УДК 372.8:811.611
ББК 81.411.2
Е30
Е30
Егорова Н.В.
Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс : пособие
для учителя / Н.В. Егорова. – 6-е изд., эл. – 1 файл
pdf : 368 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь школьному
учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-05361-2
Поурочные методические разработки составлены по учебнику
М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. (М.: Просвещение, 2020), входящему
в федеральный перечень учебников на 2020/21 учебный год.
Пособие включает подробное описание хода уроков с указанием их
целей, планируемых результатов и методических приёмов, разбором
наиболее сложных вопросов и характерных ошибок. Предложены различные
типы заданий и диктантов, сочинения, изложения, все виды
лингвистического разбора, вопросы по теории языка, тесты, в том числе
в формате ЕГЭ, лингвистические задачи, индивидуальные задания
и т. д. Даны рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям,
ответы к заданиям, ключи к тестам.
ческих вузов.
Издание адресовано учителям-словесникам, студентам педагогиПодходит
к учебникам «Русский язык» в составе УМК Т.А. Ладыженской,
М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 2019–2021 гг.
выпуска.
УДК 372.8:811.611
ББК 81.411.2
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
русскому языку. 6 класс : пособие для учителя / Н.В. Егорова. – 5-е изд., перераб.
– Москва : ВАКО, 2021. – 368 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-05050-5. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05361-2
©© ООО «ВАКО», 2016
ООО «ВАКО», 2021,
с изменениями
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
УЯзык. Речь. Общение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
У р о к 1. Русский язык – один из развитых языков мира . . . . . . . . . . 10
У р о к 2. Литературный язык и его нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
У р о к 3. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
р о к 4. Речевая ситуация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
УПовторение изученного в 5 классе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
У р о к 5. Фонетика. Орфоэпия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
р о к 6. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках
и корнях слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
У р о к 7. Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика», «Орфография» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
У р о к 8. Части речи. Морфологический разбор слова . . . . . . . . . . . . 27
У р о к 9. Орфограммы в окончаниях слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
У р о к 10. Проверочная работа по темам «Части речи»,
«Орфография» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
УУ р о к 11. Словосочетание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
У р о к 12. Простое предложение. Знаки препинания . . . . . . . . . . . . . 35
р о к 13. Сложное предложение. Запятые в сложном
предложении . Синтаксический разбор предложений . . . . . . . . . . . 37
р о к 15. Проверочная работа по темам «Словосочетание»,
«Предложение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
УУ р о к 14. Прямая речь. Диалог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
У р о к и 16, 17. Контрольные уроки по теме «Повторение
изученного в 5 классе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
УТекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
У р о к 18. Текст, его особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
У р о к 19. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста . . . . . . . . . 47
У р о к 20. Начальные и конечные предложения текста . . . . . . . . . . . . 50
У р о к 21. Ключевые слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
У р о к 22. Понятие о функциональных разновидностях языка . . . . . 54
р о к 23. Официально-деловой стиль речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Стр.363
Содержание
УЛексикология и фразеология. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
363
У р о к и 24, 25. Слово и его лексическое значение . . . . . . . . . . . . . . . 59
р о к 26. Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое
значение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
У р о к 27. Сбор материалов к сочинению. Устное описание
картины А.М. Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса») . . . 63
У р о к и 28, 29. Изобразительно-выразительные средства языка . . . 64
УУ р о к 30. Общеупотребительные слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
У р о к 31. Профессионализмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
У р о к 32. Диалектизмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
У р о к и 33, 34. Сжатое изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
У р о к 35. Жаргонизмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
У р о к 36. Эмоционально окрашенные слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
У р о к и 37, 38. Исконно русские и заимствованные слова . . . . . . . . 85
У р о к и 39, 40. Новые и устаревшие слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
У р о к и 41, 42. Фразеологизмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
У р о к 43. Источники фразеологизмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
У р о к 44. Словари . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
У р о к 45. Лексический разбор слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
У р о к и 46, 47. Семинар «Как это по-русски?» . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
р о к и 48, 49. Обобщающие уроки по теме «Лексикология
и фразеология. Культура речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
У р о к 50. Контрольная работа по теме «Лексикология
и фразеология. Культура речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
УСловообразование. Орфография. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . 111
У р о к и 51, 52. Морфемика и словообразование . . . . . . . . . . . . . . . . 111
У р о к 53. Описание помещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
р о к и 54, 55. Основные способы образования слов в русском
языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
У р о к 56. Практикум по словообразованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
УУ р о к и 57, 58. Этимология слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
р о к 59. Контрольный урок по теме «Морфемика
и словообразование» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
У р о к и 60, 61. Систематизация материалов к сочинению.
Сложный план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
У р о к 62. Буквы а и о в корне -кас- – -кос- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
УУ р о к 63. Буквы а и о в корне -гар- – -гор- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
У р о к 64. Буквы а и о в корне -зар- – -зор- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
У р о к 65. Буквы ы и и после приставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
У р о к и 66, 67. Гласные в приставках пре- и при- . . . . . . . . . . . . . . . 136
У р о к 68. Практикум по теме «Гласные в приставках пре- и при-» . . . 140
У р о к 69. Соединительные о и е в сложных словах . . . . . . . . . . . . . . 141
У р о к 70. Сложносокращённые слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
р о к 71. Подготовка к сочинению по картине Р.Ф. Хузина
«У окна» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
У р о к 72. Морфемный и словообразовательный разбор слова
(практикум) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Стр.364
364
Содержание
У р о к и 73, 74. Обобщающие уроки по теме «Словообразование.
Орфография. Культура речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
У р о к и 75, 76. Контрольные уроки по теме «Словообразование.
Орфография. Культура речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Морфология. Орфография. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Имя существительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
УУ р о к и 77–79. Повторение изученного в 5 классе . . . . . . . . . . . . . . 153
У р о к 80. Разносклоняемые имена существительные . . . . . . . . . . . . 157
У р о к 81. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя . . . . . . . 159
У р о к 82. Русские имена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
У р о к и 83, 84. Несклоняемые имена существительные . . . . . . . . . 163
У р о к 85. Род несклоняемых имён существительных . . . . . . . . . . . . 166
У р о к 86. Имена существительные общего рода . . . . . . . . . . . . . . . . 168
У р о к 87. Морфологический разбор имени существительного . . . . 171
р о к 88. Проверочная работа по темам «Разносклоняемые
существительные общего рода» и несклоняемые имена существительные», «Имена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
УУроки 89, 90. Не с существительными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
р о к и 91, 92. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик
(-щик) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
У р о к 93. Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик . . . . . . . 180
У р о к и 94, 95. Гласные о и е после шипящих в суффиксах
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
У р о к 96. Проверочная работа по теме «Правописание
суффиксов имён существительных» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
У р о к и 97–99. Обобщающие уроки по теме «Имя
существительное» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
У р о к 100. Контрольная работа по теме «Имя существительное» . . . 188
Имя прилагательное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
У р о к и 101, 102. Повторение изученного в 5 классе . . . . . . . . . . . . 189
У р о к и 103, 104. Описание природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
УУ р о к и 105–107. Степени сравнения имён прилагательных . . . . . . 194
р о к 108. Разряды имён прилагательных по значению .
Качественные прилагательные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
УУ р о к 109. Сочинение – описание местности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
У р о к 110. Относительные прилагательные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
У р о к 111. Выборочное изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
У р о к 112. Притяжательные прилагательные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
У р о к 113. Морфологический разбор имени прилагательного . . . . 207
р о к 114. Проверочная работа по теме «Разряды имён
прилагательных по значению» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
р о к 117. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
УУроки 115, 116. Не с прилагательными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
У р о к 118. Проверочная работа по теме «Правописание
прилагательных» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Стр.365
Содержание
365
У р о к и 119, 120. Одна и две буквы н в суффиксах
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
У р о к 121. Описание игрушки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
У р о к 122. Различение на письме суффиксов прилагательных -ки
-ск- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
У р о к и 123, 124. Дефисное и слитное написание сложных
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
У р о к 125. Проверочная работа по темам «Правописание
суффиксов прилагательных», «Дефисное и слитное написание
сложных прилагательных» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
У р о к и 126, 127. Обобщающие уроки по теме «Имя
прилагательное» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
р о к 129. Публичные выступления на тему «Народные
промыслы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
УУ р о к 128. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» . . . 227
УИмя числительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
У р о к 130. Имя числительное как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
У р о к 131. Простые и составные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
У р о к 132. Мягкий знак на конце и в середине числительных . . . . 233
У р о к 133. Порядковые числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
У р о к 134. Разряды количественных числительных . . . . . . . . . . . . . 237
У р о к и 135, 136. Числительные, обозначающие целые числа . . . . 238
У р о к 137. Дробные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
У р о к 138. Собирательные числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
У р о к 139. Употребление числительных в речи . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
У р о к 140. Проверочная работа по теме «Имя числительное» . . . . . 247
У р о к 141. Морфологический разбор имени числительного . . . . . . 248
У р о к 142. Обобщающий урок по теме «Имя числительное» . . . . . . 249
У р о к 143. Контрольная работа по теме «Имя числительное» . . . . . 250
р о к 144. Публичные выступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Местоимение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
У р о к 145. Местоимение как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
УУ р о к и 146, 147. Личные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
У р о к 148. Возвратное местоимение себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
У р о к 149. Сочинение по рисункам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
р о к и 150, 151. Вопросительные и относительные
местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
УУ р о к 152. Неопределённые местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
У р о к и 153–155. Отрицательные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
У р о к 156. Притяжательные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
У р о к 157. Рассуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
У р о к 158. Указательные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
У р о к 159. Текст и план текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
У р о к 160. Определительные местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
У р о к 161. Местоимения и другие части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
р о к 162. Морфологический разбор местоимения . . . . . . . . . . . . . 277
Стр.366
366
Содержание
У р о к 163. Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой
«Первые зрители» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
У р о к и 164, 165. Обобщающие уроки по теме «Местоимение» . . . 278
У р о к 166. Контрольная работа по теме «Местоимение» . . . . . . . . . 281
УГлагол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
У р о к и 167–169. Повторение изученного в 5 классе . . . . . . . . . . . . . 281
У р о к 170. Сочинение по рисункам и данному началу . . . . . . . . . . . 286
У р о к 171. Повторение: способы образования глаголов . . . . . . . . . . 286
р о к 172. Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение
изученного в 5 классе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
У р о к 173. Разноспрягаемые глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
У р о к и 174–176. Глаголы переходные и непереходные . . . . . . . . . . 291
У р о к 177. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение . . . . . 296
УУ р о к 178. Изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
У р о к и 179, 180. Условное наклонение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
У р о к и 181–183. Повелительное наклонение . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
У р о к 184. Сочинение по рисункам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
У р о к и 185, 186. Употребление наклонений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
р о к 187. Проверочная работа по темам «Разноспрягаемые
глаголы», «Переходные и непереходные глаголы»,
«Наклонение глагола» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
У р о к и 188, 189. Безличные глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
УУ р о к 190. Морфологический разбор глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
У р о к 191. Рассказ на основе услышанного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
У р о к 192. Правописание гласных в суффиксах глаголов . . . . . . . . . 321
р о к 193. Проверочная работа по темам «Безличные глаголы»,
«Возвратные глаголы», «Правописание гласных в суффиксах
глаголов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
У р о к и 194, 195. Обобщающие уроки по теме «Глагол» . . . . . . . . . 324
У р о к 196. Контрольная работа по теме «Глагол» . . . . . . . . . . . . . . . 326
УПовторение и систематизация изученного в 5–6 классах . . . . . . . . 327
У р о к 197. Разделы науки о языке. Орфография . . . . . . . . . . . . . . . . 327
У р о к 198. Пунктуация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
У р о к 199. Лексика и фразеология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
У р о к 200. Словообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
У р о к 201. Морфология. Синтаксис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
У р о к и 202, 203. Итоговые контрольные уроки . . . . . . . . . . . . . . . . 336
р о к 204. Подведение итогов года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Интегрированные уроки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
Приложение 2. Игровые материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
Приложение 3. Индивидуальные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
Стр.367