СОДЕРЖАНИЕ
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией
Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования
основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по
следующим научным специальностям:
13.00.00 – Педагогические науки:
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания;
13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
19.00.00 – Психологические науки:
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии;
19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика;
19.00.04 Медицинская психология;
19.00.05 Социальная психология;
19.00.07 Педагогическая психология.
09.00.00 – Философские науки:
09.00.01 Онтология и теория познания;
09.00.03 История философии;
09.00.08 Философия науки и техники;
09.00.11 Социальная философия.
Философские науки 09.00.00
ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Морозов М. Ю. Противоречие непрерывности и дискретности
как существенное определение фрактального ..............................................................................9
Психологические науки 19.00.00
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Швецова М. Н., Суязова И. К. Просоциальное поведение старших дошкольников .....................23
Керша Ю. Д., Обухов А. С. Современные концепции изучения мотивации
и самоэффективности школьников в онлайн-форматах реализации
дополнительного образования .....................................................................................................35
Киселева Т. Б., Филиппов С. П., Горбенко И. А., Катенко С. В. Специфика
обращения и динамики запроса у клиентов психологической службы
педагогического университета .....................................................................................................49
Прохоренко Е. О. Психолого-педагогическая характеристика феномена
«родительская компетентность» ..................................................................................................62
Галиева М. Г. Особенности влияния аутентичности на развитие
самосознания у подростков разного возраста .............................................................................69
Педагогические науки 13.00.00
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Неборский Е. В., Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Наумова Т. А. Цифровой
университет: психолого-педагогические условия обеспечения
образовательного процесса ...........................................................................................................80
Мясищева Е. Н., Яхтанигова Ж. М., Чуприкова Е. В., Лагода К. С. Наставничество
в сфере образования – фактор развития региональной системы образования ...................... 91
Проблемы современного образования | № 5 | 2021 | http://pmedu.ru
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Гончарова В. А. Тенденции современного образования: от проблем
к возможностям ............................................................................................................................ 101
Шевченко Н. Н. Деятельностный подход к профессиональной подготовке
будущего учителя в образовательном процессе университета ............................................... 116
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Пещеров Д. В. Научно-педагогические подходы к оцениванию учебных
достижений в трудах отечественных педагогов конца XIX – начала XX вв. ..........................129
Попова А. В. К вопросу о возможности использования методов
формирования «нового человека» 1917–1920-х гг. в современной системе
российского образования ............................................................................................................ 139
Швецова Г. Н. К проблемам организации педагогической практики
в университете (на примере советского периода) ..................................................................... 153
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Налётова Н. Ю., Кузьмина А. Н. Формирование правового сознания
несовершеннолетних в процессе воспитания ........................................................................... 162
Божович Д. Положительный перенос в обучении сербов русскому языку ............................... 170
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Каракозов С. Д., Худжина М. В. Обучение web-программированию бакалавров
IT-направлений в региональных вузах: актуальность, проблемы и подходы ........................ 182
Снежицкий П. В., Грунюшкин О. Н. Формирование двигательной культуры
личности в учреждениях образования нового типа сельской местности
Республики Беларусь .................................................................................................................. 196
Богданова Е. С. Критерии оценки эффективности презентации проекта ................................ 214
Сотникова М. С. Позиционный семинар и экспертно-аналитическая работа
как формы организации работы студентов на практических занятиях .................................225
Анисимова-Ткалич С. К., Ткалич А. И. Образовательный экспорт: наукоемкая
преференция учебного модуля на творческой кафедре ...........................................................232
Жмурова И. Ю. Реализация интеграционных связей математики
в педагогико-математическом образовании на примере моделей рынка FOREX ..................242
Козлов С. В., Быков А. А. Особенности изучения междисциплинарных
тем школьных курсов математики и информатики с помощью методов
математического моделирования ..............................................................................................250
Гуань Маосэнь, Нань Лунхань. Развитие внимания у старшеклассников
посредством применения техники ушу на уроках по физическому воспитанию .................262
СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
Селезнёва Е. А. Анализ понятий семья и семейные ценности ................................................... 270
Проблемы современного образования | № 5 | 2021 | http://pmedu.ru
6
Стр.6
CONTENTS
Philosophical Sciences 09.00.00
ONTOLOGY AND EPISTEMOLOGY
Morozov M. Yu. The Contradiction Of Continuity And Discreteness
As The Essential Definition Of Fractality............................................................................................9
Psychological Sciences 19.00.00
EDUCATIONAL PSYCHOLOGY
Shvetsova M. N., Suyazova I. K. Prosocial behavior of older preschoolers ..........................................23
Kersha Yu. D., Obukhov A. S. Contemporary concepts of studying schoolchildren’s
motivation and self-effectiveness within online formats implemented
in additional education .....................................................................................................................35
Kiseleva T. B., Filippov S. P., Gorbenko I. A., Katenko S. V. Psychological service
of a pedagogical university: specifics of the initial presentation and its changes .............................49
Prokhorenko E. O. Psychological and pedagogical characteristics
of the phenomenon of “parental competence” ..................................................................................62
Galieva M. G. Features of the influence of authenticity on the development
of self-awareness in adolescents of different ages .............................................................................69
Pedagogical Sciences 13.00.00
MODERNIZATION OF EDUCATION
Neborsky E. V., Boguslavsky M. V., Ladyzhets N. S., Naumova T. A. Digital university:
psychological and pedagogical conditions for providing the educational process ............................80
Myasishcheva E. N., Yakhtanigova Zh. M., Chuprikova E. V., Lagoda K. S. Education
mentoring – the development factor of the regional education system ............................................91
Проблемы современного образования | № 5 | 2021 | http://pmedu.ru
7
Стр.7
CONTENTS
THEORY OF EDUCATION
Goncharova V. A. Trends in modern education: from challenges to opportunities .......................... 101
Shevchenko N. N. Activity approach to vocational training a pre-service teacher
in the educational process of the university ................................................................................... 116
HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Peshcherov D. V. Scientific and pedagogical approaches to assessing educational
achievements in the works of Russian teachers of the late 19th – early 20th centuries ..................129
Popova A. V. On the prospect of using the methods of forming “the new man”
of the 1917–1920s in the modern Russian system of education ....................................................... 139
Shvetsova G. N. Challenges of organizing teaching practice at the university
(soviet period) ................................................................................................................................. 153
NEW RESEARCH IN EDUCATION
Naletova N. Yu., Kuzmina A. N. Forming legal awareness of young people
in the process of education ............................................................................................................. 162
Božović Danilo. Positive transfer in teaching Russian to Serbs ......................................................... 170
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Karakozov S. D., Khudzhina M. V. Teaching web development to it bachelors
in regional universities: relevance, challenges and approaches ...................................................... 182
Snezhitskiy P. V., Grunyushkin O. N. Forming motion culture of a person
in educational institutions of a new type in rural area of the republic of Belarus .......................... 196
Bogdanova E. S. Criteria of assessing the efficiency of presentation of the project ......................... 214
Sotnikova M. S. Positional seminar and expert-analytical work
as forms of organizing students’ work in practical classes ..............................................................225
Anisimova-Tkalich S. K., Tkalich A. I. Educational export: science-intensive
preference of the training module in the creative department .......................................................232
Zhmurova I. Y. Implementation of mathematics integration relations
in pedagogical and mathematical education based on forex market models ...................................242
Kozlov S. V., Bykov A. A. Features of studying interdisciplinary topics
of school courses in mathematics and computer science using mathematical
modeling methods ..........................................................................................................................250
Guan Maosen, Nan Longhan. Developing attention of high school students with
the use of the wushu gymnastics during physical education classes ..............................................262
YOUNG SCIENTISTS’ VISION
Selezneva E. A. Family and family values concepts analysis ............................................................ 270
Проблемы современного образования | № 5 | 2021 | http://pmedu.ru
8
Стр.8