Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Методологические основы психологии (в схемах и комментариях): учеб. пособие (100,00 руб.)

0   0
Первый авторСулейманов
ИздательствоПознание
Страниц232
ID208412
АннотацияВ учебном пособии дается основной материал по курсу «Методологичес- кие основы психологии», соответствующий государственному образовательно- му стандарту профессиональной подготовки кадров по специальности 030301.65 «Психология». Материал, представленный в схемах и комментариях поможет студентам обобщить и систематизировать знания по методологичес- ким основам психологии, получить целостное представление о предмете. Пособие адресовано студентам психологических факультетов дневного и заочного отделений, слушателям курсов по переподготовки кадров по специаль- ности «Психология».
Кому рекомендованоПособие адресовано студентам психологических факультетов дневного и заочного отделений, слушателям курсов по переподготовки кадров по специаль- ности «Психология».
УДК159.9.01
ББК88
Сулейманов, Р.Ф. Методологические основы психологии (в схемах и комментариях): учеб. пособие / Р.Ф. Сулейманов .— Казань : Познание, 2009 .— 232 с. — URL: https://rucont.ru/efd/208412 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С89 Методологические основы психологии (в схемах и комментариях): учеб. пособие / Р.Ф. Сулейманов. <...> В учебном пособии дается основной материал по курсу «Методологические основы психологии», соответствующий государственному образовательному стандарту профессиональной подготовки кадров по специальности 030301.65 «Психология». <...> Добавлены принципы психологии: инвариантности, объективности, устойчивого неравновесия, самоорганизации, которые являются больше общенаучными, но которые могут быть продуктивно использованы в психологии. <...> В пособии рассматриваются 9 тем: 1 тема «Методология психологии», 2 тема «Познание и научная деятельность»; 6 3 тема «Наука и ее характеристики»; 4 тема «Парадигмы»; 5 тема «Специфика психологического знания»; 6 тема «Категории психологии»; 7 тема «Основные принципы психологии»; 8 тема «Структура психологических учений»; 9 тема «Ключевые проблемы психологии». <...> Предмет научной психологии определяется как психологическое знание, которое добывается научными методами, принятыми в науке процедурами и объяснениями. <...> В американской академической психологии человек мыслился как структура сознания (структурализм), затем – как поведение (бихевиоризм), затем – как когнитивная функция, уподобляемая компьютеру или нейронной сети мозга (когнитивизм). <...> Функции методологии ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИИ Дескриптивный тип Нормативный тип Функция катализации Обеспечивает правильность постановки проблемы Функция организации и структурирования научного знания Эвристическая функция Дает определенные средства для решения поставленных задач Мировоззренческая интерпретация результатов науки Улучшает организационную сторону исследования 12 Функции методологии дескриптивного типа. <...> Важной функцией методологии (ее философского уровня), способствующей генезису научного познания, является мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира. <...> Перечисленные <...>
Методологические_основы_психологии_(в_схемах_и_комментариях)_учеб._пособие.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) Р.Ф.Сулейманов МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ (в схемах и комментариях) Учебное пособие 2-е издание, переработанное и дополненное Казань Познание 2009
Стр.1
УДК 159.9.01 ББК 88 С89 Печатается по решению учебно-методического совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИППП РАО Л.А. Волович; заслуженный деятель науки РТ, доктор психологических наук, профессор И.М. Юсупов Сулейманов, Р.Ф. С89 Методологические основы психологии (в схемах и комментариях): учеб. пособие / Р.Ф. Сулейманов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 231 с. В учебном пособии дается основной материал по курсу «Методологические основы психологии», соответствующий государственному образовательному стандарту профессиональной подготовки кадров по специальности 030301.65 «Психология». Материал, представленный в схемах и комментариях поможет студентам обобщить и систематизировать знания по методологическим основам психологии, получить целостное представление о предмете. Пособие адресовано студентам психологических факультетов дневного и заочного отделений, слушателям курсов по переподготовки кадров по специальности «Психология». УДК 159.9.01 ББК 88 © Сулейманов Р.Ф., 2009 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2009 2
Стр.2
Оглавление Введение………………………………………………………………… 6 Глава 1. Методология психологии…………………………………. 8 1.1. Предмет методологии………………………………………….. 8 1.2. Объект методологии……………………………………………. 10 1.3. Функции методологии…………………………………………. 12 1.4. Теория…………………………………………………………… 14 1.5. Метод, методика: понятия……………………………………... 20 1.6 Задачи методологии…………………………………………….. 22 1.7. Исторические типы методологии……………………………... 24 1.8. Уровни методологии…………………………………………… 26 1.9. Методологические проблемы психологии…………………… 28 Глава 2. Познание и научная деятельность……………………… 30 2.1. Уровни познания……………………………………………….. 30 2.2. Типы познания………………………………………………….. 32 2.3. Признаки научного познания………………………………….. 34 2.4. Сравнительные признаки обыденного и научного познания... 36 2.5. Формы познания………………………………………………... 38 2.6. Подходы в научном познании…………………………………. 40 2.7. Научная деятельность………………………………………….. 46 2.8. Научный метод…………………………………………………. 48 2.9. Научное исследование…………………………………………. 50 Глава 3. Наука и ее характеристики……………………………… 52 3.1. Наука……………………………....…………………………….. 52 3.2. Типология наук (по объекту и предмету)…………………….. 54 3.3. Типология наук (по удаленности от практики)………………. 56 3.4. Типология наук (по Кедрову)…………………………………. 58 3.5. Критерии научности……………………………………………. 60 3.6. Строение научного знания…………………………………….. 62 3.7. Компоненты научного знания…………………………………. 64 3.8. Мировоззрение…………………………………………………. 66 3.9. Основа мировоззрения…………………………………………. 68 Глава 4. Парадигмы………………………………………………….. 70 4.1. Структура парадигм……………………………………………. 70 4.2. Признаки парадигмы…………………………………………… 72 4.3. Классическая парадигмы………………………………………. 74 4.4. Неклассическая парадигма…………………………………….. 76 3
Стр.3
4.5. Постнеклассическая парадигма……………………………….. 78 Глава 5. Специфика психологического знания………………….. 80 5.1. Структура научного знания……………………………………. 80 5.2. Научные и ненаучные (житейские) знания…………………… 82 5.3. Иерархия видов и типов психологических знаний…………... 84 5.4. Алгоритм получения нового знания…………………………... 86 5.5. Закон как компонент научного знания………………………... 88 Глава 6. Категории психологии…………………………………….. 90 6.1. Категориальная система психологии…………………………. 90 6.2. Виды категорий………………………………………………… 92 6.3. Категория деятельности……………………………………….. 94 6.4. Категория отражения…………………………………………... 104 6.5. Категория личности…………………………………………….. 110 6.6. Категория сознания…………………………………………….. 120 6.7. Категория общения……………………………………………... 130 6.8. Категория психики……………………………………………... 134 6.9. Категория образа……………………………………………….. 136 6.10. Категория мотива…..…………………………………………. 138 6.11. Категория переживания………………………………………. 142 6.12. Категория отношения…………………………………………. 144 6.13. Категория действия…………………………………………… 148 Глава 7. Основные принципы психологии………………………… 150 7.1. Общенаучные принципы………………………………………. 150 7.2. Принцип инвариантности……………………………………… 152 7.3. Принцип объективности……………………………………….. 154 7.4. Принцип самоорганизации…………………………………….. 156 7.5. Принцип устойчивого неравновесия………………………….. 160 7.6. Принципы и постулаты психологии…………………………... 162 7.7. Принцип активности…………………………………………… 164 7.8. Принцип развития……………………………………………… 166 7.9. Принцип детерминизма………………………………………... 168 7.10. Принцип системности……………………………………….... 170 7.11. Принцип физичности…………………………………………. 174 7.12. Принцип моделируемости……………………………………. 176 7.13. Принцип целенаправленности……………………………….. 180 7.14. Принцип целеобусловленности……………………………… 182 7.15. Принцип управляемости, относительности и оперативности……………………………………….……………. 184 4
Стр.4
Глава 8. Структура психологических учений…………………… 186 8.1. Основные направления психологии. Душа как предмет изучения……………………………………….……………………….. 186 8.2. Явления сознания (структурализм). Психология как наука о непосредственном опыте………………………………………… 188 8.3. Функционализм………………………………………………… 190 8.4. Бихевиоризм……………………………………………………. 192 8.5. Гештальтпсихология…………………………………………… 194 8.6. Психоанализ…………………………………………………….. 196 8.7. Гуманистическая психология………………………………….. 198 8.8. Деятельностный подход………………………………………... 200 8.9. Ориентировочная деятельность……………………………….. 202 Глава 9. Ключевые проблемы психологии…………………….… 204 9.1. Проблемы психологии…………………………………………. 204 9.2. Психофизические и психофизиологические проблемы……... 206 9.3. Объективность познания………………………………………. 214 9.4. Самонаблюдение……………………………………………….. 218 9.5. Целостное и частное описание психологии человека……….. 220 9.6. Психосоциальная проблема……………………………………. 222 9.7. Поиск и выделение единицы изучения психического……….. 226 Библиографический список…………………………………………. 228 5
Стр.5
Предисловие В последнее время вышли в свет учебные пособия по методологическим основам психологии, а также теоретическим и методологическим проблемам, которые существенно заполнили существовавший ранее вакуум изданий, посвященных этой отрасли знания (А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский [31]; С.В. Маланов [28]; Л.Я. Дорфман, [16]; Д.В. Лубовский [26]; Т.В. Корнилова, С.А. Смирнов [22]; В.В. Никандров [30] и др.). Среди монографий наибольшую популярность снискала работа Б.Ф. Ломова «Методологические и теоретические проблемы психологии» [25]. Заметный вклад в развитие методологии психологии внесли отечественные психологи В.М. Аллахвердов, К.А. Абульханова, Ю.И. Александров, В.Ф. Барабанщиков, В.А. Бодров, Д.И. Завалишина, А.В. Карпов, Т.М. Марютина, А.А.Митькин, А.А. Обознов, В.И. Панов, Ю.П. Поваренков, Ф.Е. Василюк [6; 7], Б.Н. Рыжов, В.С. Степин [33], Ю.А. Цагарелли [37], А.В. Юревич и др. Настоящее учебное пособие «Методологические основы психологии (в схемах и комментариях)» (первое издание было опубликовано в 2006 году) отличается от перечисленных изданий тем, что весь материал представлен в схемах и комментариях к ним. Такого рода пособие по методологическим основам издается впервые. Несомненным достоинством пособия является наглядность, что облегчает процесс усвоения учебного материала студентами, но представление пособия в виде схем и моделей несколько упрощает материал. Учебное пособие снабжено также афоризмами и максимами философов и мыслителей прошлых эпох и современности, что усиливает эмоциональное восприятие текста. Во второе издание пособия внесены некоторые исправления и дополнения. В частности, более подробно раскрыты парадигмы: классическая, неклассическая и постнеклассическая. Добавлены принципы психологии: инвариантности, объективности, устойчивого неравновесия, самоорганизации, которые являются больше общенаучными, но которые могут быть продуктивно использованы в психологии. Содержание пособия отражает государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по дисциплине «Методологические основы психологии». В пособии использованы, в основном, работы отечественных психологов, которые внесли существенный вклад в развитие методологии и теории психологии. В пособии рассматриваются 9 тем: 1 тема «Методология психологии», 2 тема «Познание и научная деятельность»; 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.