Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Методика преподавания русского языка как иностранного (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторЩукин А. Н.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц508
ID787856
АннотацияВ пособии рассматриваются основные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному в условиях высшей школы. В нем обобщен современный опыт преподавания курса «Методика преподавания русского языка как иностранного» студентам-филологам, специализирующимся в области преподавания русского языка, с позиции закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012), новых стандартов высшего образования 3-го поколения (ФГОС-3, 2013) и компетентностного подхода к образованию, реализующего концепцию нового стандарта. В пособии сделан акцент на овладение методикой преподавания языка в тесном взаимодействии с иноязычной культурой, формировании в процессе обучения языку коммуникативной компетенции и компетентности учащихся в различных областях знания в контексте диалога культур.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 — Русский язык и литература (ДПП.ДС. 032906 — Русский язык как иностранный)
Кому рекомендованоДля студентов-филологов, будущих преподавателей русского языка, аспирантов, стажеров, преподавателей и всех интересующихся проблемами преподавания русского языка как иностранного.
ISBN978-5-9765-2687-7
УДК811.161.1(0.054.6)
ББК81.411.2-99я73
Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного : учеб. пособие / А.Н. Щукин .— 7-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 508 с. — (Русский язык как иностранный) .— ISBN 978-5-9765-2687-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/787856 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методика_преподавания_русского_языка_как_иностранного.pdf
УДК 811.161.1(0.054.6) ББК 81.411.2-99я73 Щ95 Рецензенты : д-р филол. и психол. наук, проф. A.A. Леонтьев; д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания Шаклеин В.М. (Рос. ун-т дружбы народов) Щукин A.H. Щ95 Методика преподавания русского языка как иностранного : учебное пособие / A.H. Щукин. — 7-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 508 с. — ISBN 978-5-9765-2687-7. — Текст : электронный. В пособии рассматриваются основные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному в условиях высшей школы. В нем обобщен современный опыт преподавания курса «Методика преподавания русского языка как иностранного» студентамфилологам, специализирующимся в области преподавания русского языка, с позиции закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012), новых стандартов высшего образования 3-го поколения (ФГОС-3, 2013) и компетентностного подхода к образованию, реализующего концепцию нового стандарта. В пособии сделан акцент на овладение методикой преподавания языка в тесном взаимодействии с иноязычной культурой, формировании в процессе обучения языку коммуникативной компетенции и компетентности учащихся в различных областях знания в контексте диалога культур. Для студентов-филологов, будущих преподавателей русского языка, аспирантов, стажеров, преподавателей и всех интересующихся проблемами преподавания русского языка как иностранного. УДК 811.161.1(0.054.6) ББК 81.411.2-99я73 ISBN 978-5-9765-2687-7 2 © Щукин А.Н., 2017 © Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ....................................................................................................3 Глава 1. Методика преподавания русского языка как учебная, научная и практическая дисциплина ...............10 1.1. Что означает термин «методика? ...............................................10 1.2. Методика как учебная дисциплина ...........................................16 1.3. Методика как научная дисциплина ...........................................25 1.4. Методика как практическая дисциплина ..................................28 1.5. Методика как самостоятельная дисциплина ............................29 1.6. Виды методик ..............................................................................32 Резюме ............................................................................................................35 Контрольные вопросы и задания .................................................................37 Дополнительная литература ......................................................................38 Глава 2. Связь методики с другими науками ....................................40 2.1. Методика и педагогика ...............................................................40 2.2. Методика и психология ..............................................................42 2.3. Методика и психолингвистика ..................................................46 2.4. Методика и педагогическая психология ...................................47 2.5. Методика и когнитивная психология ........................................48 2.6. Методика и лингвистика ............................................................50 2.7. Методика и социология ..............................................................56 2.8. Методика и социальная психология ..........................................57 2.9. Методика и страноведение / лингвострановедение .................58 2.10. Методика и лингвокультурология .............................................61 Резюме ............................................................................................................62 Контрольные вопросы и задания .................................................................64 Дополнительная литература ......................................................................64 Глава 3. Методы исследования в методике ........................................66 3.1. Общие сведения ..........................................................................66 3.2. Анализ научной литературы ......................................................67 3.3. Научное наблюдение и обобщение педагогического опыта ..... 68 3.4. Беседа ...........................................................................................68 3.5. Опытное обучение ......................................................................69 3.6. Пробное обучение (эксперимент) ..............................................69 3.7. Анкетирование ............................................................................70 3.8. Тестирование ...............................................................................73 501
Стр.501
3.9. Хронометрирование ....................................................................78 3.10. Методы статистического анализа результатов эксперимента ...............................................................................78 Резюме ............................................................................................................80 Контрольные вопросы и задания .................................................................80 Дополнительная литература ......................................................................81 Глава 4. Этапы и уровни владения языком .......................................82 4.1. Проблема этапов и уровней владения иностранным языком ..........................................................................................82 4.2. Уровни владения русским языком как иностранным ..............89 4.3. Международные экзамены и сертификаты по РКИ .................99 Резюме ............................................................................................................99 Контрольные вопросы и задания ...............................................................106 Дополнительная литература ....................................................................106 Глава 5. Система обучения русскому языку как иностранному .............................................................................108 5.1. Система обучения и системный подход ..................................108 5.2. Характеристика системы обучения языку .............................. 113 5.3. Функционирование системы обучения ................................... 114 Резюме .......................................................................................................... 117 Контрольные вопросы и задания ............................................................... 118 Дополнительная литература .................................................................... 119 Глава 6. Профили обучения ..................................................................121 6.1. Понятие «профиль обучения» .................................................121 6.2. Дошкольный профиль ..............................................................122 6.3. Школьный профиль ..................................................................123 6.4. Подготовительный профиль (этап предвузовской подготовки) ................................................................................125 6.5. Филологический профиль ........................................................128 6.6. Включенное обучение ..............................................................135 6.7. Нефилологический профиль ....................................................138 6.8. Курсовой профиль .....................................................................140 6.9. Повышение квалификации ......................................................143 6.10. Заочное обучение ......................................................................146 6.11. Дистанционное обучение .........................................................147 Резюме ..........................................................................................................150 Контрольные вопросы и задания ...............................................................151 Дополнительная литература ....................................................................152 502
Стр.502
Глава 7. Подходы к обучению языку ..................................................154 7.1. Подход к обучению как методическая категория ...................154 7.2. Существующие классификации подходов ..............................154 7.3. Подходы с точки зрения объекта обучения ............................155 7.4. Подходы с точки зрения способа обучения ............................157 7.5. Социокультурный подход .........................................................163 7.6. Компетентностный подход .......................................................165 Резюме ..........................................................................................................168 Контрольные вопросы и задания ...............................................................168 Дополнительная литература ....................................................................169 Глава 8. Цели и задачи обучения .........................................................171 8.1. Понятие «цель обучения» ........................................................171 8.2. Виды целей обучения ...............................................................171 8.3. Практическая цель ....................................................................174 8.4. Общеобразовательная цель ......................................................183 8.5. Воспитательная цель ................................................................184 8.6. Развивающая цель .....................................................................185 Резюме ..........................................................................................................186 Контрольные вопросы и задания ...............................................................188 Дополнительная литература ....................................................................189 Глава 9. Содержание обучения .............................................................191 9.1. Понятие «содержание обучения» ............................................191 9.2. Принципы отбора содержания обучения ................................192 9.3. Структура содержания обучения .............................................193 9.4. Коммуникативная компетенция как результат обучения ......215 9.5. Предметная сторона содержания обучения ............................223 9.6. Текст как единица содержания обучения ...............................225 Резюме ..........................................................................................................226 Контрольные вопросы и задания ...............................................................227 Дополнительная литература ....................................................................228 Глава 10. Принципы обучения .............................................................230 10.1. Понятие «принцип обучения» .................................................230 10.2. Классификация принципов обучения .....................................230 10.3. Дидактические принципы ........................................................233 10.4. Лингвистические принципы ....................................................243 10.5. Психологические принципы ....................................................247 10.6. Методические принципы .........................................................252 503
Стр.503
Резюме ..........................................................................................................262 Контрольные вопросы и задания ...............................................................263 Дополнительная литература ....................................................................264 Глава 11. Методы обучения ...................................................................266 11.1. Три значения понятия «метод» ................................................266 11.2. Общеметодологические методы ..............................................266 11.3. Общедидактические методы ....................................................267 11.4. Частнодидактические методы ..................................................271 11.5. Прямые методы .........................................................................275 11.6. Сознательные методы ...............................................................283 11.7. Комбинированные методы .......................................................290 11.8. Интенсивные методы ................................................................299 Резюме ..........................................................................................................313 Контрольные вопросы и задания ...............................................................316 Дополнительная литература ....................................................................317 Глава 12. Средства обучения ................................................................325 12.1. Система средств обучения .......................................................325 12.2. Средства обучения для преподавателя ....................................326 12.3. Средства обучения для учащихся ............................................332 12.4. Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) .......................347 12.5. Технические средства обучения (ТСО) ..................................357 Резюме ..........................................................................................................364 Контрольные вопросы и задания ...............................................................365 Дополнительная литература ....................................................................366 Глава 13. Процесс обучения ..................................................................368 13.1. Содержание понятия «процесс обучения» .............................368 13.2. Участники процесса обучения .................................................369 13.3. Учебная деятельность как основа процесса обучения ..........381 13.4. Современные технологии обучения ........................................384 Резюме ..........................................................................................................395 Контрольные вопросы и задания ...............................................................396 Дополнительная литература ....................................................................397 Глава 14. Организационные формы обучения ................................399 14.1. Виды организационных форм обучения .................................399 14.2. Урок по практике языка ............................................................400 14.3. Структура урока ........................................................................403 504
Стр.504
14.4. Эффективность урока ...............................................................416 14.5. Структурная единица урока .....................................................417 14.6. Анализ урока .............................................................................417 14.7. Планирование занятий .............................................................419 14.8. Самостоятельная работа ...........................................................420 14.9. Внеаудиторная работа ..............................................................423 Резюме ..........................................................................................................424 Контрольные вопросы и задания ...............................................................425 Дополнительная литература ....................................................................426 Глава 15. Контроль в обучении языку ...............................................428 15.1. Цель контроля ...........................................................................428 15.2. Особенности контроля .............................................................429 15.3. Функции контроля ....................................................................430 15.4. Виды контроля ..........................................................................431 15.5. Требования к контролю ............................................................432 15.6. Средства контроля ....................................................................433 15.7. Формы контроля ........................................................................439 15.8. Объекты контроля .....................................................................442 Резюме ..........................................................................................................450 Контрольные вопросы и задания ...............................................................451 Дополнительная литература ....................................................................452 Глава 16. Состояние и тенденции развития методики ..................453 16.1. Преподавание русского языка как иностранного на современном этапе ...............................................................454 16.2. Тенденции в развитии методики .............................................457 16.3. Обзор некоторых методических публикаций .........................467 Резюме ..........................................................................................................471 ЛИТЕРАТУРА ...............................................................................................474 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ............................................................................491 505
Стр.505

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.