ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1479)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Вероника Маанди (редактор выпуска), Евгений Руднев (выпускающий редактор),
Елена Шишмакова (редактор), Алексей Шуриков (консультант)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайтах www.narodnoe.org
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹2’2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
И.А. Колесникова
Уроки в зеркале самоизоляции
7
Результаты анализа содержания школьных уроков, предлагаемых образовательными
платформами в условиях самоизоляции. Содержание дистанционных
занятий; заложенные в них смыслы и ценности, специфика
сетевой подачи материала. Внимание педагогической общественности и
родителей к рискам распространения в системе дистанционного обучения
содержания образования, не адекватного вызовам времени.
Д.Г. Левитес
Педагогика здравого смысла
20
Основные положения концепции «Педагогика здравого смысла»,
которая в условиях системного кризиса школьного образования
в России может стать методологическим ориентиром для проектирования
и организации образовательного процесса в школе.
А.Б. Вифлеемский
Концессия какократов
33
Какократия — дурное управление (от греч. kakos — дурной
и kratein — править). Новое поколение управленцев в России.
Термины, помогающие придать «инновационность» привычным
вещам и «освоить» средства бюджета.
Е.А. Ямбург
Казусы эпохи пандемии
В ч¸м плюсы и минусы
дистанционного обучения
Д.Е. Шевелёва
Законодательный статус
и нормативно-правовое
обеспечение инклюзивного
образования в России
и за рубежом
(сопоставительный анализ)
41
Экстремальные условия пандемии и «длинная дистанция». Педагоги, родители
и дети в условиях вызовов реальности. Готовность всех участников
к видеоконференциям. Необычные форматы как путёвка в жизнь.
44
Инклюзивное образование с точки зрения законодательства и нормативно-правовых
актов, регулирующих интеграцию детей с ОВЗ в массовую
школу. Анализ официальных документов России и других стран
по внедрению совместного обучения и организационно-педагогическим
условиям для массовой школы инклюзивного типа. Сопоставление российской
и зарубежной законодательных сфер, общие содержательные
черты в официальных документах различных государств, разъясняющие
прикладные подходы в инклюзивном образовании.
И.И. Фришман
Тенденции и перспективы
развития системы
каникулярного времени
2
Педагогика каникул
51
Проблема развития системы отдыха и оздоровления детей. Осмысление
понятия «каникулярное время». Тенденции и перспективы организации
отдыха детей в контексте развития образовательного пространства и
с учётом социальных перемен, происходящих в государстве и общности.
Народное образование 2’2020
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Гений советской педагогики
13 марта исполнилось132 года
со дня рождения классика
отечественной и мировой педагогики
Антона Cем¸новича Макаренко
56
Очерк о развитии макаренковской педагогики в советском обществе.
Ритуальное уважение идей Макаренко в юбилейные годы и печальные
последствия забвения для школьного и семейного воспитания.
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А.М. Пищик
63
Цивилизационное измерение
сферы педагогики
Ю.Н. Кузнецов,
А.А. Остапенко
Педагогическая система
как частный случай
функциональных систем
Попытка переноса теории П.К. Анохина
в педагогическую реальность
К.А. Баранников,
С.М. Лесин
Методология анализа больших
данных в образовании
Системно-методологический подход,
основанный на анализе образовательных
данных, поиска стратегии принятия
управленческих и организационнопедагогических
решений в образовании
Е.Б. Куркин
Стандарт
как инструмент
трансформации
общего образования
Изменения содержания некоторых ключевых факторов эволюции сферы
педагогической деятельности при переходе от аграрной к индустриальной
и далее к постиндустриальной цивилизации. Методологическая матрица для
выявления длинных волн парадигмальных изменений в сфере педагогики.
71
Общая архитектура функциональной системы как логической модели педагогического
действия (фрагмента целостного педагогического процесса).
Подтверждение закономерностей деятельности функциональных систем
в педагогике, описанных П.К. Анохиным. Обоснование педагогической
системы как частного случая функциональных систем и базирование её
теоретико-методологической основы на положениях концепции общей
теории функциональных систем.
81
Реализация системно-методологического подхода, основанного на анализе
образовательных данных (Educational Data Mining) и методов интеллектуального
анализа данных, применяемых при анализе и обработке, производимой
образовательными организациями информации. Применение
анализа образовательных данных для систем управления обучением
и способов систематизации образовательных данных.
91
Стандарт образования или образовательные стандарты как одна из
трудноразрешимых проблем современного образования. Связанная идеологиями
система, устойчивое к изменениям и консервативное образование
— суть затяжного кризиса. Стандарт второго поколения и попытка
подхода с помощью новых требований провести частичные изменения
в содержании образования. Половинчатые перемены. Сохранение старого
и перегрузки. Новый вариант стандарта как инструмент трнсформации
образования и его постоянного развития.
К.Е. Сумнительный
Почему не устарел метод
Монтессори?
100
Педагогическая система М. Монтессори, пережившая своего автора почти
на 100 лет: не аргументы исследователей, подтверждающие эффективность
системы в современных условиях, а особенности и концептуальные основания,
которые позволяют методу научной педагогики оставаться современным
и востребованным.
3
Народное образование 2’2020
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
З.А. Абасов
Кто прид¸т работать в школу?
111
Возрастающие по объёму и сложности задачи, стоящие перед
обновляющейся школой и потребность в педагогах, восприимчивых
к новому, способных использовать новые технологии и модели обучения
и воспитания. Осложнение решения задач старением педагогических
кадров, являющегося следствием слабого притока в школу молодых
учителей.
С.Е. Тихонов
Творческий потенциал педагога
и педагогический марафон
как способ повышения
квалификации учителя
124
Характеристика состояния части российского учительского корпуса
в контексте ситуации современного образования и возникающие вследствие
этого проблемы. Необходимость развития творческого потенциала
учителя в сложившихся условиях. На примере ЯНАО описание многолетнего
опыта, механизма проведения и пути совершенствования педагогического
марафона, а также рассмотрение его возможностей как одного
из действенных способов повышения квалификации педагогов.
Н.И. Бобылева,
О.В. Пополитова
Конкурсное движение для
управленческих команд:
проблемы отбора содержания
132
Муниципальная команда как перспективный целостный объект научнометодического
сопровождения, потенциальный участник профессиональных
конкурсов. Сложность отбора содержания конкурсных заданий
на принятие нестандартных решений в сжатые сроки и ситуации
неопределённости, креативное мышление, умение работать в команде.
Принципы отбора содержания, выделение рисков, примеры наиболее
удачных заданий.
А.В. Хуторской
Семь ошибок управления
дистанционным
образованием
А.Б. Вифлеемский
От дистанционного
обучения к виртуальному
летнему отдыху?
141
Ключевые ошибки при организации дистанционного обучения в стране:
системные, педагогические, дидактические, юридические, политические,
иные. Проектная форма обучения «на удалёнке».
145
Меры по предотвращению распространения вируса COVID-19
в России и повсеместное использование дистанционной формы обучения.
Юридическая корректность. Возможные перспективы и последствия
«виртуального отдыха» детей в летний период. Выводы об обострении
ключевых проблем образования и организации летнего отдыха школьников
под влиянием мер, связанных с противодействием пандемии.
Г.Л. Пономарёва,
А.П. Тимощенко
Антитеррористическая
безопасность лагерей
Педагогика каникул
159
Работа летнего детского оздоровительного лагеря (ДОЛ), требующая
оформления множества документов, их увеличение и усложнение
требований. Трудности выполнения в связи с постоянными изменениями
в законодательстве и многочисленных подзаконных актах. Требования
к антитеррористической защищённости летних лагерей.
4
Народное образование 2’2020
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
А.А. Модекин,
Е.Н. Прокофьева
Критерии наблюдения
за развитием самостоятельности
и пути самоорганизации
в начальной Монтессори-школе
165
Длительные наблюдения за деятельностью учащихся. Критерии, позволяющие
отслеживать уровень развития самостоятельности. Четыре основных
компонента самостоятельности: эмоциональный, когнитивный (познавательный),
волевой и мотивационный. Четыре уровня, показывающие
различную степень проявлений заданного критерия. Описание критериев
и их применения на практике.
И.Д. Демакова,
М.Е. Ушакова,
А.В. Шипова
Корчаковская педагогика
в концепции лагеря
«Íàø äîì»
А.С. Прутченков,
С.А. Прутченкова
Конструктор социальных
проектов в летнем лагере
И.Г. Доценко,
О.В. Аликина
Организационный дизайн
смены в детском лагере
Педагогика каникул
173
Педагогические идеи и модели воспитания Януша Корчака в практической
деятельности современного педагога. Использование педагогических
идей Корчака в практике воспитания детей и подростков в изменяющихся
условиях современного социокультурного и образовательного
пространства. Опыт реализации корчаковской педагогики в Международном
интеграционном корчаковском лагере «Наш дом» в России.
180
Алгоритм использования технологии «Конструктор социальных
проектов», позволяющей проектным группам школьников в условиях
летнего лагеря самостоятельно разработать социальный проект.
187
Технологическое обеспечение индивидуализации образовательного отдыха
детей организационным дизайном смены и определяемым полем взаимодействия
для установки интеллектуальных контактов детей со сходными
и различными интересами, кураторская работа над становлением и развитием
детского общества. Пример детского лагеря «Гагаринский» Свердловской
области, где ведётся поиск педагогических условий эффективности
организационного дизайна.
А.Н. Камнев,
С.А. Макарова
Полезные при¸мы
оздоровления в летнем лагере
Использование элементов
здоровьесберегающих технологий
в летнем оздоровительном лагере
как важный аспект развития
субъектности, экологического
воспитания и оздоровления
подрастающего поколения
195
Экологическое воспитание и оздоровление подрастающего поколения.
Формирование у детей, а при возможности и их родителей, ответственности
за свое здоровье. Основные проблемы социализации, снижения уровня
успеваемости и физических возможностей у современных детей, связанные
с незначительными, а порой даже незаметными для родителей,
нарушениями психических, физических, мыслительных и адаптивных
функций. Теоретическое обоснование причин данных нарушений и возможностей
их преодоления с использованием определенных упражнений.
Примеры новых коррекционно-развивающих технологий, которые можно
и нужно использовать во всех современных лагерях.
5
Народное образование 2’2020
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
Первый во âñ¸ì 207
М.М. Поташник
Исчерпаемый ресурс
В.А. Снатенков
В Ленинграде
Рассказ
Памяти Евгения Борисовича Куркина.
210
История бывшего директора сельской школы из Нижегородской
области. Опыт восполнения исчерпанного ресурса. Источники и условия
восстановления педагогического оптимизма.
220
Жизнь педагога, переполненного работой, и деятельность, переплетённая
с биографией. То, что происходит у всех неравнодушных людей, для
которых работа не только заработок.
Убедительно просим вас обращать внимание на сроки подписания журнала в печать.
Если журнал приходит к вам со значительным опозданием, просим сообщать об этом
в местное почтовое отделение, в редакцию и в агентство «Роспечать» по адресу:
123995, ГСП-5 Москва, просп. Маршала Жукова, д. 4. Тел. (495) 101-25-39.
Уважаемые коллеги!
Редакция не вступает в переписку с авторами по поводу содержания статей и рецензий. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Подписано в печать 30.05.2020. Формат 84×108 1/16. Тираж 3500 экз.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 12. Усл.-печ. л. 20,16. Заказ №
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00.
АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Отпечатано в ООО Типография «Миттель Пресс».
Москва, ул. Руставели, д. 14, стр. 6.
Тел./факс +7 (495) 619-08-30, 647-01-89.
E-mail: mittelpress@mail.ru
Стр.7