Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Современный русский литературный язык. Морфология (220,00 руб.)

0   0
АвторыРуднева Ольга Викторовна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц123
ID807603
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлены основные практические и теоретические материалы по изучению структурно-функциональных особенностей именных частей речи как предмета изучения морфологии, входящего в содержание дисциплины «Современный русский литературный язык». Пособие предназначено для подготовки студентов к практическим занятиям и самостоятельной работе, содержит основные понятия по теме, упражнения по формированию языковой компетенции, вопросы для самоконтроля, контрольные и справочные материалы.
Современный русский литературный язык. Морфология : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, профиль Русский язык и литература, квалификация бакалавр. Часть II / О.В. Руднева .— Сургут : РИО СурГПУ, 2022 .— 123 с. — URL: https://rucont.ru/efd/807603 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современный_русский_литературный_язык._Морфология.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Современный_русский_литературный_язык._Морфология.pdf
Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» Филологический факультет Кафедра филологического образования и журналистики О. В. Руднева, Н. Н. Сафонова, Т. А. Ермаковская СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. Морфология Часть II Учебно-методическое пособие Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки / профиль Русский язык и литература УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРИАТ Сургут 2022
Стр.1
УДК 811.161.1’366(075.8) ББК 81.411.2 -21я73-9 Р 83 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры филологического образования и журналистики 14 ноября 2019 года, протокол № 2 Рецензенты: д. филол. н., профессор кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета Сироткина Т. А. Р 83 Руднева О. В. Современный русский литературный язык. Морфология. Часть II : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, профиль Русский язык и литература, квалификация бакалавр / О. В. Руднева, Н. Н. Сафонова, Т. А. Ермаковская; Департамент образования и науки ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022. – 122, [1] с. – Текст: непосредственный. В учебно-методическом пособии представлены основные практические и теоретические материалы по изучению структурно-функциональных особенностей глагола и неизменяемых частей речи и классов слов как предмета изучения морфологии, входящего в содержание дисциплины «Современный русский литературный язык». Пособие предназначено для подготовки студентов к практическим занятиям и самостоятельной работе, содержит основные понятия по теме, упражнения по формированию языковой компетенции, вопросы для самоконтроля, контрольные и справочные материалы. Материалы пособия могут быть использованы также преподавателями для осуществления контроля самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения направления подготовки «Педагогическое образование» (направленности «Русский язык и литература», «Начальное образование»). УДК 811.161.1’366(075.8) ББК 81.411.2 -21я73-9 © Руднева О. В., Сафонова Н. Н., Ермаковская Т. А., 2022 © Сургутский государственный педагогический университет, 2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ........................................................................................................... 4 РАЗДЕЛ 1. ГЛАГОЛ И ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ ............................................... 9 Учебный элемент 1.1. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ ......................................... 10 Вопросы для самоконтроля ........................................................................................ 17 Практические задания ................................................................................................ 29 Учебный элемент 1.2. ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ФОРМЫ ГЛАГОЛА ........................................................................................ 33 Вопросы для самоконтроля ........................................................................................ 33 Практические задания ................................................................................................ 35 Задания для самостоятельной работы ................................................................. 44 Контрольные работы к разделу 1 ........................................................................... 48 РАЗДЕЛ 2. НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ И КЛАССЫ СЛОВ .............. 53 Учебный элемент 2.1. НАРЕЧИЕ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ .. 53 Вопросы для самоконтроля ........................................................................................ 55 Практические задания ................................................................................................ 55 Задания для самостоятельной работы ................................................................. 60 Учебный элемент 2.2. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (ПРЕДЛОГ, СОЮЗ, ЧАСТИЦА) ............................................................................ 62 Вопросы для самоконтроля ........................................................................................ 63 Практические задания ................................................................................................ 64 Задания для самостоятельной работы ................................................................. 70 Учебный элемент 2.3. МЕЖДОМЕТИЕ. МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА ................... 77 Вопросы для самоконтроля ........................................................................................ 78 Практические задания ................................................................................................ 79 Задания для самостоятельной работы ................................................................. 83 Контрольные работы к разделу 2 ............................................................................ 86 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ по разделам 1 и 2 ...................................... 91 ВОПРОСЫ ДЛЯ МИНИ-ЗАЧЕТА по разделам 1 и 2 ......................................... 92 ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ИТОГОВОГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ............ 95 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................................................... 103 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Грамматические признаки частей речи ............................. 106 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Схемы морфологического разбора ...................................... 109 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Примерные варианты разбора разных частей речи ........ 112 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Словарь лингвистических терминов .................................. 120 3
Стр.3
Морфология – «центр языкового пространства», и для того, чтобы узнать язык, надо прежде всего понять его морфологию. А. А. Реформатский ПРЕДИСЛОВИЕ Учебно-методическое пособие рассчитано на студентов третьего курса обучения направления 44.03.05 Педагогическое образование (направленность «Русский язык и литература»). В нем содержатся материалы как для контактной, так и для самостоятельной работы студентов по изучению морфологии современного русского языка, которая является одним из основных, структурообразующих разделов дисциплины «Современный русский литературный язык». Для освоения данной дисциплины используются знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения таких дисциплин как «Русский язык и культура речи», «Введение в языкознание». Изучение дисциплины является необходимым фундаментом для изучения «Общего языкознания» и прохождения педагогической практики по русскому языку. Актуальность пособия определяется возрастающими требованиями, предъявляемыми к будущему педагогу, владеющему нормами русского литературного языка, системными знаниями в области грамматики русского языка, умеющему правильно интерпретировать современные языковые факты действительности. Пособие представляет собой комплект учебнометодических материалов и включает в себя учебно-тематический план курса, методическое сопровождение разделов, формы и виды контроля самостоятельной работы студентов, позволяет создать условия для формирования профессиональных умений студентов, овладение ими предметными и метапредметными результатами. Студенты смогут овладеть знаниями классификационных признаков частей речи, навыками морфологического разбора всех частей речи современного русского языка, умением определять часть речи, различать омонимичные формы слов, относящиеся к разным частям речи, и использовать грамматически правильные формы слов. Данные предметные результаты могут быть сформированы при овладении определенными интеллектуальными, ориентировочными, оперативными компетенциями. Цель: научить студентов осуществлять анализ языковых единиц с позиций современной лингвистической науки. Задачи: 1. Формировать умение вычленять глагольные формы и анализировать их с системно-структурных и функциональных сторон. 2. Формировать умение вычленять неизменяемые части речи и классы слов и анализировать их с системно-структурных и функциональных сторон. 4
Стр.4
В результате изучения дисциплины студенты должны: знать: - основные понятия грамматики русского языка; - основные дискуссионные вопросы по проблемам классификации и интерпретации грамматических классов слов; - классификационные признаки частей речи и свойственные им грамматические категории; - нормы употребления частей речи; уметь: - вычленять языковые единицы и относить их к определенным морфологическим классам в соответствии с классификацией частей речи; - выполнять морфологический анализ частей речи, в том числе глагольных форм, неизменяемых частей речи и групп слов; - правильно употреблять слова в тех или иных грамматических формах; владеть: - способом определения морфологического класса языковых единиц; - методикой разбора языковых единиц морфологического уровня; - приемами научного анализа и учебными действиями с языковыми единицами, применяемыми в обучении русскому языку школьников. иметь опыт: - классификации языковых единиц морфологического уровня; - анализа языковых единиц морфологического уровня; - использования языковых единиц в соответствии с грамматическими нормами современного русского литературного языка. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (направленность «Русский язык и литература») процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способен научить использовать языковые единицы различных уровней для осуществления эффективной устной и письменной коммуникации на русском языке (ПК-1). Для формирования данной компетенции используются различные формы контактной (лекционные и практические) и самостоятельной работы. Для освоения основных теоретических понятий в составе пособия имеется глоссарий, содержащий определения специальных терминов. 5
Стр.5
Структура и содержание раздела Название раздела Раздел 1. Глагол и глагольные формы «Морфология современного русского языка» Цель раздела Задачи раздела Формирование умений образовывать различные формы глаголов, анализировать их в системноструктурных и функциональных отношениях и правильно употреблять в речи Раздел 2. Неизменяемые части речи и классы слов Формирование умений классифицировать неизменяемые части речи и классы слов, анализировать их структурных и функциональных отношениях и правильно употреблять в речи 1. Научиться давать характеристику глаголу и правильно употреблять его в различных грамматических формах. 2. Научиться давать морфологическую характеристику причастиям и деепричастиям и правильно их употреблять в речи. в системно1. Научиться давать характеристику наречий и слов категорий состояния и правильно их употреблять в различных грамматических формах. 2. Научиться давать характеристику служебным частям речи (предлогам, союзам, частицам) и правильно употреблять их в речи. 3. Научиться давать характеристику модальным словам и междометиям и правильно употреблять их в зависимости от речевой ситуации. Учебные элементы раздела У.Э.1.1. Глагол как часть речи. У.Э.1.2. Причастие и деепричастие как атрибутивные формы глагола. У.Э.2.1. Наречие и слово категории состояния. У.Э.2.2. Служебные части речи. У.Э.2.3. Модальные слова. Междометие. Методические материалы, определяющие формы и процедуры оценивания Основной формой организации учебного процесса студентов является контактная работа в виде лекционных и практических занятий. В случаях обучения студента в других формах и графиках обучения он выполняет задания самостоятельно. Основными формами текущего контроля успеваемости являются: развернутые ответы на теоретические вопросы, выполнение письменных заданий по морфологическому анализу грамматических классов слов, составление таблиц, кластеров и схем. Рубежный контроль − выполнение контрольных заданий после изучения каждого раздела. Все практические и контрольные работы оценивается по 10-балльной системе. В содержание пособия включены вопросы для проверки теоретических знаний, упражнения грамматического характера, формирующие и за6
Стр.6
крепляющие навык анализа грамматических явлений, а также аналитикотворческие задания, предлагаются вопросы для устных развернутых ответов, предполагающие рассуждение по дискуссионной проблеме, формулировке самостоятельных выводов, список литературы. В пособии предложены планы самостоятельных контрольных работ со схемами и образцами морфологического анализа знаменательных и служебных частей речи, также задания можно использовать для индивидуальной работы со студентами в связи с дополнительной работой по пропущенным темам или недостаточным уровнем сформированных умений по сложным темам. Для этого в конце каждой темы дается контрольное задание. В справочных материалах содержится глоссарий, таблицы. Итоговая аттестация по курсу осуществляется в форме итогового тестового контроля по дисциплине с целью проверки уровня усвоения учебного материала по всем темам и традиционного диктанта с грамматическим заданием для проверки уровня сформированности речевых навыков, базирующихся на знании норм и правил русского языка, у студентов. Последняя форма контроля рекомендуется в качестве части итогового контроля или допуска к нему. При подготовке издания использовались современные учебники и учебные пособия, рекомендованные для студентов данного направления подготовки. Отличие настоящего издания состоит в том, что оно учитывает требования ФГОС к самостоятельной работе студентов и формы контроля, которые используются в Сургутском государственном педагогическом университете. Методические рекомендации для преподавателя Морфология современного русского литературного языка изучается студентами направления «Педагогическое образование» (направленность: Русский язык и литература) в 6 семестре. В структуре выделено 4 раздела: «Морфология как раздел грамматики», «Именные части речи», «Глаголы и глагольные формы», «Неизменяемые части речи и классы слов». Каждый раздел имеет свои формы контроля и относительно автономен в освоении. Обязательным для всех разделов является подход: системное рассмотрение всех изучаемых понятий, каждая часть речи должна рассматриваться в структурносемантическом, нормативно-стилистическом и функциональном аспектах. На лекционных занятиях следует остановиться на сложных, дискуссионных вопросах границ определения тех или иных частей речи (например, вопрос о числительных, местоимениях, составе служебных частей речи, определении причастий и деепричастий как форм глагола или отдельных частей речи) и их грамматических показателей, а также на тех темах, которые ранее (из школьного курса) не были известны студентам (например, модальные слова, категория состояния, классы глаголов и т.п.), так как значительная часть материала известна со школы, однако представлена не в том объеме, который соответствует вузовской подготовке будущего учителя. Большое внимание сле7
Стр.7
дует уделить алгоритмам определения признаков частей речи для омонимичных форм (например, сравнительная степень наречий и прилагательных, омонимичные формы местоимений и союзов). Особо стоит остановиться на незнаменательных частях речи, потому что, как свидетельствует опыт преподавания, именно «малые слова» являются затруднительными в грамматической интерпретации и анализе семантико-структурных особенностей, для этого следует использовать различные алгоритмы, проблемные задания. Целесообразно использовать формы работы, способствующие систематизации ранее изученного материала (кластеры, схемы, таблицы), развитию логического и творческого мышления (например, написание лингвистических эссе, составление портфолио части речи или дискуссий в микрогруппах, выполнение индивидуальных или коллективных проектов, например, «История становления частей речи и их современное употребление»). Приветствуется учет принципов вариативности и индивидуализации при осуществлении текущего и рубежного контроля, для этого представлены разные варианты выполнения заданий (средней и повышенной сложности, репродуктивные и творческие). Методические рекомендации для студентов Для освоения дисциплины «Морфология современного русского литературного языка» студенту необходимо изучить теоретический материал, представленный в каждом разделе, ответить развернуто на вопросы, выполнить практические задания (выполняются всей группой), а также вариативные самостоятельные задания (выполняются и проверяются индивидуально). В результате контактной и самостоятельной работы студенты овладевают умением анализировать языковые единицы морфологии и употреблять их в речи. Студентам необходимо овладеть терминологическим аппаратом каждой темы, для этого предложен глоссарий. Для более глубокого изучения теоретических проблем следует использовать рекомендуемую литературу и Интернет-ресурсы. Рекомендуется выполнять все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, это способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, а на его основе приступить к овладению новых знаний и навыков. При возникновении затруднений студент может обратиться к рекомендованной литературе, на практическом занятии предложить пример для обсуждения или прийти на консультацию к преподавателю. Для получения итоговой оценки недостаточно полностью выполнить задания одного раздела, следует изучить весь материал и выполнить контрольные работы по каждому из 4 разделов: «Морфология как раздел грамматики», «Именные части речи», «Глаголы и глагольные формы», «Неизменяемые части речи и классы слов». 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ