ISSN 2500-297X
УДК 37:159.9
1.2021
Издается с 2001 г.
Издатель
и учредитель:
Московский
педагогический
государственный
университет
Выходит 4 раза в год
Свидетельство
о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18, каб. 223
Журнал входит в Перечень ведущих
рецензируемых научных журналов
и изданий ВАК РФ:
Педагогические науки
13.00.01 – Общая педагогика, история
педагогики и образования
13.00.08 – Теория и методика
Психологические науки
13.00.02 – Теория и методика обучения
и воспитания
профессионального образования
19.00.01 – Общая психология, психология
личности, история психологии
19.00.07 – Педагогическая психология
16+
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Сайт журнала: pp-obr.ru
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу
«Пресса России» – 85003
© МПГУ, 2021
Стр.2
ISSN 2500-297X
1.2021
The Founder
and Publisher:
Moscow Pedagogical
State University
Mass media
registration
certificate
ПИ № ФС 77-67769
as of 17.11.2016
Editorial office:
Moscow, Russia,
Verhnyaya
Radishchevskaya str.,
16–18, room 223,
109240
The journal is included in the list
of the leading peer-reviewed scholarly
journals the Higher Attestation
Commission of The Ministry of Science
and Higher Education of the Russian
Federation recommended to PhD
candidates and those working
for their habilitation who wish to publish
the results of their research
The journal has been published
since 2001
The journal is published 4 times a year
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Information on journal
can be accessed via: pp-obr.ru
PEDAGOGY
AND PSYCHOLOGY
OF EDUCATION
© МPGU, 2021
Стр.3
Редакционная коллегия
А.А. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета (заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; директор Института экспериментальной психологии
Московского государственного психолого-педагогического университета.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор;
государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Республика Мордовия.
заведующая кафедрой психологии Мордовского
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; руководитель Научно-исследовательского центра моделирования
квалификаций Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор (ВАК Беларуси); заведующая кафедрой педагогики и проблем
развития образования Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор (ВАК Казахстана); Президент Независимого
казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, г. Астана, Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов, г. Москва.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала, заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; генеральный директор АНО «Центр изучения проблем
профессионального образования», г. Москва.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Национального медицинского
исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России, г. Москва.
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры научных основ экстремальной
психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психологопедагогического
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Историко-социологического института
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук, профессор; директор Института педагогики и психологии
образования Московского городского педагогического университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; руководитель научного направления
антропологического образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва.
Э. Харрис – профессор факультета образования и профессионального развития Университета Хаддерсфилд,
г. Хаддерсфилд, Великобритания.
М.А. Чошанов – д-р пед. наук; профессор отделения STEM-образования,
Техасский университет в Эль-Пасо, США.
Колледж образования,
Стр.4
Editorial Board
Alexander F. Anufriev – Dr. Нab. in Psychology, Professor of the Department of Labor Psychology and Psychological
Consulting at the Institute of Pedagogy and Psychology of Moscow Pedagogical State University
(editor-in-chief).
Yulia L. Kofeynikova – PhD in Psychology; Associate Professor of the Department of Labor Рsychology
and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University (deputy editor).
Elvira V. Likhachevа – PhD in Psychology; Head of the Department of Psychological and Pedagogical
Education of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Russian New University (executive secretary).
Alexander F. Anoufriev – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling
of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Vladimir А. Barabanschikov – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Laboratory of Сognitive Рrocesses and Мathematical
Рsychology, Institute of Psychology of the Russian Academy of Education.
Sholpan M. Calanova – Dr. Hab. in Education, PhD in Сhemistry; President, Independent Kazakhstan Agency
for Quality Assurance in Education; Member of the Executive Committee, international organization “IREG – International
Observatory on Academic Ranking and Excellence", Astana, Republic of Kazakhstan.
Anne Harris – PhD in Education; Head of Division and Director of the International School of Education and
Professional Development, University of Huddersfield.
Elena E. Durneva – PhD in Education; Head of the Research Center for Modeling Qualifications, Corporate University
of PJSC Tatneft.
Natalia B. Karabushchenko – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Department of Psychology and Pedagogy,
RUDN-University.
Vladimir V. Kondratyev – Dr. Hab. in Education; Director of the Center for Training and Retraining of Teachers,
High Schools of Volga and the Urals; Head of the Department of Мethodology, Kazan National Research
Technological University.
Olga N. Oleynikova – Dr. Hab. in Education; Director, Center for the Study of Vocational Education.
Olga S. Orlova – Dr. Hab. in Education; Chief Researcher, National Medical Research Center for Otorhinolaryngology
of the Federal Medico-Biological Agency of Russia, Moscow.
Marina I. Rozenova – Dr. Hab. in Psychology; Professor at the Department of Scientific Foundations of Extreme
Psychology of the Faculty of Extreme Psychology, Moscow State University of Psychology & Education.
Konstantin M. Romanov – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Psychology, Mordovia State
University after N.P. Ogarev, Saransk.
Aleksandr I. Savenkov – Dr. Hab. in Psychology, Dr. Hab. in Education; Professor of the Department of Psychology,
Moscow City University.
Viktor I. Slobodchikov – Corresponding Member of Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Psychology;
Chief Researcher of the Laboratory of Psychological Anthropology, Institute of Psycho-Pedagogical Problems
of Childhood of the Russian Academy of Education.
Mourat A. Tchoshanov – Dr. Had. in Education; Professor of Mathematics Education, Division of STEM Education,
College of Education, The University of Texas at El Paso, USA.
Yulia V. Vardanyan – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Psychology, Mordovia State Pedagogical
Institute named after M.E. Evsevev, Saransk.
Olga L. Zhuk – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Pedagogy and Problems of Education Development,
Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus.
Стр.5
Содержание
Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1
IN MEMORIAM
Будем помнить... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА,
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Н.М. Овечкина, Л.М. Волобуева
Система методического сопровождения
руководителей и педагогов
в дошкольных учреждений г. Москвы
в организации педагогического просвещения родителей
конце 1970-х – середине 1980-х годов . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Е.С. Мироненко
Применение технологии CLIL
при разработке дополнительных
общеобразовательных программ:
проблемы и перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Особенности функционирования
в исламских образовательных организаций
А.В. Яковлева
современном социально-правовом поле России . . . . . . . . . . . 53
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
М.В. Антонова
вСовременные тренды
выборе профессионального будущего . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
И.О. Родионова
Текстообразующие упражнения как завершающий этап
формирования орфографических действий
посредством когнитивно-коммуникативного подхода . . . . . . . . . 74
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Теоретическая модель педагогического содействия
в развитию готовности студентов к самопознанию образовательном процессе вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
В.В. Баранова
Стр.6
ISSN 2500-297X
Педагогика и психология образования. 2021. № 1
К вопросу об аутентичности и критериях отбора текстов
для обучения чтению на начальном этапе овладения
вторым иностранным языком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Ж.Б. Жалсанова, Ю.Э. Мюллер,
Н.Ю. Северова, Е.А. Успенская
А.И. Коробко, М.Ю. Казарян
Аккредитационные критерии
в управления методическими процессами
Педагогические задачи подготовки
к будущих учителей математики
системе высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
М.С. Попов
в применению информационных и медиатехнологий учебном процессе средней школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И.И. Дереча, Т.С. Мамонтова,
О.А. Селиванова
Социально-психологические особенности
к отношения подростков
Динамика сфер индивидуальности
в студентов – будущих педагогов
С.В. Несына
период профессиональной подготовки. . . . . . . . . . . . . . . . 171
употреблению слабоалкогольных напитков . . . . . . . . . . . . . 143
О.И. Миронова
Подходы к изучению
экзаменационного стресса у студентов . . . . . . . . . . . . . . . . 159
6
Содержание
Стр.7
Соntents
Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1
IN MEMORIAM
We will always remember . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
GENERAL PEDAGOGY,
HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Methodological support for managers and teachers
of preschool institutions in Moscow
in the organization of pedagogical education of parents
in the late 70s – mid 80s of the twentieth century . . . . . . . . . . . . . 23
N.M. Ovechkina, L.M. Volobueva
Application of CLIL technology in the development
of further educational programs:
Problems and prospects . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
E.S. Mironenko
Peculiarities of functioning
of Islamic educational organizations
in the modern social and legal field of Russia . . . . . . . . . . . . . . . 53
А.V. Yakovleva
THEORY AND METHODS
OF TRAINING AND UPBRINGING
Modern trends in choosing a professional future . . . . . . . . . . . . . . 65
I.O. Rodionova
M.V. Antonova
Text-forming exercises as the final stage
of spelling actions formation
through a cognitive-communicative approach . . . . . . . . . . . . . . . 74
THEORY AND METHODS
OF PROFESSIONAL EDUCATION
V.V. Baranova
Theoretical model of pedagogical assistance
to the development of student’s readiness for self-knowledge
in the educational process of the university . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Стр.8
ISSN 2500-297X
Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1
On the question of authenticity and criteria
for selecting texts for teaching reading at the initial stage
of mastering a second foreign language . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Zh.B. Zhalsanova, J.B. Mueller,
N.Yu. Severova, E.A. Uspenskaya
A.I. Korobko, M.Yu. Kazaryan
Accreditation criteria for the management
of methodological processes
in the system of higher education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Pedagogical tasks of training future mathematics teachers
to use information and media technologies
in the educational process
of secondary schools . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
M.S. Popov
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
I.I. Derecha, T.S. Mamontova, O.A. Selivanova
Psychological portrait of a teenager addicted
to low alcohol drinks . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Approaches to studying exam stress
in students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
О.I. Mironova
Dynamics of the individuality spheres
of students – future teachers
in the process of vocational education . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
S.V. Nesyna
8
Contents
Стр.9