ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1497)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Åëåà Øèøàêîâà, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Ààòîëèé Åðîëè, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êàåâ, доктор биологических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Виктор Ñëîáî÷èêîâ, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Мурат ×îøàîâ, профессор, доктор педагогических наук
Сергей ßêîâëåâ, кандидат педагогических наук
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Елена Шишмакова (главный редактор), Любовь Купфер (выпускающий редактор),
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
C журналами и книгами издательства можно ознакомиться на сайте www.narodnoe.org
Журал вхоит в Перечеь веущих рецезируеых журалов и изаий
ля опубликоваия осовых аучых результатов иссертаций.
¹2’2023
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Традиции лета
Колонка главного редактора
7
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
А. В. Джеус
«Орл¸нок» — культурный
код лета
9
Личностное развитие подростков в условиях временного детского объединения.
Традиционные духовно-нравственные ценности российского общества
как неотъемлемая часть содержательного контента детского лагеря. «Орлёнок»
как центр реализации гражданско-патриотических образовательных
программ и общественно значимых проектов.
А. Н. Камнев
Экология, экологическое
образование, детский лагерь
и немного политики
А. А. Данилков,
Н. С. Данилкова
13
Новые тенденции экологизации в XXI в. Погружение детей в жизнь
экосистем как педагогический инструмент деятельного экологического
образования и воспитания.
25
Тренды и тенденции сферы
детского отдыха и оздоровления
И. А. Гусев
Пятая четверть в современной
госпитальной школе
Е. А. Ефимова
Системный анализ актуального состояния сферы детского отдыха
и оздоровления РФ: имеющиеся и ожидаемые тенденции, восходящие
тренды. Необходимость смены государственных трендов в данной
области.
32
Организация жизнедеятельности детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов в период летних каникул. Основные направления
деятельности в рамках пятой четверти в госпитальной школе.
«Æèëè в лагере мы êàê»:
41
из истории первых пионерских
лагерей Москвы (1922–1925 ãã.)
Организация летней работы с пионерами Москвы в начале 1920-х гг.
«Индейщина»: основные характеристики, критика данного этапа
развития лагерей юных пионеров.
2
Народное образование / Public education 2’2023
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
А. К. Хаустова
От станции юннатов
51
к экостанции будущего: где и как
сегодня может развиваться
движение юных натуралистов
Положение о конкурсе
«"Îðë¸íîê" — мой наставник
по судьбе»
История становления и развития движения юных натуралистов:
идеи, главные факторы воспитательного процесса. Экостанции как
современные центры экологического образования и просвещения.
55
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КАНИКУЛ
И.И. Шульга
Каникулы в школе:
новые возможности для
образовательного отдыха
учащихся
М. Р. Мирошкина
Лето — 2023. Взгляд
59
Образовательный отдых как самостоятельное явление в сфере детского
досуга и обособленный сегмент системы образования. Историческая идея
преемственного развития педагогической организации каникул в школе.
67
на школьный лагерь сквозь
призму теории поколений
Авторская интерпретация классической теории поколений в контексте
российских реалий XXI в. Характеристики педагогов, родителей
и учащихся как представителей разных поколений участников
образовательных отношений. Концепт программы «Мастер лета» для
подготовки учителей и волонтёров к разработке и организации смены
в школьном летнем лагере.
И. Д. Демакова,
В. В. Денисова,
Е. А. Сомова
И. Г. Доценко
77
Территория тепла и любви
Каникулы подростков:
современные модели
С. Г. Дехаль
Педагог современного детского
оздоровительного лагеря:
чему учить, чему учиться
А. А. Фаррахов
Ассоциация программных
лагерей
3
Механизмы интеграции детей из разных социальных групп в единое
сообщество. Формы, методы и приёмы использования педагогической
концепции Януша Корчака в детском лагере «Наш Дом».
86
Современные модели образовательного отдыха подростков. Детский
лагерь как уникальная среда для информального образования.
Стационарный загородный лагерь и университетские смены.
96
Обновление подходов к организации работы в современном детском
лагере как ответ на вызовы нового времени. Роль педагога в реализации
этих процессов, значимость осмысления им сути обновлений.
104
Особенности управления событийными пространствами в период кризиса
на примере Ассоциации программных лагерей. Программный лагерь:
определение, история развития, миссия, ценности и цели.
Народное образование / Public education 2’2023
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
И. И. Шульга,
А. В. Акунина
109
Подготовка советников
директоров школ по воспитанию
и взаимодействию с детскими
общественными объединениями
в МДЦ «Артек»: традиции,
опыт, перспективы
С. А. Коваль
Программно-методический
ландшафт организации отдыха
детей и их оздоровления
Т. А. Савельева
Система подготовки
сотрудников детского лагеря
Социально-исторические и педагогические предпосылки подготовки
советников директоров школ по воспитанию и взаимодействию
с детскими общественными объединениями для отечественной системы
основного общего образования. Содержание и технологические
особенности программы подготовки. Опыт и результаты реализации
пилотного проекта в МДЦ «Артек».
118
Определение понятия «программно-методический ландшафт». Логическая
взаимосвязь программы развития организации как стратегического
документа, программы воспитания и программы организации смены,
а также методического многообразия (требований, рекомендаций,
разработок, материалов и др.).
123
Необходимость формирования педагогического коллектива детского лагеря
в условиях постоянной сменяемости кадров. Комплекс мероприятий системы
подготовки вожатых и воспитателей МДЦ «Артек». Исследование социально-психологического
климата в педагогическом коллективе и изучение
мнений педагогов детского центра о привлекательности работы.
М. А. Зайцева,
Х. В. Бахтина
132
В лучших традициях Ушинского:
школа вожатых Ярославского
педагогического
История проекта «Школа вожатых ЯГПУ». Основные направления
деятельности школы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ
А. Ю. Байкалова
Детский оздоровительный
лагерь: инструкция
по созданию лучшего лета
А. П. Резник
Престижная педагогика:
как «Смена» ориентирует
детей на выбор профессий
в сфере образования
135
Поиск формулы идеального детского лагеря. Основные компоненты
«успешного лета»: руководитель, педагогическая команда, идея,
программа, материально-техническая база. Методические рекомендации
для достижения наилучшего результата.
146
Новый образовательный проект «Педагог России» как кластер
для будущих педагогов. Развитие универсальных педагогических
компетенций. Характеристика авторской программы для профориентации
школьников: обучающие задачи, содержание.
4
Народное образование / Public education 2’2023
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Т. Н. Косоголова
Использование технологии
педагогического проектирования
воспитательной среды
«Карта личностного роста»
на инклюзивных сменах
И. И. Фришман,
И. Л. Беляева
150
Карта личностного роста как инструмент осознанного и гармоничного
развития ребёнка. Структурный шаблон карты. Опыт использования
авторской технологии в ДСОЛ «Мир».
155
Креативное мышление
вожатого временного
детского объединения
С. Г. Петрова
Фестивали культур как ресурс
развития детского лагеря
О. В. Миновская
Шанс на встречу
Креативное мышление как один из важнейших инструментов
современного вожатого. Опыт деятельности вожатого — организатора
профильных смен на территории Республики Удмуртия.
163
Фестиваль в условиях детского лагеря, в межлагерном пространстве как
важный ресурс воспитания, комплекс педагогических форматов, методов,
приёмов, как социокультурная ценность и широкий потенциал для
развития культуры детского лагеря.
169
Опыт лагеря ролевых игр «Кентавр» как пример инструментов
поддержки между коллегами в педагогическом отряде, в наставнических
отношениях вожатого и участников смены. Наставничество как элемент
корпоративной школы для вожатых.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ
А. Сидери
Летние лагеря для детей
в Греции
Г. Пауэлл
Краткий обзор лагерной
индустрии в Соедин¸нных
Штатах Америки
Дж. Джоргенсон
Лагеря в Канаде
С. Самбрано
Лагеря в Венесуэле — 2023
179
История лагерей в Греции. Бизнес-модель частного лагеря.
Международная программа для иностранных детей.
182
Состояние индустрии лагерей в процессе подготовки к летнему сезону
2023 года. Обзор исследований Американской ассоциации лагерей:
анализ положительных сторон, проблем и перспектив на будущее.
184
186
Лагерь в послепандемийный период: смена руководства, проблемы
и пути решения.
Характеристика лагерного сообщества Венесуэлы: последствия
экономического кризиса и пандемии, перспективы развития.
Стр.6
Общие требования к оформлению научной статьи
Преставлеые иже требоваия к аучы статья являются общеприятыи,
î îãóò îïîëÿòüñÿ и èçåÿòüñÿ по ðåøåèþ ðåàêöèè. Îáú¸ статьи å îëæå
превышать 35 000 çàêîâ (âêëþ÷àÿ ïðîáåëû).
Íàó÷óþ работу ñëåóåò аправлять à àðåñ narob@yandex.ru с ïðèëîæåèå
авторской справки а кажого автора с указаие:
Ôàèëèÿ, èÿ и отчество автора (ïîëîñòüþ).
Место работы или ó÷¸áû, îëæîñòü.
Электроая почта.
Òåëåôî.
Ó÷¸àÿ ñòåïåü, çâàèå.
В ачале статьи а русско языке указываются:
Ноер по Уиверсальой есятичой классификации (УК).
Назваие статьи а аглийско языке.
ФИО автора а аглийско языке.
Назваие статьи.
ФИО àâòîðà.
Краткая àîòàöèÿ (300–500 ïå÷àòûõ çàêîâ).
Ключевые слова (в форате журала).
Статья олжа, как правило, соержать:
цель публикации;
алее аотация и ключевые слова а аглийско языке.
краткое изложеие проблеы;
èçâåñòûå åòîû ðåøåèÿ ïðîáëåû;
ïðåëàãàåûå ðåøåèÿ;
Список èñïîëüçîâàûõ источиков офорляется в соответствии с ГОСТ Ð. 7.0. 100-2018.
Ссылки а источики в тексте офорляются в кваратых скобках по ере упоиаия
(1, 2, 3 и ò. .). Íóåðàöèÿ ссылок в тексте îëæà ñîâïààòü с óåðàöèåé в списке
источиков (список е в алфавито поряке). Если в тексте ссылка повторяется, то в списке
источиков îà указывается ïî îè îåðî.
çàêëþ÷åèå.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Ответственность за достоверность информации,
содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы. Ответственность за содержание рекламных
материалов несёт рекламодатель.
в 2023 ãîó æóðàë âûõîèò 8 (âîñåü!) раз в ãî: в ôåâðàëå, àðòå, àïðåëå, àå, ñåòÿáðå, îêòÿáðå, îÿáðå,
åêàáðå. Ñòîèîñòü ïîïèñêè à ïîëóãîèå 5840,00 ðóá. (ïå÷àòûé) или 4800,00 ðóá. (ýëåêòðîûé).
Пописаться à æóðàë îæî à сайте www.narodnoe.org в ðàçåëå Ïîïèñêa
или в ðåàêöèè: no.podpiska@yandex.ru, podpiska@narodnoe.org
Обращае виаие пописчиков журала «Нароое образоваие»:
Подписано в печать 10.04.2023.
Формат 60×90 1/8. Тираж 2000 экз.
Бумага офсетная. Печать цифровая.
Печ. л. 24. Усл.-печ. л. 24. Заказ № 23414
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00.
АНО «Издательский дом “Народное образование”»
результаты апробации и их обсужеие;
âûâîû;
Стр.7