Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ»
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
№ 8, 2021 год
Серия
«Содержание, организация и технологии социального обслуживания:
практика деятельности социальных служб»
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ИХ
СЕМЕЙ: ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
(ПРАКТИКА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И НКО
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ)
Сборник статей
Выпуск VI
Составитель А. М. Панов
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Москва
Стр.2
УДК 364.65–053.2–056.26(082)
ББК 60.993Я43
Составитель — президент МОО «Ассоциация работников социальных
служб», генеральный директор ООО Издательство «Социальное
обслуживание», кандидат педагогических наук, доцент А. М. Панов.
Реабилитация детей-инвалидов и их семей: технологии, формы и методы
(Практика работы учреждений социального обслуживания и НКО
социальной сферы): Сборник статей. — Выпуск VI / Сост. А. М. Панов
// Профессиональная библиотека работника социальной
службы. — 2021. — № 8. — 256 c.
Реабилитация детей-инвалидов и воспитывающих их семей —
одно из приоритетных направлений деятельности учреждений социального
обслуживания населения и значительного числа некоммерческих
организаций, действующих в социальной сфере. Ими накоплен
значительный опыт работы в данном направлении.
В сборник статей включены методические пособия и материалы
региональных научно-практических конференций, изданных в субъектах
Российской Федерации, по проблемам коррекционных подходов
и технологий, применяемым в России в работе с детьми, имеющими
РАС, вопросам комплексного сопровождения детей с РАС и их семей
в различных организациях, трудового воспитания детей-инвалидов
и детей с ограниченными возможностями, психолого-педагогической
работы с ними, в т. ч. использования Монтессори-терапии, методов
сенсорной интеграции, базальной стимуляции, малых форм устного
народного творчества, технологии «Инклюзивные танцы», организации
коррекционно-развивающей работы в процессе их реабилитации,
Дана характеристика явления эмоционального выгорания родителей,
воспитывающих детей с ОВЗ. Изложена социально-образовательная
технология: «Дистанционное социальное консультирование как вид
реальной помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов, в ситуациях
жизненных затруднений».
Содержание публикуемых материалов составляет описание деятельности
центров реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями, детских домов-интернатов и специализированных
образовательных учреждений.
© ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ» г. Твери, 2021
© ФГБОУ ВО МГППУ, 2021
© Авторы материалов, включенных в сборник, 2021
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 8, 2021
2
Стр.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Профессиональный научно-теоретический
и научно-методический журнал
Издается с 2001 года
№ 8 (144), 2021 год
Учредитель и издатель журнала:
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«Ассоциация работников социальных служб»
(Президент — А. М. Панов)
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций
социального обслуживания
(Председатель Совета директоров Е. И. Холостова)
Редакционная коллегия:
Беличева С. А., доктор психологических наук, профессор;
Дементьева Н. Ф., доктор медицинских наук, профессор;
Панов А. М., кандидат педагогических наук, доцент;
Топчий Л. В. кандидат философских наук, профессор;
Фокин В. А., доктор педагогических наук, профессор;
Холостова Е. И., доктор исторических наук, профессор;
Ярская-Смирнова Е. Р., доктор социологических наук, профессор.
МОО «Ассоциация работников социальных служб»
Объединенная редакция изданий
Панов Андрей Михайлович – главный редактор;
Топчий Леонид Васильевич – заместитель главного редактора;
Чулкова Елена Андреевна
– ответственный секретарь;
Ланкевич Ольга Владимировна – главный бухгалтер.
Адрес редакции (для писем и корреспонденции):
129075, г. Москва, а/я 23
Тел. (495) 616 57 98
E-mail: panovam06@mail.ru
Интернет-сайт: http://www.socialmag.info
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 8, 2021
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИЯ О ПОДПИСКЕ
НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ
НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2022 ГОДА ............................................. 8
От редакции ........................................................................................ 15
ДИМИТРОВА П.А., МУРАШКИНА Е.В., ЛАЗАРЕВА П.А.
ОПЫТ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПО ТРУДОВОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ........................................................ 19
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ» ГОРОДА ТВЕРИ: СБОРНИК СТАТЕЙ.
Щербинина О. В. Воспитание с учетом психологофизиологических
особенностей детей с ограниченными
возможностями здоровья ................................................................... 95
Щербинина О. В. Возможности Монтессори-терапии при работе
учителя-дефектолога с детьми, имеющими сочетанные
нарушения развития ........................................................................ 104
Руднева Н. С. Установление контакта с аутичным ребенком ........ 113
Руднева Н. С. Использование метода Сенсорной интеграции
в работе педагога-психолога ........................................................... 115
Москвина Ю. В., Лаврова Н. А. Помощь детям с множественными
нарушениями здоровья посредством использования метода
базальной стимуляции .................................................................... 117
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 8, 2021
4
Стр.5
Москвина Ю. В., Лаврова Н. А. Использование малых форм
устного народного творчества в повседневной жизни .................. 123
Москвина Ю. В., Лаврова Н. А. Эмоциональное выгорание
родителей, воспитывающих детей с ОВЗ ....................................... 129
Соколова П. К. Организация коррекционно-развивающей
работы с детьми со сложной структурой дефекта в условиях
реабилитационного центра ............................................................. 134
Орлова Е. Н. Применение технологии «Инклюзивные танцы»
в реабилитации детей с ОВЗ ........................................................... 139
З.Н. ВОЛОГЖИНА. ДИСТАНЦИОННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ВИД РЕАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В СИТУАЦИЯХ ЖИЗНЕННЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ:
СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. — ЗИМА,
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ: МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ
ОБЛАСТИ; ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
«СОСНОВАЯ ГОРКА» .................................................................... 142
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА:
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ I ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ / ПОД ОБЩ. РЕД.
А.В. ХАУСТОВА. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ.
Раздел 1. Коррекционные и образовательные подходы и технологии
Артемова Е. Э., Исаева Е. В. Различные технологии и методы
работы с детьми, имеющими расстройства аутистического
спектра ............................................................................................. 164
Артемова Е. Э., Камышева С. Н. К вопросу изучения проблем
общения у детей с расстройствами аутистического спектра ......... 168
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 8, 2021
5
Стр.6
Асяева Е. В. Особенности установления контакта
и взаимодействия с ребенком с РАС через игровую деятельность ... 175
Барбитова А. Д. Исследование ведущей репрезентативной
системы у детей с расстройствами аутистического спектра .......... 181
Вертышева И. А., Петряева Н. В. Эффективные приемы
коррекционной работы в условиях детского дома с детьми
дошкольного возраста, имеющими РАС ........................................ 187
Вознюк Е. В. «Говорун»: от слова к общению. Авторская методика
«Говорун» для развития речи и формирования коммуникативных
навыков у детей с РАС и тяжелыми речевыми нарушениями ....... 190
Гончаренко М. С., Малетина Н. Л. Социально-бытовая адаптация
детей с расстройствами аутистического спектра ........................... 195
Кириллова М. Г. Возможности психоаналитического подхода
при организации комплексной психолого-педагогической
помощи детям с РАС и их родителям ............................................. 201
Кишиневская М. А., Кузнецова Е. В. Формирование
пространственно-временных представлений у детей с РАС
на интегрированных музыкально-логопедических занятиях ........ 208
Кривошеева И. О. Применение учителем-дефектологом
современных методик и оборудования в реабилитации детей
с РАС ................................................................................................ 212
Литвинова Г. В. Поиск новых методов и технологий в условиях
образовательного учреждения при работе с детьми,
имеющими РАС ............................................................................... 217
Островская Н. Б. Формирование слоговой структуры речи у детей
с ОВЗ с использованием информационно-коммуникативных
технологий ....................................................................................... 225
Романов А. А. Проблемы и особенности инициативного игрового
взаимодействия взрослого с детьми с РАС в игровых ситуациях
и задачах c правилами ..................................................................... 229
Романова О. В. Основные педагогические подходы в работе
с детьми с расстройствами аутистического спектра ...................... 234
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 8, 2021
6
Стр.7
Стоянова А. И., Артемова Е. Э. Особенности развития
коммуникативных навыков у детей с РАС ..................................... 239
Хэйхау Р., Спиридонова М. С. Опыт использования метода
невербальной коммуникации, разработанного в Open Theatre
Company, для инициирования контакта у детей c РАС .................. 244
О ЖУРНАЛАХ ИЗДАТЕЛЬСТВА
«СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ» .......................................... 248
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 8, 2021
7
Стр.8