Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Народное образование

Народное образование №2 2020 (450,00 руб.)

0   0
Страниц241
ID694409
АннотацияРоссийский общественно-педагогический журнал Народное образование - это издание энциклопедического типа. Журнал выпускается с 1803 года, то есть уже более двух веков! В нем освещаются важные события в сфере образования, нормативные акты, практический опыт специалистов, методологические основы, этические и психологические аспекты педагогической деятельности, проблемы воспитания и многое другое. Тематические номера посвящены трудовому воспитанию, образовательным технологиям, этическим, правовым проблемам. Материалы восьмого номера, выходящего к началу учебного года, полезны для подготовки учебного процесса, проведению педсоветов. Третий номер посвящен летним каникулам, отдыху, оздоровлению и воспитанию детей и молодежи. Каждый номер - это целая книга сведений, полезных для педагогов, администраторов, методистов и других профессионалов сферы образования. Научно-методический журнал «Народное образование» 22 декабря 2017 года решением Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России включен в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по группе научных специальностей 13.00.00 – педагогические науки
Народное образование .— : Издательский дом "Народное образование" .— 2020 .— №2 .— 241 с. — URL: https://rucont.ru/efd/694409 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Народное_образование_№2_2020.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Народное_образование_№2_2020.pdf
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1479) Журнал основан имп. Александром I в 1803 году НА РОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г. Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования, Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”» Редакционная коллегия (экспертный совет): Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование» Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук Âëàèèð Беспалько, академик РАО Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России» Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ Валерия Ìóõèà, академик РАО Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук Марк Ïîòàøèê, академик РАО Åâãåèé ßáóðã, академик РАО Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук Редакция: Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь), Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор), Вероника Маанди (редактор выпуска), Евгений Руднев (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (редактор), Алексей Шуриков (консультант) Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог), Людмила Асанова (корректор) Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru Журналы и книги издательства можно увидеть на сайтах www.narodnoe.org При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru) ¹2’2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И.А. Колесникова Уроки в зеркале самоизоляции 7 Результаты анализа содержания школьных уроков, предлагаемых образовательными платформами в условиях самоизоляции. Содержание дистанционных занятий; заложенные в них смыслы и ценности, специфика сетевой подачи материала. Внимание педагогической общественности и родителей к рискам распространения в системе дистанционного обучения содержания образования, не адекватного вызовам времени. Д.Г. Левитес Педагогика здравого смысла 20 Основные положения концепции «Педагогика здравого смысла», которая в условиях системного кризиса школьного образования в России может стать методологическим ориентиром для проектирования и организации образовательного процесса в школе. А.Б. Вифлеемский Концессия какократов 33 Какократия — дурное управление (от греч. kakos — дурной и kratein — править). Новое поколение управленцев в России. Термины, помогающие придать «инновационность» привычным вещам и «освоить» средства бюджета. Е.А. Ямбург Казусы эпохи пандемии В ч¸м плюсы и минусы дистанционного обучения Д.Е. Шевелёва Законодательный статус и нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в России и за рубежом (сопоставительный анализ) 41 Экстремальные условия пандемии и «длинная дистанция». Педагоги, родители и дети в условиях вызовов реальности. Готовность всех участников к видеоконференциям. Необычные форматы как путёвка в жизнь. 44 Инклюзивное образование с точки зрения законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих интеграцию детей с ОВЗ в массовую школу. Анализ официальных документов России и других стран по внедрению совместного обучения и организационно-педагогическим условиям для массовой школы инклюзивного типа. Сопоставление российской и зарубежной законодательных сфер, общие содержательные черты в официальных документах различных государств, разъясняющие прикладные подходы в инклюзивном образовании. И.И. Фришман Тенденции и перспективы развития системы каникулярного времени 2 Педагогика каникул 51 Проблема развития системы отдыха и оздоровления детей. Осмысление понятия «каникулярное время». Тенденции и перспективы организации отдыха детей в контексте развития образовательного пространства и с учётом социальных перемен, происходящих в государстве и общности. Народное образование 2’2020
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Гений советской педагогики 13 марта исполнилось132 года со дня рождения классика отечественной и мировой педагогики Антона Cем¸новича Макаренко 56 Очерк о развитии макаренковской педагогики в советском обществе. Ритуальное уважение идей Макаренко в юбилейные годы и печальные последствия забвения для школьного и семейного воспитания. МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ А.М. Пищик 63 Цивилизационное измерение сферы педагогики Ю.Н. Кузнецов, А.А. Остапенко Педагогическая система как частный случай функциональных систем Попытка переноса теории П.К. Анохина в педагогическую реальность К.А. Баранников, С.М. Лесин Методология анализа больших данных в образовании Системно-методологический подход, основанный на анализе образовательных данных, поиска стратегии принятия управленческих и организационнопедагогических решений в образовании Е.Б. Куркин Стандарт как инструмент трансформации общего образования Изменения содержания некоторых ключевых факторов эволюции сферы педагогической деятельности при переходе от аграрной к индустриальной и далее к постиндустриальной цивилизации. Методологическая матрица для выявления длинных волн парадигмальных изменений в сфере педагогики. 71 Общая архитектура функциональной системы как логической модели педагогического действия (фрагмента целостного педагогического процесса). Подтверждение закономерностей деятельности функциональных систем в педагогике, описанных П.К. Анохиным. Обоснование педагогической системы как частного случая функциональных систем и базирование её теоретико-методологической основы на положениях концепции общей теории функциональных систем. 81 Реализация системно-методологического подхода, основанного на анализе образовательных данных (Educational Data Mining) и методов интеллектуального анализа данных, применяемых при анализе и обработке, производимой образовательными организациями информации. Применение анализа образовательных данных для систем управления обучением и способов систематизации образовательных данных. 91 Стандарт образования или образовательные стандарты как одна из трудноразрешимых проблем современного образования. Связанная идеологиями система, устойчивое к изменениям и консервативное образование — суть затяжного кризиса. Стандарт второго поколения и попытка подхода с помощью новых требований провести частичные изменения в содержании образования. Половинчатые перемены. Сохранение старого и перегрузки. Новый вариант стандарта как инструмент трнсформации образования и его постоянного развития. К.Е. Сумнительный Почему не устарел метод Монтессори? 100 Педагогическая система М. Монтессори, пережившая своего автора почти на 100 лет: не аргументы исследователей, подтверждающие эффективность системы в современных условиях, а особенности и концептуальные основания, которые позволяют методу научной педагогики оставаться современным и востребованным. 3 Народное образование 2’2020
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ З.А. Абасов Кто прид¸т работать в школу? 111 Возрастающие по объёму и сложности задачи, стоящие перед обновляющейся школой и потребность в педагогах, восприимчивых к новому, способных использовать новые технологии и модели обучения и воспитания. Осложнение решения задач старением педагогических кадров, являющегося следствием слабого притока в школу молодых учителей. С.Е. Тихонов Творческий потенциал педагога и педагогический марафон как способ повышения квалификации учителя 124 Характеристика состояния части российского учительского корпуса в контексте ситуации современного образования и возникающие вследствие этого проблемы. Необходимость развития творческого потенциала учителя в сложившихся условиях. На примере ЯНАО описание многолетнего опыта, механизма проведения и пути совершенствования педагогического марафона, а также рассмотрение его возможностей как одного из действенных способов повышения квалификации педагогов. Н.И. Бобылева, О.В. Пополитова Конкурсное движение для управленческих команд: проблемы отбора содержания 132 Муниципальная команда как перспективный целостный объект научнометодического сопровождения, потенциальный участник профессиональных конкурсов. Сложность отбора содержания конкурсных заданий на принятие нестандартных решений в сжатые сроки и ситуации неопределённости, креативное мышление, умение работать в команде. Принципы отбора содержания, выделение рисков, примеры наиболее удачных заданий. А.В. Хуторской Семь ошибок управления дистанционным образованием А.Б. Вифлеемский От дистанционного обучения к виртуальному летнему отдыху? 141 Ключевые ошибки при организации дистанционного обучения в стране: системные, педагогические, дидактические, юридические, политические, иные. Проектная форма обучения «на удалёнке». 145 Меры по предотвращению распространения вируса COVID-19 в России и повсеместное использование дистанционной формы обучения. Юридическая корректность. Возможные перспективы и последствия «виртуального отдыха» детей в летний период. Выводы об обострении ключевых проблем образования и организации летнего отдыха школьников под влиянием мер, связанных с противодействием пандемии. Г.Л. Пономарёва, А.П. Тимощенко Антитеррористическая безопасность лагерей Педагогика каникул 159 Работа летнего детского оздоровительного лагеря (ДОЛ), требующая оформления множества документов, их увеличение и усложнение требований. Трудности выполнения в связи с постоянными изменениями в законодательстве и многочисленных подзаконных актах. Требования к антитеррористической защищённости летних лагерей. 4 Народное образование 2’2020
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ А.А. Модекин, Е.Н. Прокофьева Критерии наблюдения за развитием самостоятельности и пути самоорганизации в начальной Монтессори-школе 165 Длительные наблюдения за деятельностью учащихся. Критерии, позволяющие отслеживать уровень развития самостоятельности. Четыре основных компонента самостоятельности: эмоциональный, когнитивный (познавательный), волевой и мотивационный. Четыре уровня, показывающие различную степень проявлений заданного критерия. Описание критериев и их применения на практике. И.Д. Демакова, М.Е. Ушакова, А.В. Шипова Корчаковская педагогика в концепции лагеря «Íàø äîì» А.С. Прутченков, С.А. Прутченкова Конструктор социальных проектов в летнем лагере И.Г. Доценко, О.В. Аликина Организационный дизайн смены в детском лагере Педагогика каникул 173 Педагогические идеи и модели воспитания Януша Корчака в практической деятельности современного педагога. Использование педагогических идей Корчака в практике воспитания детей и подростков в изменяющихся условиях современного социокультурного и образовательного пространства. Опыт реализации корчаковской педагогики в Международном интеграционном корчаковском лагере «Наш дом» в России. 180 Алгоритм использования технологии «Конструктор социальных проектов», позволяющей проектным группам школьников в условиях летнего лагеря самостоятельно разработать социальный проект. 187 Технологическое обеспечение индивидуализации образовательного отдыха детей организационным дизайном смены и определяемым полем взаимодействия для установки интеллектуальных контактов детей со сходными и различными интересами, кураторская работа над становлением и развитием детского общества. Пример детского лагеря «Гагаринский» Свердловской области, где ведётся поиск педагогических условий эффективности организационного дизайна. А.Н. Камнев, С.А. Макарова Полезные при¸мы оздоровления в летнем лагере Использование элементов здоровьесберегающих технологий в летнем оздоровительном лагере как важный аспект развития субъектности, экологического воспитания и оздоровления подрастающего поколения 195 Экологическое воспитание и оздоровление подрастающего поколения. Формирование у детей, а при возможности и их родителей, ответственности за свое здоровье. Основные проблемы социализации, снижения уровня успеваемости и физических возможностей у современных детей, связанные с незначительными, а порой даже незаметными для родителей, нарушениями психических, физических, мыслительных и адаптивных функций. Теоретическое обоснование причин данных нарушений и возможностей их преодоления с использованием определенных упражнений. Примеры новых коррекционно-развивающих технологий, которые можно и нужно использовать во всех современных лагерях. 5 Народное образование 2’2020
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ Первый во âñ¸ì 207 М.М. Поташник Исчерпаемый ресурс В.А. Снатенков В Ленинграде Рассказ Памяти Евгения Борисовича Куркина. 210 История бывшего директора сельской школы из Нижегородской области. Опыт восполнения исчерпанного ресурса. Источники и условия восстановления педагогического оптимизма. 220 Жизнь педагога, переполненного работой, и деятельность, переплетённая с биографией. То, что происходит у всех неравнодушных людей, для которых работа не только заработок. Убедительно просим вас обращать внимание на сроки подписания журнала в печать. Если журнал приходит к вам со значительным опозданием, просим сообщать об этом в местное почтовое отделение, в редакцию и в агентство «Роспечать» по адресу: 123995, ГСП-5 Москва, просп. Маршала Жукова, д. 4. Тел. (495) 101-25-39. Уважаемые коллеги! Редакция не вступает в переписку с авторами по поводу содержания статей и рецензий. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы. Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель. Подписано в печать 30.05.2020. Формат 84×108 1/16. Тираж 3500 экз. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 12. Усл.-печ. л. 20,16. Заказ № 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00. АНО «Издательский дом “Народное образование”» Отпечатано в ООО Типография «Миттель Пресс». Москва, ул. Руставели, д. 14, стр. 6. Тел./факс +7 (495) 619-08-30, 647-01-89. E-mail: mittelpress@mail.ru
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.