Л.П. Сапрыкина, нач. отдела пед. сопровождения ИСР НГТУ
Работа выполнена в Институте социальной реабилитации
и утверждена Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебно-методического пособия
Ф 796
Формирование ГОС ВПО для обучения и реабилитации инвалидов по слуху : учебно-метод. пособие / М.Г. Гриф, С.Б. Патрушев, <...> ISBN 978-5-7782-1227-5
Предназначено для сотрудников образовательных учреждений высшего профессионального образования, решающих вопросы интеграции инвалидов по слуху
в образовательную среду высшей школы. <...> Рассматривается концепция формирования ГОС ВПО для обучения и реабилитации инвалидов по слуху, учитывающая ведущий принцип в области специального образования – всеобщность, что гарантирует лицам со специальными потребностями в
области образования доступ в обычные образовательные учреждения. <...> По данным статистики ВОЗ, в мире насчитывается более 500 млн людей, имеющих те или иные нарушения слуха. <...> В России более 600 тысяч детей и подростков,
страдающих нарушениями слуха различной степени тяжести. <...> Число детей-инвалидов по слуху за 2–3 года выросло на 20 %. <...> В определении, данном в рекомендациях к реабилитационным программам на 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета
Европы от 5 мая 1992 года, отмечалось, что «инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и
иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в
жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества». <...> Хорошим началом для всех заинтересованных в этом лиц является
коллекция вебсайтов на Всемирной паутине [4], которые открывают
доступ к таким ресурсам, как:
– одна из самых больших в мире ассоциаций для глухих (детей и
взрослых) AG Bell [5];
– ассоциация по предоставлению услуг глухим и слабослышащим
American Deafness and Rehabilitation Association <...>
Формирование_ГОС_ВПО_для_обучения_и_реабилитации_инвалидов_по_слуху.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ФОРМИРОВАНИЕ ГОС ВПО
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
И РЕАБИЛИТАЦИИ
ИНВАЛИДОВ ПО СЛУХУ
Учебно-методическое пособие
НОВОСИБИРСК
2009
1
Стр.1
ББК 74.32ц.я73
Ф 796
Рецензенты:
Р.О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., зав. кафедрой коррекционной педагогики
и специальной психологии ГБОУ ДПО НСО НИПКиПРО,
Л.П. Сапрыкина, нач. отдела пед. сопровождения ИСР НГТУ
Работа выполнена в Институте социальной реабилитации
и утверждена Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебно-методического пособия
Ф 796 Формирование ГОС ВПО для обучения и реабилитации инвалидов
по слуху : учебно-метод. пособие / М.Г. Гриф, С.Б. Патрушев,
И.Н. Прохорова, Г.С. Птушкин. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. –
76 с.
ISBN 978-5-7782-1227-5
Предназначено для сотрудников образовательных учреждений высшего профессионального
образования, решающих вопросы интеграции инвалидов по слуху
в образовательную среду высшей школы.
Рассматривается концепция формирования ГОС ВПО для обучения и реабилитации
инвалидов по слуху, учитывающая ведущий принцип в области специального образования
– всеобщность, что гарантирует лицам со специальными потребностями в
области образования доступ в обычные образовательные учреждения.
Гриф Михаил Геннадьевич, Патрушев Сергей Борисович,
Прохорова Инесса Николаевна, Птушкин Геннадий Сергеевич
ФОРМИРОВАНИЕ ГОС ВПО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО СЛУХУ
Учебно-методическое пособие
Редактор Т.П. Петроченко
Выпускающий редактор И.П. Брованова
Дизайн обложки А.В. Ладыжская
___________________________________________________________________________________
Подписано в печать 15.09.2009. Формат 60 Ч 84 1/16. Бумага офсетная. Тираж 100 экз.
Уч.-изд. л. 4,41. Печ. л. 4,75. Изд. № 153. Заказ № Цена договорная
Новосибирского государственного технического университета
630092, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20
Компьютерная верстка Л.А. Веселовская
___________________________________________________________________________________
Отпечатано в типографии
ББК 74.32ц.я73
ISBN 978-5-7782-1227-5
© Hовосибиpский государственный
технический университет, 2009
2
© Гриф М.Г., Патрущев С.Б.,
Прохорова И.Н., Птушкин Г.С., 2009
Стр.2
Содержание
Введение ....................................................................................................... 4
1. Международный опыт профессионального образования
и реабилитации инвалидов по слуху .......................................................... 5
1.1. Университет Gallaudet ...................................................................... 6
1.2. Rochester Institute of Technology ...................................................... 9
1.3. Университет BERCELEY ............................................................... 11
2. Состояние профессионального образования инвалидов по слуху
в России ....................................................................................................... 15
2.1. Государственный специализированный институт искусств ....... 16
2.2. Владимирский государственный технический университет ...... 19
2.3. Челябинский государственный университет ................................ 21
2.4. Московский государственный технический университет
им. Н.Э. Баумана ........................................................................................ 22
2.5. Новосибирский государственный технический университет ..... 25
3. Концепция формирования ГОС ВПО для обучения
и реабилитации инвалидов по слуху ........................................................ 28
3.1. Основание для разработки «специализированного»
ГОС ВПО .................................................................................................... 29
3.2. Основные положения концепции по формированию
«специализированного» ГОС ВПО .......................................................... 40
4. Особенности ФГОС ВПО третьего поколения и его применимость
к профессиональному обучению инвалидов по слуху ........................... 53
Заключение ................................................................................................. 73
Литература .................................................................................................. 73
3
Стр.3