УДК 070(075)
ББК 76.01М90
Рукопись подготовлена в рамках грантового проекта НИУ ВШЭ
по изданию авторских учебников
ординарный профессор НИУ ВШЭ А. Н. Архангельский
А в т о р ы
Р е ц е н з е н т — кандидат филологических наук,
Е. Г. Лапина-Кратасюк (Интеллектуальная пауза); И. В. Кирия (пп. 4.1, 5.1, 6.1);
Ю Г. Амирханова (пп. 4.3, 4.4); О. М. Силантьева (пп. 4.5, 6.2, 6.3);
С. А. Шомова (От редакторов, гл. 2); А. А. Мирошниченко (гл. 3);
А. Г. Качкаева (От редакторов, гл. 1, пп. 4.2, 4.3, 4.4);
. П. Пургин (п. 5.2); М. С. Корнев (п. 6.4); М. В. Петрушко (п. 6.5)
Под общей редакцией А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой
М90 Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов /
э под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа
Мкономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 418 с.). —
л . : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей шкоы
экономики). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital
Editions 4.5 ; экран 10".
ISBN 978-5-7598-1663-8
Цифровая среда; мультиплатформенность и мультиканальность; публика, «вклюнченная»
в сеть; мультимедийная журналистика, журналистика иммерсивная, дата-журралистика,
журналистика дополненной и виртуальной реальности... Таков результат
кеволюционных изменений, которые происходят в мире медиа в XXI в. В этом учебнире
рассказывается о тенденциях, подходах, технологиях, об особенностях и принципах
саботы журналистов в новом цифровом мультимедийном формате. Он расширяет преднтавление
о медиа, которые сегодня «везде», показывает связь мульти- и трансмедийАвости
с креативными индустриями, а медиакоммуникаций — с цифровой экономикой.
быторы предлагают читателю комплекс взглядов на разные фрагменты современного
и бтования мира цифровых технологий, мультимедийной среды, на прошлое, настоящее
удущее мультимедийной журналистики.
Для студентов факультетов журналистики, журналистов-практиков, всех работниоммуникациями.
УДК
070(075)
ББК 76.01
«Медиа-Двор на Хитровке» — специальный арт-проект в рамках 5-й Московской биеннале
современного искусства (2013) на территории факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ
В оформлении обложки использованы фотографии А. Качкаевой и А. Гердо:
ми кков современных медиа, а также тех, кто интересуется современными мультимедийнысДеривативное
электронное издание на основе печатного издания: Мультимедийная журналитика
[Текст] : учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой ; Нац. исслед. ун-т
«Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 416 с. — (Учебники
Высшей школы экономики). — ISBN 978-5-7598-1189-3.
сВ соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
уредствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения
бытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-7598-1663-8
© Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики», 2017
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ РЕДАКТОРОВ ....................................................................................................................7
РАЗДЕЛ I. ЦИФРОВАЯ СРЕДА
ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 1. МЕДИАСРЕДА И «ЧЕЛОВЕК КОММУНИКАЦИОННЫЙ» ..................15
1.1. «Цифровое поколение» и новый образ жизни ...................................................16
1.2. «Цифровая среда» и журналистика будущего ...................................................27
Проверь себя. Вопросы для обсуждения..............................................................31
Задания к главе 1 ........................................................................................................32
ГЛАВА 2. ГЕНЕЗИС МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИИ .............................................................................33
2.1. Медиа, мультимедиа, мультимедийная журналистика .....................................33
2.2. Краткий экскурс в историю мультимедийной журналистики ........................44
2.3. Профессия журналиста в эпоху мультимедиа ....................................................61
Проверь себя. Вопросы для обсуждения .............................................................66
Задания к главе 2 ........................................................................................................67
ГЛАВА 3. ИНТЕРНЕТ И ОСВОБОЖДЕНИЕ АВТОРСТВА:
КАК ВОВЛЕЧЕНИЕ АУДИТОРИИ В ПРОИЗВОДСТВО КОНТЕНТА
ИЗМЕНЯЕТ МЕДИА ..............................................................................................................68
3.1. Медиа как инструмент и среда ................................................................................68
3.2. Освобождение авторства и четыре отряда публикаторов ...............................70
3.3. Вирусный редактор и другие фильтры контента в Интернете ........................78
3.4. «Бывшая аудитория присоединилась к вечеринке» ...........................................82
3.5. Качество контента в Интернете ..............................................................................85
3.6. Эксклюзивные функции старых СМИ ..................................................................87
3.7. Влияние Интернета на экономику СМИ ..............................................................91
3.8. Конвергенция, будущее СМИ и «авторство» публики .....................................93
Проверь себя. Вопросы для обсуждения..............................................................96
Задания к главе 3 ........................................................................................................97
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПАУЗА: О МЕДИА И ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЕ ..............98
РАЗДЕЛ II. МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:
ТЕХНОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
ГЛАВА 4. СТОРИТЕЛЛИНГ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ .......109
4.1. Мультимедиа и новые принципы новостей .......................................................109
4.2. Журналистика в эпоху инноваций и мультимедийного
сторителлинга ...................................................................................................................121
5
Стр.6
Оглавление
4.3. Эволюция жанров и форматов в цифровой среде:
диффузия и гибридность ...............................................................................................131
4.4. Сторителлинг и форматы цифровой журналистики.......................................139
4.5. Инструменты мультимедийного журналиста ...................................................181
Проверь себя. Вопросы для обсуждения ...........................................................205
Задания к главе 4 ......................................................................................................205
ГЛАВА 5. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ РЕДАКЦИИ
И НОВЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ .........................................................................................207
5.1. Экономическая логика медиапроизводства
в мультимедийной среде ................................................................................................207
5.2. Модели современной массовой коммуникации
в медиапространстве людей и сообществ .................................................................219
Проверь себя. Вопросы для обсуждения............................................................246
Задания к главе 5 ......................................................................................................246
ГЛАВА 6. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ РЕДАКЦИИ: СПЕЦИФИКА, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ПЛАТФОРМЫ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОДВИЖЕНИЕ .............................................249
6.1. Трансформация организационной структуры редакции:
от традиционной к конвергентной ..............................................................................249
6.2. Организация работы мультимедийной редакции: этапы, платформы,
алгоритмы, профессии ...................................................................................................259
6.3. Методы работы с информацией в мультимедийной журналистике.
Многозадачность журналистов и редакторов ..........................................................283
6.4. Фактчекинг и верификация информации в работе современного
журналиста и мультимедийной редакции .................................................................303
6.5. Социальные сети в работе мультимедийного
журналиста ........................................................................................................................316
Проверь себя. Вопросы для обсуждения............................................................350
Задания к главе 6 ......................................................................................................350
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С МНОГОТОЧИЕМ... ...........................................................................352
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Три документа: «Догма» газеты «Ведомости»,
Манифест NYT «Наш путь вперед» и Манифест «Арзамаса» ..............................357
Приложение 2. Мультимедийные истории,
веб-документалистика и геймификация ...................................................................380
Приложение 3. Карта мультимедийных проектов, созданных
русскоязычными СМИ, 2010–2016 гг. . .......................................................................409
Приложение 4. И еще немного о лонгриде... ............................................................410
Стр.7