ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра филологического образования и журналистики
ВВЕДЕНИЕ
В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Направленность Русский язык и литература
(уровень бакалавриата)
Сургут, 2021
Стр.1
УДК 81'1(075.8)
ББК 81.0я73-9
В 24
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры
филологического образования и журналистики
22 февраля 2021 года, протокол № 6
Рецензент:
Руднева О.В., кандидат филологических наук, доцент
кафедры филологического образования и журналистики
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Введение в языкознание : учебно-методическое пособие : направление подготовки
В 24
44.03.05 Педагогическое образование, направленность Русский язык и литература (уровень
бакалавриата) / Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное
учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический
университет» ; авторы-составители Е. И. Бреусова. Т. А. Сироткина – Сургут :
РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – 63, [1] с. –
Текст: непосредственный.
В учебно-методическом пособии представлены основные теоретические материалы
для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Введение
в языкознание» студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Педагогическое
образование», направленности «Русский язык и литература».
Материалы пособия могут быть использованы также преподавателями для осуществления
контроля самостоятельной работы студентов. Пособие содержит теоретический
и практический модули, а также тезаурус, планы грамматических разборов и список литературы
для подготовки к занятиям.
УДК 81'1(075.8)
ББК 81.0я73-9
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
– 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ............................................................................................................................................. 4
Введение .................................................................................................................................................... 10
Раздел 1. Общественная природа языка и закономерности его развития ................................... 11
У.Э. 1.1. Языкознание как наука .............................................................................................................. 11
У.Э. 1.2. Коммуникативная природа языка ............................................................................................. 13
У.Э. 1.3. Происхождение языков .............................................................................................................. 16
У.Э. 1.4. Взаимодействие языков и закономерности их развития ........................................................ 18
У.Э. 1.5. Литературные языки .................................................................................................................. 21
Вопросы и задания к разделу 1 ................................................................................................................ 24
Раздел 2. Язык как система и структура ............................................................................................ 25
У.Э. 2.1. Язык как знаковая система ........................................................................................................ 25
У.Э. 2.2. Фонетико-фонологический уровень.......................................................................................... 28
У.Э. 2.3. Письмо, его виды и история ....................................................................................................... 33
У.Э. 2.4. Лексический уровень язык ........................................................................................................ 35
У.Э. 2.5. Грамматический уровень языка ................................................................................................ 40
Вопросы и задания к разделу 2 ................................................................................................................ 48
Раздел 3. Классификация языков ......................................................................................................... 49
У.Э. 3.1. Генеалогическая классификация языков ................................................................................. 49
У.Э. 3.2. Типологическая классификация языков .................................................................................. 52
Вопросы и задания к разделу 3 ................................................................................................................. 55
Список литературы ................................................................................................................................. 56
Приложение 1. Схемы грамматических разборов ................................................................................. 58
Приложение 2. Указания к фонетической транскрипции .................................................................... 63
– 3 –
Стр.3
Предисловие
Данное учебно-методическое пособие поддерживает дисциплину "Введение в языкознание",
входящую в модуль "Лингвистический" вариативной части учебного плана направления подготовки
44.03.05 "Педагогическое образование", направленности "Русский язык и литература" (уровень
бакалавриата). Освоение этой дисциплины базируется на знаниях и умениях, приобретенных в ходе
изучения школьного курса русского языка, и является необходимой основой для последующего изучения
курсов "Современный русский литературный язык", "Активные процессы в современном
синтаксисе", "Общее языкознание".
Цель курса – научить студентов осуществлять анализ языковых явлений с позиций современного
языкознания.
Задачи курса:
1. Сформировать ключевые понятия языкознания как науки.
2. Научить анализировать единицы разных уровней языка.
3. Научить определять место языка в системе других языков мира.
Планируемые результаты обучения
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:
способен научить использовать языковые единицы различных уровней для осуществления
эффективной устной и письменной коммуникации на русском языке (ПК-1).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами
компетенций:
знать:
единицы языка разных уровней и их характеристики;
принципы и приёмы анализа языковых единиц разных уровней;
сущности языка;
основные языковых антиномии;
языковые универсалии,
основные классификации языков мира;
актуальные проблемы языкознания;
основные дискуссионные вопросы;
уметь:
вычленять единицы речи в их соотнесённости с единицами языка разных уровней;
классифицировать языковые единицы;
анализировать языковые единицы разных уровней;
анализировать речевые ситуации с позиций языковой сущности;
оценивать характерологические свойства языка на основе типологических и квалификационных
характеристик;
оценивать актуальность и дискуссионный характер языковедческих исследований;
владеть:
способами классификации языковых единиц;
способом классификации языковых единиц разных уровней с учётом специфики содержания
формы и функций;
алгоритмом проведения анализа языковых единиц разных уровней;
способом формирования понятия языка и языковых антиномий;
алгоритмом сравнения языков, основанным на различных принципах;
алгоритмом постановки цели и аналитических задач, направленных на выявление актуальных
и дискуссионных проблем языкознания.
иметь опыт:
вычленения единиц речи на основе соотнесённости с языковыми единицами разных уровней;
классификации языковых единиц; анализа языковых единиц; анализа речевых ситуаций
с позиций языковой сущности;
представления характерологических свойств языка.
Общая трудоёмкость дисциплины "Введение в языкознание" составляет 3 зачетных единицы
(108 часов). Курс изучается во втором семестре.
– 4 –
Стр.4
Формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, контроль самостоятельной
работы студента (учебная конференция, коллоквиум, контрольная работа, мини-зачет
и т.п.), самостоятельная работа студента.
Формы и виды контроля
Формы и виды текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: письменные
работы, учебные конференции, контрольные работы, реферат, коллоквиум, устные ответы, эссе; мини-зачеты.
Промежуточная аттестация – экзамен, который складывается из результатов освоения
дисциплины и результатов тестирования.
Образовательные и информационно-коммуникационные технологии
В процессе обучения используются следующие образовательные технологии: технология развития
критического мышления (при сравнении различных подходов, теорий, выделении причинноследственных
связей), технология модульного обучения (построение курса в модульной системе),
технология интерактивного обучения (при проведении занятий в интерактивной форме), технология
проблемного обучения (при работе на семинарских и практических занятиях), а также информационные
технологии.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение представлено ресурсами аудиторного фонда и помещений
для самостоятельного работы, оснащенных учебной мебелью, техническими средствами
обучения – персональными компьютерами / переносными ноутбуками / мобильными классами с доступом
к сети Интернет, электронной информационно-образовательной среде университета, мультимедийными
проекторами (стационарным/переносным), экранами, интерактивными досками
(в отдельных аудиториях).
– 5 –
Стр.5
Таблица 1
Структура и содержание дисциплины «Введение в языкознание»
Название раздела
Раздел 1.
Общественная природа языка
и закономерности его развития
Цель раздела
Сформировать ключевые понятия
языкознания как науки.
Задачи раздела
1. Научить интерпретировать понятие
языкознания как науки.
2. Научить характеризовать язык как средство
коммуникации в соответствии с выполняемыми
им функциями.
3. Научить объяснять происхождения языка
с позиций разных теорий происхождения.
4.
Научить анализировать процессы взаимодействия
языков и закономерности их
развития.
5. Научить характеризовать литературные
языки в соответствии с присущими им
признаками
Раздел 2.
Язык как система и структура
Научить анализировать единицы
разных уровней языка
1. Научить выделять признаки, свойства
языка как знаковой системы
2. Научить анализировать единицы фонетико-фонологического
яруса, а также фонетические
явления и процессы
3. Научить анализировать единицы графического
уровня языка
4. Научить анализировать единицы и явления
лексического уровня языка
5. Научить анализировать единицы грамматики,
грамматические категории и формы
Раздел 3.
Классификация языков
Научить определять место языка
в системе других языков мира
1. Научить определять принадлежность
языка к той или иной группе по происхождению
2.
Научить выявлять сходства и различия
языков исходя из наиболее важных
свойств грамматического строя, не зависящих
от их генетического родства и ареальных
контактов
– 6 –
Учебные элементы
раздела
У.Э. 1.1. Языкознание как наука.
У.Э. 1.2. Коммуникативная природа
языка.
У.Э. 1.3. Происхождение языков.
У.Э. 1.4. Взаимодействие языков и закономерности
их развития.
У.Э. 1.5. Литературные языки.
У.Э. 2.1. Язык как знаковая система.
У.Э. 2.2. Фонетико-фонологический
уровень.
У.Э. 2.3. Письмо, его виды и история.
У.Э. 2.4. Лексический уровень язык.
У.Э. 2.5. Грамматический уровень языка.
У.Э. 3.1. Генеалогическая классификация
языков.
У.Э. 3.2. Типологическая классификация
языков.
Стр.6
Методические материалы, определяющие формы и процедуры оценивания
Проверка владения практическим материалом дисциплины "Введение в языкознание" осуществляется
в ходе работы на практических занятиях, а также в процессе оценивания результатов
самостоятельной работы студентов.
Описание критериев и показателей оценивания основных учебных результатов
Оценивание ответа студента осуществляется по 10-балльной системе и заносится в рейтинговую
таблицу.
Критерии и показатели оценивания основных учебных результатов
Критерии оценки устного ответа: полнота, логичность, доказательность, самостоятельность
суждений, владение терминами и понятиями, знание фактов, самостоятельность в интерпретации
информации.
Оценка (10-балльная шкала оценки):
9-10 баллов – в ответе отражены основные концепции и теории по данному вопросу, проведен
их критический анализ и сопоставление, описанные теоретические положения иллюстрируются
практическими примерами. Студентом формулируется и обосновывается собственная точка зрения,
материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий
и терминов.
7 – 8 баллов – в ответе отражены основные концепции и теории по данному вопросу, студент
испытывает затруднения в аргументации представленных положений. Материал излагается профессиональным
языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов.
5 – 6 баллов – в ответе отражены лишь некоторые современные концепции и теории по данному
вопросу, анализ и сопоставление этих теорий не проводится. У студента отсутствует собственная
точка зрения на заявленные проблемы. Материал излагается профессиональным языком с использованием
соответствующей системы понятий и терминов.
менее 5 баллов – представлены лишь отдельные компоненты содержания вопроса.
0 баллов – ответ отсутствует.
Критерии оценки письменного ответа: точность, полнота, логичность, аргументированность,
владение профессиональными терминами и понятиями.
9-10 баллов – знание и понимание материала, самостоятельный анализ и оценка информации,
оригинальность построения суждений, стиль и оформление работы, соответствие жанру и теме.
7-8 баллов – знание и понимание материала, самостоятельный анализ и оценка информации,
типичность суждений, погрешности в стиле изложения и оформлении работы, соответствие жанру
и теме.
5-6 баллов – неглубокое знание и понимание материала, самостоятельный анализ и оценка
информации, типичность суждений, погрешности в стиле изложения и оформлении работы, неполное
соответствие жанру и теме.
Менее 5 баллов – неглубокое знание и понимание материала, несамостоятельный анализ
и оценка информации, типичность суждений, погрешности в стиле изложения и оформлении работы,
несоответствие жанру и теме.
Текущий контроль успеваемости: устный ответ, выполнение практических заданий, взаимоконтроль
выполнения работы, участие в обсуждении наиболее сложных вопросов, составление
кластера.
Рубежный контроль: мини-зачет, коллоквиум, контрольная работа.
Промежуточная аттестация – экзамен (итоговая оценка по дисциплине складывается из результата
рейтинга текущего и рубежного контроля успеваемости и результата промежуточной аттестации
– итогового компьютерного тестирования).
Методические рекомендации для преподавателя
Дисциплина "Введение в языкознание" изучается студентами направления подготовки 44.03.05
Педагогическое образование (Направленность "Русский язык и литература") на первом курсе
во втором семестре. Программа курса разработана в соответствии с ФГОС ВО, основной профессиональной
программой и учебным планом.
Данный курс является базовым в рамках профессиональной подготовки студентов. Дисциплина
направлена на освоение основ языкознания и готовит обучающихся к дальнейшему изучению
дисциплин лингвистического цикла.
– 7 –
Стр.7
Формами организации учебного процесса являются лекции, практические занятия, контроль
самостоятельной работы студентов. Курс является практико-ориентированным. Теоретические сведения
должны быть проиллюстрированы достаточным количеством примеров. Практические занятия
позволят обсудить основные проблемы языкознания, рассмотреть различные точки зрения
на тот или иной вопрос, познакомиться с лингвистами, чей вклад в развитие языкознания значим
и весом.
На протяжении всего курса необходимо методично вводить в научный обиход студента терминологию
данной дисциплины, знакомить с ключевыми понятиями. Надо помочь студентам разобраться
в основополагающих темах курса, актуализируя их знания школьного курса русского языка.
В связи с этим главными методическими принципами, реализуемыми в курсе, являются системность
и деятельностный подход в освоении материала, переход от простого к сложному.
В преподавании данной дисциплины рекомендуется использовать не только традиционные
технологии обучения, но технологию проблемного обучения, технологию развития критического
мышления (при сравнении различных подходов, теорий, выделении причинно-следственных связей),
технологию модульного обучения (построение курса в модульной системе), технологию интерактивного
обучения (при проведении занятий в интерактивной форме), а также информационнокоммуникационные
технологии.
Формирование знаний и развитие умений происходит через включение студентов в разнообразные
виды и формы учебной деятельности: обсуждение вопросов на практических занятиях, выполнение
упражнений, составление схем, алгоритмов, кластеров и т.д.
Контроль представлен следующими типами заданий:
простые вопросы на воспроизведение материала;
выполнение упражнений;
учебная конференция;
вопросы и задания на выделение признаков понятий;
задания на составление таблиц и схем (сопоставление и сравнение);
работа с текстом.
Каждое занятие требует контроля результатов учебной деятельности, который позволяет
определить уровень усвоения учебного материала, а также уровень сформированности компетенции.
Рубежным
контролем по разделам является мини-зачет, контрольная работа, коллоквиум.
Методические рекомендации для обучающихся
Курс состоит из лекционных и практических занятий. На лекционных занятиях раскрываются
и анализируются теоретические вопросы. Студент должен быть готов к обсуждению поставленной
проблемной задачи, высказыванию собственной точки зрения.
На практических занятиях систематизируются и уточняются полученные самостоятельно
и на лекциях знания по темам, предложенным в учебной программе. Для этого организуется индивидуальная
работа и работа в малых группах. Студент учится формулировать собственное мнение,
отстаивать собственную точку зрения, приобретает навыки работы с научными источниками.
Как правило, к практическому занятию студент должен представлять содержание, определенным
образом оформленное в виде конспектов, кластеров, таблиц, схем.
Важным фактором при подготовке к практическим занятиям является своевременная тщательная
самостоятельная подготовка студента по предложенным планам.
Для подготовки к практическим занятиям необходимо выучить вопросы теоретической части,
определения понятий, затем выполнить задания для самостоятельной работы (практическая часть).
Для подготовки к практической части требуется использовать вопросы к занятию, учебники, цифровые
образовательные ресурсы, приведенные в списке литературы и рекомендованные преподавателем
(которые помогут расширить и углубить знания по теме, сопоставить различные точки зрения
на то или иное явление).
Можно выделить следующие этапы подготовки к практическому занятию:
1. Ознакомление с планом.
2. Работа с понятийным аппаратом.
3. Подбор и анализ рекомендованной литературы.
4. Подготовка материала, соответствующего вопросам к практическому занятию по учебникам
и учебным пособиям.
5. Изучение первоисточников (чтение, конспектирование, подготовка тезисов и т.п.).
– 8 –
Стр.8
6. Написание тезисов с обязательным приведением примеров.
Литература, рекомендуемая студентам к каждому групповому занятию, включает в себя
как учебную, так и научную: основную, дополнительную и интернет-источники. Учебная литература
содержит учебную информацию, необходимую для формирования минимума знаний. Это учебники,
учебные пособия и справочная литература. Научная литература погружает студента в исследовательский
процесс, позволяет студентам расширить знания по изучаемой теме.
Контроль самостоятельной работы студентов проходит в форме контрольных работ, минизачета,
коллоквиумов, учебных конференций, выполнения тестов, подготовки сообщений, выполнения
заданий на практических занятиях. Ответы и письменные работы студентов оцениваются по десятибалльной
системе, баллы заносятся в рейтинг. Итоговая оценка по дисциплине складывается
из результата рейтинга текущего и рубежного контроля успеваемости и результата промежуточной
аттестации (итогового тестирования) в соотношении 60% и 40%.
– 9 –
Стр.9