УДК 811.161.1'243(075.8)
ББК 81.411.2-1я73
С 13
Печатается по решению кафедры русского языка как иностранного
и методики его преподавания Отделения русского языка
и общеобразовательных дисциплин для иностранных обучающихся
Международного института междисциплинарного образования
и иберо-американских исследований Южного федерального университета
(протокол № 6 от 27.02.2020)
Рецензенты:
заведующий кафедрой «Русский язык как иностранный»
Донского государственного технического университета,
кандидат филологических наук, доцент Е. Ю. Шаповалова;
доктор филологических наук, профессор Международного института
междисциплинарного образования и иберо-американских исследований
Южного федерального университета, профессор О. В. Ширяева
Савченкова, И. Н.
С 13
Русский язык как иностранный. Фонетический курс : учебное пособие /
И. Н. Савченкова, Е. А. Скуратова, Г. Р. Шакирова ; Южный федеральный
университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального
университета, 2021. – 116 с.
ISBN 978-5-9275-3820-1
Пособие представляет собой вводно-фонетический курс и предназначено
для иностранных обучающихся – носителей испанского языка. В пособии представлены
материалы для работы над русскими звуками, ритмикой, интонацией,
также уделяется внимание обучению русской графике. Большое количество
упражнений нацелено на формирование у обучающихся устойчивых слухопроизносительных
навыков.
УДК 811.161.1’243(075.8)
ББК 81.411.2-1я73
ISBN 978-5-9275-3820-1
© Южный федеральный университет, 2021
© Савченкова И. Н., Скуратова Е. А.,
Шакирова Г. Р., 2021
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2021
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ............................................................................................................. 4
УРОК 1
с. 6
УРОК 2
с. 15
Звуки: гласные [а], [о], [у], [э], [и];
твёрдые согласные [т], [д], [б], [п], [м], [н].
Ударение: редукция гласных а, о после твёрдых согласных;
ритмические модели односложных и двухсложных слов.
Интонация: ИК-1
Звуки: гласный [ы];
твёрдые согласные [к], [г], [х], [р], [л], [с], [з], [в], [ф];
оглушение звонких согласных;
сопоставление [б] – [в];
вокалическая сочетаемость на стыке слов (союз «и»).
Ударение: ритмические модели двух- и трёхсложных слов.
Интонация: ИК-3;
сопоставление ИК-1 и ИК-3
УРОК 3
с. 29
Звуки: твёрдые согласные [ш], [ж], [ц];
сопоставление [с] – [ш], [з] – [ж], [ц] – [т] – [с];
произношение звука [ы] на месте союза и на стыке слов.
Ударение: ритмические модели двух- и трёхсложных слов.
Интонация: ИК-2;
Предложения с перечислением (ИК-3)
УРОК 4
с. 39
Звуки: согласный [й];
правила чтения букв я, е, ё, ю;
мягкие согласные [н’], [т’], [д’], [с’], [з’].
Ударение: редукция гласных после мягких согласных;
ритмические модели двух- и трёхсложных слов (та – тя – тья).
Интонация: сопоставление различных интонационных конструкций;
изменение места центра ИК-3 в вопросе без вопросительного слова;
слитное чтение притяжательных местоимений с существительными
УРОК 5
с. 55
Звуки: мягкие согласные [м’], [п’], [б’], [в’], [ф’], [к’], [г’], [х’];
Ударение: ритмические модели двух-пятисложных слов.
Интонация: Сопоставление ИК-2 в вопросе с вопросительным
словом и ИК-3 в вопросе без вопросительного слова; Слитное
чтение личных местоимений с глаголами в форме настоящего
времени
Стр.4
УРОК 6
с. 67
Звуки: мягкие согласные [р’], [л’], [ш̅’], [ч’];
Произношение числительных.
Ударение: ритмические модели двух-пятисложных слов;
переход ударения в существительных в форме множественного
числа
Интонация: интонация вопроса с союзом «или».
Слитное чтение прилагательных с существительными
УРОК 7
с. 88
Повторение
Приложение 1 ......................................................................................................... 97
Приложение 2 ....................................................................................................... 103
Приложение 3 ....................................................................................................... 108
Литература ........................................................................................................... 113
Стр.5