Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Филологический факультет
Лаборатория литературоведческих и лингвистических исследований
Н.А. ДВОРЯШИНА
ХРАНИТЕЛИ СВЕТЛОГО ДЕТСТВА.
ОБРАЗ РУССКОЙ НЯНИ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Монография
Сургут 2021
Стр.1
УДК 82.161.1.091
Печатается по решению
ББК 83.3(2=411.2)-11
Д 24
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
И.Г. Минералова, доктор филологических наук, профессор
Н.В. Ганущак, кандидат филологических наук, доцент
Дворяшина, Нина Алексеевна
Д 24 Хранители светлого детства: образ русской няни в произведениях
отечественной словесности : монография / Н. А. Дворяшина; Департамент
образования и молодежной политики ХМАО – Югры, Бюджетное
учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Сургутский государственный педагогический
университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2021. – 230, [1] с.
ISBN 978-5-93190-398-9
Монография посвящена осмыслению одного из уникальных явлений русской народной педагогики
– феномена няни, который исследуется на материале мемуарных и художественных
произведений отечественной словесности. Образы этих «часовых у детских» анализируются в
различных аспектах: природа и сущность феномена, место в социуме, роль в развитии сознания
русского человека в религиозном, нравственном, эстетическом планах. В работе исследуется
мастерство няни как рассказчицы, сказительницы, владение ею богатством фольклорного репертуара,
влияние ее творческой натуры на душевную организацию ребенка, на формирование его
национального самосознания и его жизненный путь. Рассматривается воздействие «хранительницы
детства» на духовную жизнь питомцев, особенности ее воспитания детей «в наставлении и
учении Господнем». Результаты исследования важны не только с точки зрения теоретического
осмысления опыта русской няни, но и своей практической составляющей: они способны помочь
педагогам, родителям в работе с детьми, могут способствовать осуществлению совместной с
ними деятельности по приобщению к наследию великой русской культуры, развитию традиции
семейного чтения, обогащению методических приемов воспитательной работы.
Монография адресована широкому кругу читателей: преподавателям вузов, учителям, воспитателям,
родителям, студентам, всем любителям словесности.
УДК 82.161.1.091
ББК 83.3(2=411.2)-11
В оформлении обложки использована фоторепродукция с картины Ф.В. Сычкова «Няня
(Сестра художника)» (1903) (холст, масло), хранящейся в Мордовском республиканском музее
изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи.
ISBN 978-5-93190-398-9
© Дворяшина Н.А.
© БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2021
Стр.2
Есть добрые сердца, есть светлые умы,
Они сияют нам, как утра блеск багряный;
В хаосе шумных дел, среди житейской тьмы,
Их голоса звучат торжественной осанной.
Уносит вечность всех под мрачный свод гробов,
Но непорочных душ и мысли, и стремленья
Выбрасывает вал сурового забвенья
На берег бытия, как зерна жемчугов.
И вечно между нас их тени дорогие
Блестят, освящены дыханием времен,
И мы, певцы мечты, мы – странники земные,
Мы любим их завет – их вдохновенный сон…
Константин Фофанов
3
Стр.3