Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Введение в языкознание (220,00 руб.)

0   0
АвторыБреусова Елена Ивановна, Сироткина Татьяна Александровна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц64
ID788176
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлены основные теоретические материалы для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Введение в языкознание» студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», направленности «Русский язык и литература». Материалы пособия могут быть использованы также преподавателями для осуществления контроля самостоятельной работы студентов. Пособие содержит теоретический и практический модули, а также тезаурус, планы грамматических разборов и список литературы для подготовки к занятиям.
Введение в языкознание : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность Русский язык и литература (уровень бакалавриата) / Е. И. Бреусова, Т. А. Сироткина .— Сургут : РИО СурГПУ, 2021 .— 64 с. — URL: https://rucont.ru/efd/788176 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Введение_в_языкознание.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Введение_в_языкознание.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра филологического образования и журналистики ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование Направленность Русский язык и литература (уровень бакалавриата) Сургут, 2021
Стр.1
УДК 81'1(075.8) ББК 81.0я73-9 В 24 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры филологического образования и журналистики 22 февраля 2021 года, протокол № 6 Рецензент: Руднева О.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Введение в языкознание : учебно-методическое пособие : направление подготовки В 24 44.03.05 Педагогическое образование, направленность Русский язык и литература (уровень бакалавриата) / Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; авторы-составители Е. И. Бреусова. Т. А. Сироткина – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – 63, [1] с. – Текст: непосредственный. В учебно-методическом пособии представлены основные теоретические материалы для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Введение в языкознание» студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», направленности «Русский язык и литература». Материалы пособия могут быть использованы также преподавателями для осуществления контроля самостоятельной работы студентов. Пособие содержит теоретический и практический модули, а также тезаурус, планы грамматических разборов и список литературы для подготовки к занятиям. УДК 81'1(075.8) ББК 81.0я73-9 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021 – 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ............................................................................................................................................. 4 Введение .................................................................................................................................................... 10 Раздел 1. Общественная природа языка и закономерности его развития ................................... 11 У.Э. 1.1. Языкознание как наука .............................................................................................................. 11 У.Э. 1.2. Коммуникативная природа языка ............................................................................................. 13 У.Э. 1.3. Происхождение языков .............................................................................................................. 16 У.Э. 1.4. Взаимодействие языков и закономерности их развития ........................................................ 18 У.Э. 1.5. Литературные языки .................................................................................................................. 21 Вопросы и задания к разделу 1 ................................................................................................................ 24 Раздел 2. Язык как система и структура ............................................................................................ 25 У.Э. 2.1. Язык как знаковая система ........................................................................................................ 25 У.Э. 2.2. Фонетико-фонологический уровень.......................................................................................... 28 У.Э. 2.3. Письмо, его виды и история ....................................................................................................... 33 У.Э. 2.4. Лексический уровень язык ........................................................................................................ 35 У.Э. 2.5. Грамматический уровень языка ................................................................................................ 40 Вопросы и задания к разделу 2 ................................................................................................................ 48 Раздел 3. Классификация языков ......................................................................................................... 49 У.Э. 3.1. Генеалогическая классификация языков ................................................................................. 49 У.Э. 3.2. Типологическая классификация языков .................................................................................. 52 Вопросы и задания к разделу 3 ................................................................................................................. 55 Список литературы ................................................................................................................................. 56 Приложение 1. Схемы грамматических разборов ................................................................................. 58 Приложение 2. Указания к фонетической транскрипции .................................................................... 63 – 3 –
Стр.3
Предисловие Данное учебно-методическое пособие поддерживает дисциплину "Введение в языкознание", входящую в модуль "Лингвистический" вариативной части учебного плана направления подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование", направленности "Русский язык и литература" (уровень бакалавриата). Освоение этой дисциплины базируется на знаниях и умениях, приобретенных в ходе изучения школьного курса русского языка, и является необходимой основой для последующего изучения курсов "Современный русский литературный язык", "Активные процессы в современном синтаксисе", "Общее языкознание". Цель курса – научить студентов осуществлять анализ языковых явлений с позиций современного языкознания. Задачи курса: 1. Сформировать ключевые понятия языкознания как науки. 2. Научить анализировать единицы разных уровней языка. 3. Научить определять место языка в системе других языков мира. Планируемые результаты обучения Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:  способен научить использовать языковые единицы различных уровней для осуществления эффективной устной и письменной коммуникации на русском языке (ПК-1). В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: знать:  единицы языка разных уровней и их характеристики;  принципы и приёмы анализа языковых единиц разных уровней;  сущности языка;  основные языковых антиномии;  языковые универсалии,  основные классификации языков мира;  актуальные проблемы языкознания;  основные дискуссионные вопросы; уметь:  вычленять единицы речи в их соотнесённости с единицами языка разных уровней;  классифицировать языковые единицы;  анализировать языковые единицы разных уровней;  анализировать речевые ситуации с позиций языковой сущности;  оценивать характерологические свойства языка на основе типологических и квалификационных характеристик;  оценивать актуальность и дискуссионный характер языковедческих исследований; владеть:  способами классификации языковых единиц;  способом классификации языковых единиц разных уровней с учётом специфики содержания формы и функций;  алгоритмом проведения анализа языковых единиц разных уровней;  способом формирования понятия языка и языковых антиномий;  алгоритмом сравнения языков, основанным на различных принципах;  алгоритмом постановки цели и аналитических задач, направленных на выявление актуальных и дискуссионных проблем языкознания. иметь опыт:  вычленения единиц речи на основе соотнесённости с языковыми единицами разных уровней;  классификации языковых единиц; анализа языковых единиц; анализа речевых ситуаций с позиций языковой сущности;  представления характерологических свойств языка. Общая трудоёмкость дисциплины "Введение в языкознание" составляет 3 зачетных единицы (108 часов). Курс изучается во втором семестре. – 4 –
Стр.4
Формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, контроль самостоятельной работы студента (учебная конференция, коллоквиум, контрольная работа, мини-зачет и т.п.), самостоятельная работа студента. Формы и виды контроля Формы и виды текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: письменные работы, учебные конференции, контрольные работы, реферат, коллоквиум, устные ответы, эссе; мини-зачеты. Промежуточная аттестация – экзамен, который складывается из результатов освоения дисциплины и результатов тестирования. Образовательные и информационно-коммуникационные технологии В процессе обучения используются следующие образовательные технологии: технология развития критического мышления (при сравнении различных подходов, теорий, выделении причинноследственных связей), технология модульного обучения (построение курса в модульной системе), технология интерактивного обучения (при проведении занятий в интерактивной форме), технология проблемного обучения (при работе на семинарских и практических занятиях), а также информационные технологии. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение представлено ресурсами аудиторного фонда и помещений для самостоятельного работы, оснащенных учебной мебелью, техническими средствами обучения – персональными компьютерами / переносными ноутбуками / мобильными классами с доступом к сети Интернет, электронной информационно-образовательной среде университета, мультимедийными проекторами (стационарным/переносным), экранами, интерактивными досками (в отдельных аудиториях). – 5 –
Стр.5
Таблица 1 Структура и содержание дисциплины «Введение в языкознание» Название раздела Раздел 1. Общественная природа языка и закономерности его развития Цель раздела Сформировать ключевые понятия языкознания как науки. Задачи раздела 1. Научить интерпретировать понятие языкознания как науки. 2. Научить характеризовать язык как средство коммуникации в соответствии с выполняемыми им функциями. 3. Научить объяснять происхождения языка с позиций разных теорий происхождения. 4. Научить анализировать процессы взаимодействия языков и закономерности их развития. 5. Научить характеризовать литературные языки в соответствии с присущими им признаками Раздел 2. Язык как система и структура Научить анализировать единицы разных уровней языка 1. Научить выделять признаки, свойства языка как знаковой системы 2. Научить анализировать единицы фонетико-фонологического яруса, а также фонетические явления и процессы 3. Научить анализировать единицы графического уровня языка 4. Научить анализировать единицы и явления лексического уровня языка 5. Научить анализировать единицы грамматики, грамматические категории и формы Раздел 3. Классификация языков Научить определять место языка в системе других языков мира 1. Научить определять принадлежность языка к той или иной группе по происхождению 2. Научить выявлять сходства и различия языков исходя из наиболее важных свойств грамматического строя, не зависящих от их генетического родства и ареальных контактов – 6 – Учебные элементы раздела У.Э. 1.1. Языкознание как наука. У.Э. 1.2. Коммуникативная природа языка. У.Э. 1.3. Происхождение языков. У.Э. 1.4. Взаимодействие языков и закономерности их развития. У.Э. 1.5. Литературные языки. У.Э. 2.1. Язык как знаковая система. У.Э. 2.2. Фонетико-фонологический уровень. У.Э. 2.3. Письмо, его виды и история. У.Э. 2.4. Лексический уровень язык. У.Э. 2.5. Грамматический уровень языка. У.Э. 3.1. Генеалогическая классификация языков. У.Э. 3.2. Типологическая классификация языков.
Стр.6
Методические материалы, определяющие формы и процедуры оценивания Проверка владения практическим материалом дисциплины "Введение в языкознание" осуществляется в ходе работы на практических занятиях, а также в процессе оценивания результатов самостоятельной работы студентов. Описание критериев и показателей оценивания основных учебных результатов Оценивание ответа студента осуществляется по 10-балльной системе и заносится в рейтинговую таблицу. Критерии и показатели оценивания основных учебных результатов Критерии оценки устного ответа: полнота, логичность, доказательность, самостоятельность суждений, владение терминами и понятиями, знание фактов, самостоятельность в интерпретации информации. Оценка (10-балльная шкала оценки): 9-10 баллов – в ответе отражены основные концепции и теории по данному вопросу, проведен их критический анализ и сопоставление, описанные теоретические положения иллюстрируются практическими примерами. Студентом формулируется и обосновывается собственная точка зрения, материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов. 7 – 8 баллов – в ответе отражены основные концепции и теории по данному вопросу, студент испытывает затруднения в аргументации представленных положений. Материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов. 5 – 6 баллов – в ответе отражены лишь некоторые современные концепции и теории по данному вопросу, анализ и сопоставление этих теорий не проводится. У студента отсутствует собственная точка зрения на заявленные проблемы. Материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов. менее 5 баллов – представлены лишь отдельные компоненты содержания вопроса. 0 баллов – ответ отсутствует. Критерии оценки письменного ответа: точность, полнота, логичность, аргументированность, владение профессиональными терминами и понятиями. 9-10 баллов – знание и понимание материала, самостоятельный анализ и оценка информации, оригинальность построения суждений, стиль и оформление работы, соответствие жанру и теме. 7-8 баллов – знание и понимание материала, самостоятельный анализ и оценка информации, типичность суждений, погрешности в стиле изложения и оформлении работы, соответствие жанру и теме. 5-6 баллов – неглубокое знание и понимание материала, самостоятельный анализ и оценка информации, типичность суждений, погрешности в стиле изложения и оформлении работы, неполное соответствие жанру и теме. Менее 5 баллов – неглубокое знание и понимание материала, несамостоятельный анализ и оценка информации, типичность суждений, погрешности в стиле изложения и оформлении работы, несоответствие жанру и теме. Текущий контроль успеваемости: устный ответ, выполнение практических заданий, взаимоконтроль выполнения работы, участие в обсуждении наиболее сложных вопросов, составление кластера. Рубежный контроль: мини-зачет, коллоквиум, контрольная работа. Промежуточная аттестация – экзамен (итоговая оценка по дисциплине складывается из результата рейтинга текущего и рубежного контроля успеваемости и результата промежуточной аттестации – итогового компьютерного тестирования). Методические рекомендации для преподавателя Дисциплина "Введение в языкознание" изучается студентами направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (Направленность "Русский язык и литература") на первом курсе во втором семестре. Программа курса разработана в соответствии с ФГОС ВО, основной профессиональной программой и учебным планом. Данный курс является базовым в рамках профессиональной подготовки студентов. Дисциплина направлена на освоение основ языкознания и готовит обучающихся к дальнейшему изучению дисциплин лингвистического цикла. – 7 –
Стр.7
Формами организации учебного процесса являются лекции, практические занятия, контроль самостоятельной работы студентов. Курс является практико-ориентированным. Теоретические сведения должны быть проиллюстрированы достаточным количеством примеров. Практические занятия позволят обсудить основные проблемы языкознания, рассмотреть различные точки зрения на тот или иной вопрос, познакомиться с лингвистами, чей вклад в развитие языкознания значим и весом. На протяжении всего курса необходимо методично вводить в научный обиход студента терминологию данной дисциплины, знакомить с ключевыми понятиями. Надо помочь студентам разобраться в основополагающих темах курса, актуализируя их знания школьного курса русского языка. В связи с этим главными методическими принципами, реализуемыми в курсе, являются системность и деятельностный подход в освоении материала, переход от простого к сложному. В преподавании данной дисциплины рекомендуется использовать не только традиционные технологии обучения, но технологию проблемного обучения, технологию развития критического мышления (при сравнении различных подходов, теорий, выделении причинно-следственных связей), технологию модульного обучения (построение курса в модульной системе), технологию интерактивного обучения (при проведении занятий в интерактивной форме), а также информационнокоммуникационные технологии. Формирование знаний и развитие умений происходит через включение студентов в разнообразные виды и формы учебной деятельности: обсуждение вопросов на практических занятиях, выполнение упражнений, составление схем, алгоритмов, кластеров и т.д. Контроль представлен следующими типами заданий:  простые вопросы на воспроизведение материала;  выполнение упражнений;  учебная конференция;  вопросы и задания на выделение признаков понятий;  задания на составление таблиц и схем (сопоставление и сравнение);  работа с текстом. Каждое занятие требует контроля результатов учебной деятельности, который позволяет определить уровень усвоения учебного материала, а также уровень сформированности компетенции. Рубежным контролем по разделам является мини-зачет, контрольная работа, коллоквиум. Методические рекомендации для обучающихся Курс состоит из лекционных и практических занятий. На лекционных занятиях раскрываются и анализируются теоретические вопросы. Студент должен быть готов к обсуждению поставленной проблемной задачи, высказыванию собственной точки зрения. На практических занятиях систематизируются и уточняются полученные самостоятельно и на лекциях знания по темам, предложенным в учебной программе. Для этого организуется индивидуальная работа и работа в малых группах. Студент учится формулировать собственное мнение, отстаивать собственную точку зрения, приобретает навыки работы с научными источниками. Как правило, к практическому занятию студент должен представлять содержание, определенным образом оформленное в виде конспектов, кластеров, таблиц, схем. Важным фактором при подготовке к практическим занятиям является своевременная тщательная самостоятельная подготовка студента по предложенным планам. Для подготовки к практическим занятиям необходимо выучить вопросы теоретической части, определения понятий, затем выполнить задания для самостоятельной работы (практическая часть). Для подготовки к практической части требуется использовать вопросы к занятию, учебники, цифровые образовательные ресурсы, приведенные в списке литературы и рекомендованные преподавателем (которые помогут расширить и углубить знания по теме, сопоставить различные точки зрения на то или иное явление). Можно выделить следующие этапы подготовки к практическому занятию: 1. Ознакомление с планом. 2. Работа с понятийным аппаратом. 3. Подбор и анализ рекомендованной литературы. 4. Подготовка материала, соответствующего вопросам к практическому занятию по учебникам и учебным пособиям. 5. Изучение первоисточников (чтение, конспектирование, подготовка тезисов и т.п.). – 8 –
Стр.8
6. Написание тезисов с обязательным приведением примеров. Литература, рекомендуемая студентам к каждому групповому занятию, включает в себя как учебную, так и научную: основную, дополнительную и интернет-источники. Учебная литература содержит учебную информацию, необходимую для формирования минимума знаний. Это учебники, учебные пособия и справочная литература. Научная литература погружает студента в исследовательский процесс, позволяет студентам расширить знания по изучаемой теме. Контроль самостоятельной работы студентов проходит в форме контрольных работ, минизачета, коллоквиумов, учебных конференций, выполнения тестов, подготовки сообщений, выполнения заданий на практических занятиях. Ответы и письменные работы студентов оцениваются по десятибалльной системе, баллы заносятся в рейтинг. Итоговая оценка по дисциплине складывается из результата рейтинга текущего и рубежного контроля успеваемости и результата промежуточной аттестации (итогового тестирования) в соотношении 60% и 40%. – 9 –
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.