнецов
М52
̸ðôè, Роберт.
Уроки для молодого экономиста / Р. М¸рфи ; пер. с англ. Ю. В. Кузнецовà.
— 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 498 с. — Москва ; Челябинск :
Социум, 2020. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital
Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-91603-708-1
«Уроки для молодого экономиста» — один из лучших учебников вводного
уровня по экономике, в нем рассматривается как чистая экономическая теория
(введение понятий и формулирование экономических законов), так и работа
рыночных механизмов — функционирование реальной экономики на основе
этих законов.
Продуманность логики изложения и общей структуры позволяет читателям
легко усваивать последовательно вводимые понятия, формируя объемное представление
о предмете. Этому также способствуют составленные для каждой
главы резюме, определения основных понятий и вопросы для обдумывания.
Для русского издания составлен список книг, рекомендованных для дальнейшего
изучения. Дополнительные материалы, в том числе главу «Экономическая
теория запретов», можно скачать на сайте sotsium.ru на странице книги
в разделе «Ссылки».
УДК 330
ББК 65
Электронное издание на основе печатного èçäàíèÿ: Уроки для молодого экономиста
/ Р. М¸рфи; пер. с англ. Ю. В. Кузнецовà. — Москва ; Челябинск :
Социум, 2019. — 485 с. — ISBN 978-5-906401-88-5. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать
от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-91603-708-1
© «ИД «Социум», 2019
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 1. ОСНОВАНИЯ
Урок 1. Мыслить, как эконоМист
Урок 2. как Мы открываеМ эконоМические принципы
Урок 3. эконоМические понятия,
вытекающие из понятия деятельности
Урок 4. эконоМическая теория «робинзона крузо»
Часть II. КАПИТАЛИЗМ — РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Урок 5. институт частной собственности
Урок 6. пряМой обМен и бартерные цены
Урок 7. косвенный обМен и возникновение денег
Урок 8. разделение труда и специализация
Урок 9. предприниМательство и конкуренция
Урок 10. доход, сбережения и инвестиции
Урок 11. спрос и предложение
Урок 12 (продвинутый). процент, кредит и долг
Урок 13 (продвинутый). учет прибылей и убытков
Урок 14 (продвинутый). рынок акций
Часть III. СОЦИАЛИЗМ: КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА
Урок 15. провалы социализМа — теория
Урок 16. провалы социализМа — история
Часть IV. ИНТЕРВЕНЦИОНИЗМ:
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА
Урок 17. регулирование цен
Урок 18. налоги с продаж и налоги на доходы
Урок 19. пошлины и иМпортные квоты
Урок 20. инфляция
Урок 21 (продвинутый). государственный долг
Урок 22 (продвинутый). эконоМический цикл
323
345
367
419
445
465
15
27
49
71
99
111
135
151
165
177
193
221
241
259
279
303
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. ОСНОВАНИЯ
Урок 1. Мыслить, как эконоМист
15
1.1. Мыслить, как экономист . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.2. Является ли экономическая теория наукой? . . . . . . . . . . . . . . 17
1.3. Сфера и границы применимости
экономической науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.4. Зачем изучать экономическую теорию? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . . . 26
Урок 2. как Мы открываеМ эконоМические принципы 27
2.1. Целенаправленная деятельность
и бессознательное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.2. Отличия общественных наук от естественных . . . . . . . . . . . 29
2.3. Успешность естественных наук
по сравнению с общественными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.4. Как мы открываем базовые
экономические принципы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . . . 47
Урок 3. эконоМические понятия,
вытекающие из понятия деятельности
49
3.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
3.2. Действуют только индивиды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
3.3. У индивидов есть предпочтения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
3.4. Предпочтения субъективны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
3.5. Предпочтения — это ранжирование,
а не измерение с помощью чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
3.6. Предпочтения разных индивидов
невозможно комбинировать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Стр.7
Содержание 7
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . . . 70
Урок 4. эконоМическая теория «робинзона крузо»
4.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
4.2. Робинзон создает блага с помощью
своих умственных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
4.3. Потребительские и производственные блага . . . . . . . . . . . . . 75
4.4. Земля, труд и капитальные блага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
4.5. Доход, сбережения и инвестиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
4.6. Ценность благ относится
к их отдельным единицам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
4.7. Одним словом: как Робинзону
следует действовать? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . . . 95
Часть II. КАПИТАЛИЗМ — РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Урок 5. институт частной собственности
71
99
5.1. Обществу необходимы правила . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
5.2. Капитализм — это частная собственность . . . . . . . . . . . . . . 101
5.3. Рыночная экономика
и свободное предпринимательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 109
Урок 6. пряМой обМен и бартерные цены
111
6.1. Почему люди обмениваются друг с другом? . . . . . . . . . . . . . 111
6.2. Прямой обмен / бартер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
6.3. Цены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
6.4. Как формируются цены при бартере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
6.5. Добавление новых участников сужает
интервал цен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Стр.8
8 Содержание
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 133
Урок 7. косвенный обМен и возникновение денег
135
7.1. Ограничения прямого обмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
7.2. Преимущества косвенного обмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
7.3. Преимущества денег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
7.4. Кто изобрел деньги? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 150
Урок 8. разделение труда и специализация
151
8.1. Разделение труда и специализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
8.2. Почему специализация делает труд более
производительным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
8.3. Все становятся богаче благодаря концентрации
на сравнительных преимуществах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 163
Урок 9. предприниМательство и конкуренция
165
9.1. Предпринимательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
9.2. Конкуренция защищает потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
9.3. Конкуренция защищает работников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 176
Урок 10. доход, сбережения и инвестиции
177
10.1. Доход, сбережения и инвестиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
10.2. Инвестиции увеличивают будущий доход . . . . . . . . . . . . . 179
10.3. Как сбережения и инвестиции увеличивают
будущий выпуск продукции в экономике . . . . . . . . . . . . . . 184
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Стр.9
Содержание 9
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 191
Урок 11. спрос и предложение
193
11.1. Зачем нужны понятия спроса и предложения . . . . . . . . 193
11.2. Спрос: определение и закон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
11.3. Предложение: определение и закон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
11.4. Применение понятий спроса и предложения
для объяснения рыночной цены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
11.5. Применение понятий спроса и предложения
для объяснения изменений рыночной цены . . . . . . . . . . . 205
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 220
Урок 12 (продвинутый). процент, кредит и долг
221
12.1. Процент связан со временем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
12.2. Сбережения, инвестиции
и экономический рост . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
12.3. Наиболее распространенные
виды кредитных сделок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
12.4. Положительные
и отрицательные стороны долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 240
Урок 13 (продвинутый). учет прибылей и убытков
241
13.1. Прибыль и убыток служат ориентиром
для предпринимателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
13.2. Процент и прибыль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
13.3. Социальная функция бухгалтерского учета
прибыли и убытка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
13.4. Границы применимости учета
прибылей и убытков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Стр.10
10 Содержание
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 257
Урок 14 (продвинутый). рынок акций
259
14.1. Что такое рынок акций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
14.2. Зачем выпускать акции? (Сравнение долгового
финансирования и акционерного капитала) . . . . . . . . . . . 260
14.3. Социальная функция спекуляции акциями . . . . . . . . . . . 265
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 275
Часть III. СОЦИАЛИЗМ: КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА
Урок 15. провалы социализМа — теория
279
15.1. Идея социализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
15.2. Проблема стимулов при социализме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
15.3. Проблема экономического расчета
при социализме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 301
Урок 16. провалы социализМа — история
303
16.1. Экономическая теория и история . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
16.2. Коммунизм и фашизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
16.3. Жертвы социализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 319
Часть IV. ИНТЕРВЕНЦИОНИЗМ:
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА
Урок 17. регулирование цен
323
17.1. Идея интервенционизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
17.2. Установление максимальной цены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
Стр.11
Содержание 11
17.3. Установление минимальной цены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 344
Урок 18. налоги с продаж и налоги на доходы
345
18.1. Государственные расходы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
18.2. Как государство финансирует свои расходы . . . . . . . . . . 351
18.3 Налоги с продаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
18.4. Налоги на доходы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 365
Урок 19. пошлины и иМпортные квоты
367
19.1. Меркантилизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
19.2. Общие доводы в пользу свободной торговли . . . . . . . . . . . 369
19.3. Таможенные пошлины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
19.4. Импортные квоты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 390
Урок 20. инфляция
391
20.1. Денежная инфляция и ценовая инфляция . . . . . . . . . . . . 391
20.2. Как государство заставляет цены расти . . . . . . . . . . . . . . . . 396
20.3. Опасность ценовой инфляции,
создаваемой государством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 416
Урок 21 (продвинутый). государственный долг
417
21.1. Дефицит государственного бюджета
и государственный долг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
21.2. Государственный долг и инфляция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
21.3. Государственный долг и будущие поколения . . . . . . . . . 428
Стр.12
12 Содержание
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 434
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 436
Урок 22 (продвинутый). эконоМический цикл
437
22.1. Экономический цикл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437
22.2. Как государства создают экономический цикл . . . . . . . 440
22.3. За искусственным бумом следует
неизбежный спад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 447
22.4. Причины массовой безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
Резюме урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456
Новые термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457
Вопросы для повторения и дальнейшего изучения . . . . . . . . 458
глоссарий
459
Стр.13