ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
3 От редакции
ПРАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
4 Зыкова М.А. (Москва)
Формирование функциональной грамотности у обучающихся
с нарушением слуха на уроках «Окружающий мир»
Издается с 2002 года
Периодичность —
8 номеров в год
3/2021
13 Павицкая Е.В., Самусева И.Г. (Наро-Фоминск)
Школьное эковолонтерское объединение как средство
экологического воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
22 Акимова Е.А., Карпова Д.А., Астахова М.А. (Москва)
Материалы для лепки в продуктивной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья: рекомендации по
применению
31
39
Вильшанская А.Д., Еремина А.А., Белова Т.Р.,
Воронина В.А., Сюникова А.В. (Москва)
Практические подходы к оценке достижений личностных
результатов освоения АООП обучающимися с тяжелыми
множественными нарушениями развития
47 Дымкова А.Ю. (Москва)
Обучение слоговому чтению детей с общим недоразвитием речи
посредством дидактических игр (Часть 1)
Буряк С.П., Канина Е.П., Максютенко Т.В. (Омская обл.)
Формирование этнической толерантности у обучающихся
с легкой умственной отсталостью в процессе изучения курса
«Культура и традиции народов, проживающих в России»
ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ
55
Голубович С.М. (Белград, Сербия), Дмитриев А.А. (Москва),
Колягина В.Г. (Москва), Шакотич Н. (Никшич, Черногория),
Вантич Танич М. (Тузла, Босния и Герцеговина),
Ечменица Н. (Белград, Сербия)
Дислексия, нарушения сенсорной интеграции и синдром
скотопической чувствительности (Часть 2)
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
62 Яковлева Г.В. (Челябинск)
Использование цифровых технологий в образовании детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬЯ: ВОПРОСЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
69 Темаева И.В., Совенко О.Н. (Саратов)
Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья
в летний период: рекомендации специалистов дошкольной
образовательной организации
Стр.3
НОВОСТИ
76 К 80-летию Р.Н. Азаряна
77 Минпросвещения создало методический центр
по инклюзивному образованию
78 ANNOTATIONS
Фото на обложке: Ангелина И. и Санжар Ж. демонстрируют народные костюмы,
подготовленные для фестиваля национальных культур России
«Очаг дружбы» (см. статью С.П. Буряк и др.).
Редакционный совет журнала
Члены совета:
Асмолов Александр Григорьевич, д-р психол. наук, профессор,
академик РАО, директор гуманитарных программ РАНХиГС,
зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ
им. М.В. Ломоносова;
Батищев Игорь Иванович, народный учитель РФ, директор
Центра образования, реабилитации и оздоровления «Школаинтернат
для слепых и слабовидящих детей города Липецка»;
Иванов Станислав Александрович, вице-президент Всероссийского
общества глухих;
Смолин Олег Николаевич, д-р философских наук, академик
РАО, зав. кафедрой тифлопедагогики Института детства ФГБОУ
ВО «МПГУ», депутат Государственной думы РФ, первый зам.
председателя Комитета по образованию и науке, вице-президент
Всероссийского общества слепых.
Редколлегия журнала
Шеф-редактор — Соловьева Татьяна Александровна, д-р
пед. наук, доцент, директор ФГБНУ «Институт коррекционной
педагогики Российской академии образования»;
Главный редактор — Крутякова Евгения Никитична, канд.
пед. наук, ст. науч.сотр. ФГБНУ «Институт коррекционной
педагогики Российской академии образования»;
Заместитель главного редактора — Алышева Татьяна
Викторовна, канд. пед. наук, доцент (Москва);
Члены редколлегии:
Алёхина Светлана Владимировна, канд. психол. наук, доцент,
проректор МГППУ, директор Института проблем инклюзивного
образования;
Асикритов Валерий Николаевич, директор Санкт-Петербургского
ГБСУ СО «Детский дом-интернат», заслуженный учитель РФ;
Блинов Леонид Викторович, д-р пед. наук, профессор кафедры
теории и методики педагогического и дефектологического
образования Тихоокеанского государственного университета,
(Хабаровск);
Адрес редакции: ООО «Школьная Пресса»
Корреспонденцию направлять по адресу:
127254, г. Москва, а/я 62
Телефон: +7 (910) 089-29-63
E-mail: viozhurnal@gmail.com
Сайт: http://www.школьнаяпресса.рф
Журнал зарегистрирован Министерством
РФ по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций.
Председатель совета — Антонова Лидия Николаевна,
д-р пед. наук, профессор, академик РАО,
депутат Государственной думы РФ.
Веневцев Сергей Иванович, канд. пед. наук, директор Краевого
ГАПОУ «Красноярский колледж олимпийского резерва»;
Дмитриев Алексей Андреевич, д-р пед. наук, профессор, декан
фак-та специального образования и специальной психологии
Московского государственного областного университета;
Кобрина Лариса Михайловна, д-р пед. наук, профессор,
проректор по научной работе ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский
государственный университет имени А.С. Пушкина» (СанктПетербург)
Костин
Игорь Анатольевич, д-р психол. наук, старший научный
сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской
академии образования» (Москва);
Маллаев Джафар Михайлович, д-р пед. наук, профессор,
членкор. РАО, зав. кафедрой коррекционной педагогики и
специальной психологии ДГПУ (Махачкала);
Морозов Сергей Алексеевич, канд. биол. наук, доцент,
руководитель Региональной общественной благотворительной
организации «Общество помощи аутичным детям «Добро»;
Приходько Оксана Георгиевна, д-р пед наук, профессор,
директор института специального образования и комплексной
реабилитации ГАОУ ВО МГПУ (Москва);
Симонова Татьяна Николаевна, д-р пед. наук, доцент, зав.
кафедрой коррекционной педагогики ФГБОУ ВО «Астраханский
государственный университет»;
Скуратовская Марина Леонидовна, д-р пед. наук, доцент, зав.
кафедрой «Дефектологическое и инклюзивное образование»
ФГБОУ ВО ДГТУ (Ростов-на-Дону);
Сумарокова Ирина Германовна, канд. психол. наук, руководитель
Нижегородской региональной общественной организации
родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива»;
Ткачева Виктория Валентиновна, д-р психол. наук, профессор
Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»;
Туманова Татьяна Володаровна, д-р пед. наук, профессор
Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»;
Царёв Андрей Михайлович, канд. пед. наук, директор Федерального
ресурсного центра по развитию системы комплексного
сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями
«Центр лечебной педагогики и дифференцированного
обучения» (Псков).
Свидетельство о регистрации
ПИ № 77-9206 от 14 июня 2001 г.
Формат 70 108/16.
Усл. печ. л. 5,0. Изд. № 3544.
Заказ
Отпечатано в АО «ИПК «Чувашия» 428019,
г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, д. 13.
© ООО «Школьная Пресса», 2021
© «Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития», 2021, № 3.
Издание охраняется Гражданским
кодексом РФ (часть 4).
Любое воспроизведение материалов,
размещенных в журнале, как на бумажном
носителе, так и в виде ксерокопирования,
сканирования, записи в память ЭВМ, и
размещение в Интернете без письменного
согласия правообладателя запрещается.
образования Российской Федерации и включен в обновленный «Перечень рецензируемых научных изданий,
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой
степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук».
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерстве науки и высшего
Журнал зарегистрирован в базе данных Российского индекса научного цитирования.
Стр.4