ББК 65.2/4-80я7УДК 005.6(075.8)3
Г86
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Гродзенский С. Я., доктор технических наук, профессор, действительный член Академии
проблем качества.
Г86
Гродзенский С. Я.
Управление качеством : учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва :
Проспект, 2021. – 368 с.
ISBN 978-5-392-32587-0
В учебнике согласно требованиям государственных образовательных стандартов
рассматриваются вопросы метрологии, стандартизации и сертификации как составляющих
качество продукции. Исследуются вопросы статистического контроля
и управления, разбирается вероятностный, статистический и физический смысл
показателей надежности, анализируются модели отказов на основе предложенного
автором статистико-физического подхода. Материал, составивший содержание
учебника, соответствует программам курсов «Менеджмент качества», «Статистические
методы контроля и управления», «Всеобщее управление качеством», «Стандартизация
и сертификация», «Надежность изделий радиоэлектроники», читаемых
студентам и магистрантам.
Учебник предназначен для студентов, обучающихся по техническим и экономическим
специальностям и направлениям, преподавателей технических вузов,
менеджеров, экономистов и инженеров. Может быть использован при подготовке
кадров, а также при повышении квалификации специалистов.
ББК 65.2/4-80я7УДК 005.6(075.8)3
Учебное издание
Гродзенский серГей Яковлевич
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Учебник
Печать цифровая. Печ. л. 23,0. Тираж 1000 (1-й завод 200) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Подписано в печать 17.08.2020. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
/16
.
ISBN 978-5-392-32587-0
©© Гродзенский С. Я., 2016
ООО «Проспект», 2020
© Гродзенский С. Я., 2020, с изменениями
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к третьему изданию ............................................................................. 5
Предисловие ко второму изданию ............................................................................ 7
Введение ..............................................................................................................................9
1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ........................14
1.1. Система Тейлора. Качество продукции
как соответствие стандартам .................................................................16
1.2. Система Шухарта.
Качество продукции как стабильность процессов........................20
1.3. Система Фейгенбаума.
Комплексный контроль качества..........................................................23
1.4. Система Джурана.
Всеобщее управление на основе качества ......................................26
1.5. Концепция инновационного подхода
и информационных технологий ...........................................................29
1.6. Этапы развития представлений о качестве .....................................30
2. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
И КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ДЕМИНГА ......................................................33
2.1. Система Деминга.
Качество как удовлетворение потребностей
потребителей и служащих.......................................................................33
2.2. Принципы Деминга для менеджера ...................................................39
2.3. О «цепной реакции» Деминга и актуальности его учения ........59
3. «ЗАПАДНЫЙ» И «ВОСТОЧНЫЙ» ПОДХОДЫ
УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ...........................................................................69
3.1.
«Западный» подход к управлению качеством ...............................69
Стр.363
364
3.2.
3.3.
Оглавление
«Восточный» подход к управлению качеством .............................73
«Теория ограничений» и «Бережливое производство» ..............79
3.4. Особенности отечественных подходов
к управлению качеством .........................................................................82
4. КАЧЕСТВО, ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА,
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ .............................................................................88
4.1. Что такое качество .....................................................................................88
4.2. Трактовка «качества» классиками квалитологии ..........................90
4.3. Показатели качества продукции и услуги ........................................95
4.4. Контроль, планирование и управление качеством ...................100
5. ПРИНЦИПЫ ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ
НА ОСНОВЕ КАЧЕСТВА ...................................................................................107
5.1. Принцип первый — ориентация на потребителя ........................107
5.2. Принцип второй — лидерство руководителя................................108
5.3. Принцип третий — вовлечение (взаимодействие)
персонала ...................................................................................................109
5.4. Принцип четвертый — процессный подход ..................................111
5.5. Принцип пятый — постоянное улучшение .....................................114
5.6. Принцип шестой — принятие решений,
основанных на фактах ...........................................................................116
5.7. Принцип седьмой — взаимовыгодные отношения
с поставщиками (менеджмент взаимоотношений) ....................117
6. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ........................120
6.1. Краткая история развития стандартизации ..................................121
6.2. Термины и нормативные документы
по стандартизации ..................................................................................124
6.3. Цели, принципы и функции стандартизации ...............................125
6.4. Методы стандартизации .......................................................................127
6.5. Стандарты ИСО серии 9000 ................................................................129
6.6. Базовые стандарты управления качеством ..................................133
6.7. Стандарты ИСО серии 14000 .............................................................134
6.8. Интегрированная система менеджмента ......................................140
Стр.364
Оглавление
365
7. СЕРТИФИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ .............................142
7.1. Краткая история сертификации .........................................................142
7.2. Основные понятия сертификации
(декларирование соответствия) .........................................................145
7.3. Основные цели и принципы сертификации .................................147
7.4. Обязательная и добровольная сертификация .............................148
7.5. Процедура проведения сертификации ..........................................152
7.6. Сертификация систем качества .........................................................156
8. СТАТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ...............................................................161
8.1. Статистическое мышление
и вирусная теория менеджмента ......................................................161
8.2. Эволюция статистических исследований.......................................167
8.3. С чего начинать статистическое исследование ...........................173
8.4. Методы размножения выборок .........................................................184
9. ИНСТРУМЕНТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО
КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ....................................................................................187
9.1. Контрольный листок ...............................................................................188
9.2. Диаграмма Парето ..................................................................................190
9.3. Схема Исикавы .........................................................................................197
9.4. Гистограмма ................................................................................................201
9.5. Диаграмма рассеяния ............................................................................205
9.6. Стратификация (расслаивание) ..........................................................210
9.7. Контрольная карта ..................................................................................212
9.8. Алгоритм применения семи простых
инструментов качества ..........................................................................225
10. МЕТОДЫ УМЕНЬШЕНИЯ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ ...............................230
10.1. Методы Тагути ...........................................................................................230
10.2. Концепция «Шесть сигм» ......................................................................236
11. ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
ПРИ ПРИЕМКЕ ПРОДУКЦИИ ...................................................................245
11.1. Выборочный контроль. Экономические критерии.
Основные определения ........................................................................245
Стр.365
366
Оглавление
11.2. Постановка задачи выборочного контроля ..................................250
11.3. Схема испытаний Бернулли
как модель выборочного контроля ..................................................257
11.4. Распределение Пуассона
как модель выборочного контроля ..................................................261
11.5. Усеченный контроль.
Последовательный анализ Вальда ...................................................264
11.6. Способы модификации последовательных испытаний ...........269
12. СТАТИСТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ .......................................................275
12.1. Контрольные карты кумулятивных сумм .......................................276
12.2. Исследование последовательных планов контроля
и регулирования методом статистических испытаний ............278
13. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ ...................................................284
13.1. Значение проблемы надежности
в технике в прошлом и настоящем ..................................................284
13.2. Понятия, термины и определения
теории надежности .................................................................................291
13.3. Показатели надежности ........................................................................299
13.4. Надежность системы элементов ........................................................309
14. МОДЕЛИ ОТКАЗОВ И ЗАКОНЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
МОМЕНТОВ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ .....................................................313
14.1. Равномерное распределение .............................................................315
14.2. Экспоненциальное распределение
(модель мгновенных повреждений) ................................................317
14.3. Гамма-распределение
(модель накапливающихся повреждений) ....................................320
14.4. Нормальное распределение
(модель суммирования повреждений)............................................321
14.5. Логарифмически-нормальное распределение
(модель упрочнения) ..............................................................................324
14.6. Распределение Вейбулла
(модель слабого звена) ..........................................................................325
Стр.366
Оглавление
367
14.7. Смесь распределений ............................................................................331
14.8. Cтатистико-физический метод анализа
надежности изделий электронной техники ..................................335
15. О ПЕРСПЕКТИВНЫХ МЕТОДАХ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ .......................................................................341
15.1. Развитие систем менеджмента
и промышленные революции ............................................................341
15.2. «BIG DATA»: история, перспективы ...................................................344
15.3. Основные направления в развитии
систем управления качеством в условиях
четвертой промышленной революции ...........................................350
Заключение ....................................................................................................................354
Список использованной литературы ...................................................................357
Стр.367