Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 524560)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Сложное предложение. Теория и практика грамматического анализа (90,00 руб.)

0   0
АвторыГрачева Жанна Владимировна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц32
ID702320
АннотацияМетодическое пособие направлено на оказание помощи студентам в процессе освоения раздела «Синтаксис» курса «Современный русский язык» и на овладение необходимыми компетенциями.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов - бакалавров 1–4-го курсов филологического факультета .
Сложное предложение. Теория и практика грамматического анализа [Электронный ресурс] / Ж.В. Грачева .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 32 с. — 32 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/702320

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сложное_предложение._Теория_и_практика_грамматического_анализа.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ж. В. Грачева СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2017 1
Стр.1
Содержание Пояснительная записка ......................................................................................... 5 §1. Предложение как синтаксическая единица. Общая характеристика .......................................................................................... 6 §2. Сложное предложение и его признаки ......................................................... 7 2.1. Простое и сложное предложение: общее и различия. Понятие «сложное предложение» ....................................................................... 7 2.2. Основные подходы к изучению сложных предложений. Историческая справка ........................................................................................... 7 2.3. Классификация сложных предложений в современной русистике ..................................................................................... 8 2.4. Союзные сложные предложения. К вопросу о разграничении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений ............................... 9 2.5. Переходные случаи между сочинением и подчинением ................... 10 2.6. Средства выражения синтаксических отношений между частями СП .............................................................................................. 11 2.6.1. Различение союзов и союзных слов .......................................... 11 2.6.2. Материалы для анализа союзов и союзных слов ..................... 12 §3. Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения, выражаемые с помощью сочинительных союзов ....................................................................................... 13 3.1. Понятие сложносочиненного предложения ....................................... 13 3.2. Группы сочинительных союзов ........................................................... 13 3.3. Современная научная квалификация союзов и типичные отношения, ими выражаемые ....................................................... 14 3.4. Семантическое осложнение отношений, выражаемых с помощью традиционных союзов .................................................................... 16 3.5. Сложносочиненные предложения как открытые и закрытые структуры ........................................................................................ 17 3.6. Сложносочиненные предложения как гибкие и негибкие структуры ......................................................................................... 18 3.7. Последовательность синтаксического разбора сложносочиненного предложения ..................................................................... 18 §4. Сложноподчиненное предложение. Классификация СПП по типам придаточного ....................................................................................... 20 4.1. Понятие сложноподчиненного предложения ..................................... 20 4.2. Придаточные определительные предложения ................................... 20 4.3. Придаточные изъяснительные предложения ...................................... 21 4.4. Придаточные обстоятельственные предложения .............................. 21 4.5. Придаточные присоединительные предложения ............................... 22 3
Стр.3
§1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Предложение – основная единица синтаксиса, утверждающая или отрицающая константную идею бытия и представляющая собой главное средство выражения мысли. Классификация высказывания: 1) по целевому назначению: повествов а тельн ы е : Человек есть тайна (Ф. Достоевский); вопросительные : Человек есть тайна?; побудительные : Дерзай; 2) по эмоциональной окраске: восклицательные / невос - клицательные : Как радостно на душе!; 3) по полноте / неполноте вербального выражения смысла: пол - ное / неполное : Татьяна в лес; медведь за нею (А. Пушкин). Ср.: Татьяна (побежала) в лес, медведь (устремился) за нею; 4) по актуальному членению: Кто пишет письмо? Коля пишет письмо (тема – данное, известное; рема – новое). Классификация предложения: 1) по способу фиксации действительности с точки зрения бытия / небытия: утвердительны е и отрицательные : Я дома. Дома никого нет; 2) с точки зрения членимости / нечленимости: члени м ые / не - члени м ые : – Ты пойдешь в школу? – Еще бы! 3) по количеству предикативных основ: простые : Осень наступила (одна основа); и слож ные : Осень наступила, птицы улетели (две предикативные основы); 4) по характеру и количеству главных членов в простом: односо - ставные : Вечереет; двусостав н ые : Белеет парус одинокий (М. Лермонтов); 5) по наличию / отсутствию второстепенных членов: распро - страненные : Снег идет, густой, густой (Б. Пастернак) / нераспро - страненные : Снег идет; 6) по наличию / отсутствию осложняющих элементов: неосло ж - ненные : Утро теплое; осложненные : Не шуми ты, рожь, спелым колосом (А. Кольцов); 7) по характеру структурной схемы (структурная схема – формальный образец, по которому строится предложение); например: Начались занятия. Пошел дождь – предложения построены по глагольно-именному образцу; Ночь. Зима – по собственно-именному образцу. 6
Стр.6
§2. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ПРИЗНАКИ 2.1. Простое и сложное предложение: общее и различия. Понятие «сложное предложение» Основная единица синтаксиса – предложение, которое может быть простым и сложным. Простые предложения способны объединяться в объемные многоуровневые структурные образования – сложные предложения. Сложное предложение (СП) – предложение, состоящее из двух и более предикативных частей (предикативность – это, согласно В. В. Виноградову, отнесенность содержания предложения к действительности): Гений – это негр, который во сне видит снег (В. Набоков) (два предикативных центра); Если любишь, так женись, а не любишь – отвяжись (посл.) (четыре предикативных центра); Всякая любовь требует уединенья, прикрытия, приюта, а у них приюта не было (В. Набоков) (два предикативных центра); Любовь не милостыня: её каждому не подашь (посл.) (два предикативных центра). Грамматическая природа сложного предложения определяется двумя основными признаками: 1) сложные предложения состоят из частей, которые построены по схемам простых предложений, имеющих свой грамматический центр; 2) сложные предложения состоят из простых, но при этом не являются единицами, сводимыми к простому предложению, так как их части сочетаются не механически, а образуют некоторое структурно-семантическое единство, отличающееся по своим признакам от простого предложения. Ср.: Девушка прочитала письмо. Оно было написано по-французски. – Девушка прочитала письмо, хотя оно было написано по-французски. 2.2. Основные подходы к изучению сложных предложений. Историческая справка Двойственность сложного предложения породила разные подходы к нему: 1) согласно первому – акцент ставился на соотнесенности частей сложных предложений с простыми (такой подход восходил к учению А. М. Пешковского и А. А. Шахматова. А. М. Пешковский в связи с этим предлагал заменить термин «сложное предложение» на дефиницию «сложное целое»); 2) вторая традиция ставила акцент на отличительных чертах простого и сложного предложений: указывалось, что сложное предложение обладает структурной целостностью и качественным своеобразием (эта традиция восходила к трудам В. А. Богородицкого и Н. С. Поспелова). Эти подходы сыграли свою роль в развитии учения о сложном предложении. Современная лингвистика исходит из того, что сложное предло7
Стр.7
жение возникло из простых, но в одних случаях оно сохраняет свои части в относительно неизменном виде, соединяя их лишь композиционно; в других видоизменяет их, оформляя как единое целое, отличное от механической суммы простых. Таким образом, современная лингвистика в равной степени учитывает и целостность предложения, и его составной характер. 2.3. Классификация сложных предложений в современной русистике Сложные предложения принято делить на две большие группы: – союз ные : Кто не ревнует, тот не любит (посл.); Красота приглядится, а ум всегда пригодится (посл.); Сам он чувствовал, как с каждым днем все скудеет жизнь (В. Набоков); – бессо юзные : Любовь что стекло: разобьётся – не срастётся (посл.); Очи на очи глядят, очи речи говорят (посл.). Союзные сложные предложения, в свою очередь, подразделяют на подгруппы: – сложносочиненные : Глубок океан, но сердце человека глубже (посл.); Теперь цвели каштаны, а тогда стояла осень (В. Набоков); Весной ей как будто сделалось хуже, и после консилиума ее перевезли в госпиталь (В. Набоков); – сложноподчиненные : Для тех, кто любит, и в декабре весна (посл.); Если ты хочешь выйти замуж за умного, красивого и богатого, придется выходить замуж три раза (посл.); Когда я думаю о моей любви к кому-либо, у меня привычка проводить радиусы от этой любви, от нежного ядра личного чувства к чудовищно ускользающим точкам вселенной (В. Набоков). Заметим также, что существуют предложения с разными ви - дами связи , состоящие не менее чем из трё х простых пред - л ожений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью: В той особенной России, которая невидимо нас окружает, живит и держит нас, пропитывает душу, окрашивает сны, – нет ни одного закона, кроме закона любви к ней, и нет власти, кроме нашей собственной совести (В. Набоков); Невероятными, ничтожными казались эти ночные невзгоды в те восхитительные утра, когда не только ночь, но и зима проваливалась в мокрую синь Невы, и веяло в лицо лирической шероховатой весной северной палеарктики, и можно было с полушубка на бобровом меху перейти на синее пальто с якорьками на медных пуговицах (В. Набоков). В зависимости от количества частей сложные предложения делятся на подгруппы: – двучастные : Да, он умрет молодым, его смерть будет неизбежна и очень трогательна (В. Набоков); Евангелие она любила какой-то вдохновенной любовью, но в опоре догмы никак не нуждалась; страшная 8
Стр.8
беззащитность души в вечности и отсутствие там своего угла просто не интересовали ее (В. Набоков); Смерть отца явилась ему как вешка, по которой он мог определить пройденный путь (В. Набоков); Простое человеческое горе так наполнило мою жизнь, что для других чувств места больше не было (В. Набоков); – многокомпонентные : У ног наших валялся ржавый ключ, и на стене полуразрушенного дома, к которой площадка примыкала, остались висеть концы какой-то проволоки… я подумал о том, что некогда тут была жизнь, семья вкушала по вечерам прохладу, неумелые дети при свете лампы раскрашивали картинки (В. Набоков); Между тем у него оставалось как раз достаточно средств, чтобы выехать, а продлись эта канитель еще неделю, деньги уйдут на жизнь, и тогда до Парижа не доберешься (В. Набоков). 2.4. Союзные сложные предложения. К вопросу о разграничении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений Союзные сложные предложения – это предложения, части которых соединены союзами и / или союзными словами. Они могут быть слож - носочиненными и сложноподчиненными. Важная задача синтаксической науки – выявление признаков, отличающих сложносочиненное предложение от сложноподчиненного. К таким признакам традиционно относят следующие: 1) при подчинении союз находится в зависимой части сложного предложения и составляет его органическую формальную принадлежность, а при сочинении союзы стоят между частями, не сливаясь ни с одной из них (и, а, но), либо при каждой из соотносящихся частей (то... то...; не то… не то…); 2) зависимая часть сложноподчиненного предложения, в которой находится подчинительный союз, может стоять перед главной частью, после главной части или быть включенной в середину главной; части сложносочиненного предложения никогда не могут быть «вдвинуты» одна в другую, так как показатель отношений не сливается ни с одной из них. При этом сочинительные отношения в сложном предложении выделялись по аналогии с простым предложением. Однако эта аналогия оказывается неполной. В простом предложении элементы, соединенные сочинительной связью, соотносятся с каким-либо третьим членом. В сложном предложении такой третий член отсутствует: Он играл тихо и медленно (оба однородных члена зависят от третьего); Он играл, и музыка лилась лунным светом (части ССП не соотносятся с третьим компонентом). Кроме того, простые предложения, соединенные сочинительной связью (в отличие от членов простого предложения), не всегда находятся в от9
Стр.9
ношениях равноправия. Например: Он опоздал, и поэтому мы тоже опоздали в театр (на соединительные отношения накладываются отношения следствия). Более того, «затемненность» отношений в сложном предложении может выражаться с помощью наложения подчинительных и сочинительных союзов: Хотя погода была хорошая, но мы не поехали в лес. Помимо этого, следует помнить, что в ХIХ в. бессоюзные сложные предложения не выделялись в самостоятельный класс. Они рассматривались в рамках сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, и считалось, что бессоюзные предложения выражают и сочинительные, и подчинительные отношения. Приведем соответствующие примеры: Печален я: со мною друга нет (А. Пушкин) (такого рода предложение могло быть уподоблено сложноподчиненному); Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (А. Пушкин) (подобные предложения соотносились со сложносочиненными). В современной русистике все больше сторонников обретает идея различения сочинения и подчинения в зависимости от способов организации передаваемой информации. Подчинение предполагает включение информации, передаваемой придаточным, в главное предложение: Мы знали, что дождь скоро закончится; или, наоборот, информации главного – в придаточное: Дождь перестал, что всех нас обрадовало. Такой способ организации информации делает сложноподчиненное предложение «неразъемным» (кроме случаев автономного употребления придаточных: Если бы я знал!). Сочинение предполагает простое соположение двух и более информационных блоков, которые представляются одноранговыми. Поэтому части их могут употребляться автономно: Осень наступила, и птицы улетели. Исключение – сложносочиненные предложения с повторяющимися союзами: Или он меня сломает, или я его одолею. 2.5. Переходные случаи между сочинением и подчинением Некоторые случаи могут быть квалифицированы как переходные между сочинением и подчинением. К ним относятся: 1) предложения с фразеологическими элементами (не успел… как; достаточно… как; только… как): Стоило ей появиться, как (=и) все замолкали; 2) предложения с двойными союзами типа пускай… но; как ни… но (однако) и другие, в которых первая часть включает подчинительный союз, вторая – сочинительный: Как он ни старался, но она его не слышала; 3) предложения с союзами то есть, а именно: Раз она попросила меня этого не делать – то есть с вызовом остановила меня взглядом. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически