ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1476)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайтах:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹5’2019
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В.Р. Имакаев
Стандартизация
общего образования
тормозит его развитие
7
Проблемы стандартизации общего образования. Единое учебно-тематическое
планирование в школьной практике. Замена содержания образования
кодификатором ЕГЭ. Стандартизация темпов и результатов по годам
обучения. Блокировка методической работы. Эксперименты, инновации,
направленные на индивидуализацию образования. Последствия образования,
одинакового для всех.
Д.Г. Левитес
Чему может научить
школа в ХХI веке?
Т.В. Васкевич,
А.А. Остапенко
Адаптация национальных систем
высшего образования
к евроинтеграционным процессам
в зеркале глобальных академических
рейтингов
16
Изменения в России и мире. Изменения в характеристиках развития
школьника. Цели образования и подходы к проектированию
образовательного процесса. Направления модернизации отечественной
школы на протяжении 20 лет.
27
Проблема вхождения российских вузов в первую сотню ведущих мировых
университетов. Продолжающаяся евроинтеграция российских вузов
по правилам Болонского процесса. Анализ глобальных мировых рейтингов
(ARWU — академического рейтинга университетов мира (Academic
Ranking of World Universities), THE — рейтинга университетов мира
Таймс (The Times Higher Education World University Rankings), QS —
всемирного рейтинга университетов (QS World University Rankings).
Приспосабливание национальных систем высшего образования европейских
стран к интеграционным процессам по лекалам Болонской декларации
и утрата позиций большинства европейских вузов в этих рейтингах.
И.В. Олин
Доверие или семейное
обучение?
Е.А. Ямбург
Дожд¸тся ли Россия
новой оттепели
Чем тревожней вокруг, тем сильнее
стремление наполнить свою жизнь
ожиданием перемен к лучшему
49
Отток учащихся из общеобразовательных учреждений. Переход
на семейное образование. Причины перехода. ЕГЭ и школа формальных
показателей. Выхолащивание смысла педагогического труда.
56
Поэт — как герой и реальный человек. Поэт, которого знают в школе.
Весна и праздник.
2
Народное образование 5’2019
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ф.Ш. Терегулов
Социальный геном —
императив самоорганизации
человека и общества
К.Ю. Брешковская,
Н.С. Ежкова,
М.А. Кувырталова
Реализация идеи
Ë.Í. Толстого о школе —
педагогической лаборатории
Д.А. Иванов
Развитие
в профессиональной
деятельности учителя
Г.Л. Ильин
Аналогии как средство
педагогического научного
исследования
73
Трактовка понятия «развитие человека». Основные варианты
механизмов развития.
78
59
Последовательная картина усложнения внешне-внутреннего наследования.
Структурно-функциональные части становящегося социогенома.
Глубинная образовательная наука, объективная реальность и особенности
познания. Логика социальных преобразований. Концепция видения
роли образования как науки будущего.
67
Проблема создания и функционирования современных школ
с ориентацией на педагогические идеи Л.Н. Толстого. Школа как
педагогическая лаборатория. Специфика и содержательные понятия.
Аналогия как мышление и метод в педагогическом исследовании.
Коммуникации и метафоры. Аналогия в трудах классиков философии.
Прикладное значение аналогии в педагогике.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Поташник
87
Свет и во тьме светит
О депрессии учителей
С.В. Шубин,
И.С. Клейман
Как оценить
эффективность курсовой
подготовки педагогов?
На примере Пермского края
Учителя с разными психотипами, акцентами характера, мировосприятием,
настроением. Увеличение количества пессимистов. Переход пессимизма
в уныние, депрессию… Что делать педагогу и руководителям школ?
97
Организация исследований эффективности курсовой подготовки
в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Возможность разработки комплексной модели оценивания качества
курсовой подготовки. Различие между качеством программы и качеством
результатов повышения квалификации. Группы программ по изменению
деятельностной составляющей компетенций.
3
Народное образование 5’2019
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Г.П. Савиных
Контроль и оценка —
инструмент или функция?
105
Объективные трудности с реализацией компетенции по обеспечению
функционирования системы оценки качества образования. Редукция
школы как субъекта контрольно-оценочной деятельности в первое
десятилетие XXI века. Анализ функциональных нюансов оценки
и контроля и аргументы их непосредственной связи в процессе
управления качеством школьного образования.
А.Т. Гаспаришвили,
О.В. Крухмалева
Наставничество
как социальный феномен:
современные вызовы
и новые реалии
Е.В. Переславцева
Типология
педагога-воспитателя
109
Наставничество как социальный институт. Процесс вхождения в профессию,
совершенствование профессионального мастерства, формирование
и передача компетенций и навыков. Разработка мер поощрения и стимулирования
работы наставников, создание системы популяризации наставничества
с площадкой обмена опытом в этой сфере, платформой, поддерживающей
наставнические программы.
116
Стиль и поведение педагога-воспитателя. Каким должен быть педагог-воспитатель?
К чему стремиться? Какими качествами обладать? Что важнее
— инструкция, план и методичка, или суггестия и интуиция? Качества,
влияющие на формирование профессионального поведения. Типология
разных уровней профессионального развития педагогов-воспитателей.
Е.В. Переславцева,
В.А. Макаров,
Т.Н. Макарова
Оценивание профессионального
роста педагога-воспитателя
за рубежом
125
Зависимость профессионального становления и роста педагогов
воспитателей от выбранной модели управления образованием.
Зарубежные концепции, исследования и практики.
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
Н.Е. Щуркова
Конкурентоспособность, или
«Педагогика высокого пол¸та»?
С.Д. Поляков
Поражение, «возвращение»,
сценарии: отечественное
социальное воспитание
XXI века
Г.Ю. Беляев
Новые субъекты
социализации и школа:
партн¸ры или конкуренты?
4
131
Практическое внедрение в школьное образование идеи «Нового
воспитания». Значимые элементы педагогической технологии.
140
Анализ развития воспитания в отечественной школе. Ценностные
основания: тенденции и перспективы. Негативные явления в процессе
управления развитием воспитания. Школьная практика. Сценарии
развития воспитания.
155
Идеологический плюрализм. Неформальные объединения молодёжи.
Влияние неформальных объединений на социализацию школьников.
Характеристика неформальных объединений. Позиция школы.
Народное образование 5’2019
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
С.Э. Берестовицкая
Мировоззрение:
содействие формированию
или ж¸сткая оппозиция?
А.А. Остапенко
Сместить доминанту
на доброе и светлое
Горькая реплика о региональной
воспитательной политике
А.Ю. Губанова,
С.Н. Майорова-Щеглова
Когда уходит детство?
Границы и события
окончания детства
А.В. Ткаченко
Антон Макаренко и Г¸тц
Хиллиг: два имени, которые
невозможно разделить
164
Трудности и противоречия в воспитании мировоззрения юношества.
Вклад школы в формирование мировоззрения. Доверие к школе.
171
Антилозунги и неуничтожимость негативных социальных явлений.
Потребноcть в смещении акцентов на утверждение светлого и доброго
в воспитании.
173
Субъективная граница детства современного молодого поколения:
результаты исследования. Ситуация продления детства, его широта
и определяющие факторы.
185
Деятельность научно-исследовательской лаборатории Г. Хиллига.
Наследие немецкого учёного. Научные связи Восток-Запад.
МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
В.П. Лукьяненко
«Физическая культура»:
проблемы, противоречия,
парадоксы
187
Причины неудовлетворительного состояния преподавания «Физической
культуры» в школах России. Представления о сути и главном
предназначении физической культуры в системе общего образования.
Специфика учебного предмета «Физическая культура» в общем
образовании. Общедидактические позиции, сущность, предназначение,
направления модернизации.
О.Н. Богданова
Как подготовить к олимпиаде:
обучение педагогической
команды
198
Школьная педагогическая команда. Разработки индивидуальной
образовательной программы для одарённого школьника. Повышение
результативности участия во всероссийских предметных олимпиадах.
Структура индивидуальной образовательной программы, её содержание,
сущность разделов. Способ проектирования индивидуальной
образовательной программы в системе дополнительного образования.
Стр.6
о огут ополяться и изеяться по решеию реакции. Автор вправе преложить свой
форат публикации.
справки а кажого автора с указаие:
Ôàèëèÿ, èÿ и отчество автора (ïîëîñòüþ).
îëæîñòü.
Ó÷¸àÿ ñòåïåü, çâàèå.
Место работы или уч¸бы.
Электроая почта.
Òåëåôî.
Требования к материалам, представляемым в редакцию для публикации
Преставлеые иже требоваия к аучы статья являются общепризаыи,
Íàó÷óþ работу ñëåóåò аправлять à àðåñ: narob@yandex.ru с ïðèëîæåèå авторской
Общие требоваия к офорлеию аучой статьи.
Иициалы и фаилия автора.
Назваие статьи.
В ачале статьи а русско языке указываются:
Ноер по Уиверсальой есятичой классификации (УК).
Краткая àîòàöèÿ (300–500 ïå÷àòûõ çàêîâ).
Ключевые слова (в форате журала).
Статья олжа, как правило, соержать:
цель публикации;
ïðîáëåó;
èçâåñòûå åòîû ðåøåèÿ;
ïðåëàãàåûå ðåøåèÿ;
çàêëþ÷åèå;
алее в той же послеовательости ифорация привоится а аглийско языке.
краткое ввееие;
результаты апробации и их обсужеие;
âûâîû;
постраичые соски при цитироваии;
список используеых источиков а русско языке и а латиице, офорлеой
по ГОСТ Р 7.05-2008.
Убедительно просим вас обращать внимание на сроки подписания журнала в печать.
Если журнал приходит к вам со значительным опозданием, просим сообщать об этом
в местное почтовое отделение, в редакцию и в агентство «Роспечать» по адресу:
123995, ГСП-5 Москва, просп. Маршала Жукова, д. 4. Тел. (495) 101-25-39.
Уважаемые коллеги!
Редакция не вступает в переписку с авторами по поводу содержания статей и рецензий. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Подписано в печать 21.10.2019. Формат 84×108 1/16. Тираж 3500 экз.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 13. Усл.-печ. л. 21,84. Заказ №
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00.
АНО «Издательский дом «Народное образование»
Отпечатано в ООО Типография «Миттель Пресс».
Москва, ул. Руставели, д. 14, стр. 6.
Тел./факс +7 (495) 619-08-30, 647-01-89.
E-mail: mittelpress@mail.ru
Стр.7