Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Концепт

Концепт №12 2020 (249,00 руб.)

0   0
Страниц133
ID688238
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2020 .— №12 .— 133 с. — URL: https://rucont.ru/efd/688238 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№12_2020.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№12_2020.pdf
ART 201084 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2020, № 12 (декабрь) УДК 37.014.521 Специфика учебно-воспитательного процесса в Омском женском епархиальном училище в начале XX века Воробьева Наталия Владимировна1 Омский автобронетанковый инженерный институт, Омск, Россия nat.vorobiova@gmail.com Аннотация. Конфессиональное женское образование имеет ряд специфических особенностей: сословная замкнутость; строгое подчинение епархиальному архиерею, неразделимость учебного и воспитательного процессов. В отечественной историографии изучалась специфика женского образования в пореформенный период, связанная со сломом традиционной патриархальной модели понимания женского образования. В рамках исторической феминологии и гендерных исследований был поставлен вопрос о профессиональной самореализации воспитанниц епархиальных училищ. Цель исследования: во-первых, ввести в научный оборот сведения о деятельности Омского женского епархиального училища в 1906–1917 гг. Во-вторых, выявить специфику женского духовного образования в сибирской провинции. Источниками исследования послужили: делопроизводственные и иные материалы регионального характера, значительный объем которых представлен в фонде Омской духовной консистории, епархиальное периодическое издание «Омские епархиальные ведомости», где публиковались отчеты епархиального наблюдателя и ведомости епархиального училищного Совета. На основании отчетов епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в учебно-воспитательном отношении реконструируется учебнометодический процесс, преподавательский состав и состояние учебно-воспитательной работы. Омское женское епархиальное училище содержалось за счет взносов из епархиальной казны, доходов епархиального свечного завода и частных пожертвований. Учебно-воспитательный процесс был нацелен на получение образования, достаточного для преподавания в начальной школе. В отличие от тенденций к строгому регламентированию церковнопрактической реализации в женском образовании, отмечаемому исследователями на примере европейской части, воспитанницы Омского женского епархиального училища несли совсем «не женские» послушания в храме, как, например, возжжение лампад, подача аналоя, вынос свечей на входах и к Евангелию, что обычно является прерогативой алтарников-пономарей. Изменения в преподавательском составе свидетельствуют о постепенном превалировании преподавателей-мужчин и повышении образовательного уровня (остепененности). Теоретическая значимость работы заключается в том, что представленный материал и выводы можно использовать при дальнейшем исследовании истории Омской епархии в XX в., а также при изучении истории духовного образования в периферийных епархиях. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов в учебной работе: при подготовке специализированных курсов по истории Русской православной церкви, а также подготовке статей, докладов, сообщений на научных мероприятиях разного уровня. Ключевые слова: Русская православная церковь, православное образование, женское духовное образование, Омская епархия, Омское женское епархиальное училище. Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Воробьева Наталия Владимировна, доктор исторических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Омского автобронетанкового инженерного института – филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева» Министерства обороны РФ, г. Омск, Россия. 27.10.20 20.11.20 Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 20.11.20 29.12.20
Стр.1
Н. В. Воробьева Введение Первая половина XIX в. в истории Русской православной церкви способствовала появлению нового вида образовательных учреждений – епархиальных женских училищ. Необходимость в учебных заведениях подобного рода была очень острой, прежде всего, для семей духовенства. Практика открытия епархиальных женских училищ была продолжена, но стоит признать, что развивались данные учебные заведения крайне медленно. Постоянный недостаток средств на содержание подобных учебных заведений приводил к тому, что некоторые из них впоследствии закрывались. Училища, согласно «Уставу училищ для девиц духовного звания» от 1843 г., образовывались при женских монастырях. Они находились на полном местном финансовом обеспечении. Стоит подчеркнуть, что сами монастыри не торопились с открытием училищ. И причина здесь была не только финансовая. В среде духовенства существовали предубеждения относительно того, стоит ли давать образование девушкам, тем более что за него приходилось платить. Предприимчивые отцы предпочитали откладывать деньги, которые могли бы быть потрачены на обучение, на приданое при выходе замуж. Все учебные заведения для лиц женского пола были поделены на три разряда, из которых девицы из семей духовенства могли попасть лишь в женские гимназии, относившиеся к третьему разряду – для девиц прочих свободных сословий, либо получить образование в епархиальных женских училищах, которые продолжали свою деятельность и после Указа 1855 г., в рамках которого был принят Устав женских учебных заведений. Согласно этому документу, был закреплен сословный принцип получения образования для лиц женского пола. В начале ХХ в. в Омской епархии девочки могли получить образование в женских третьеразрядных гимназиях, куда очень трудно было попасть по причине их переполненности. В этой ситуации единственным способом получения образования оставались как раз-таки епархиальные женские училища. По причине отсутствия последних духовенство Омской епархии было вынуждено отправлять своих дочерей для получения образования в Тобольское или Томское епархиальные женские училища, но, так как за обучение детей в училищах других епархий нужно было платить, многие семьи лишались возможности дать дочерям образование [1]. Выход из этой ситуации виделся в создании в Омской епархии собственного женского училища, необходимость в котором более чем назрела. Предпосылки создания Омского женского епархиального училища связаны с деятельностью преосвященного Григория (Полетаева) на Омской кафедре (1895– 1901 гг.). Преосвященный Григорий заботился о духовно–нравственном уровне обучаемых в школах и училищах детей. В рассматриваемый исторический момент времени в Омске существовало в основном два типа учебных заведений: Министерства народного просвещения и учебные заведения, относящиеся к Русской православной церкви, – церковно-приходские школы и училища. С целью повышения духовнонравственного уровня обучаемых детей преосвященный Григорий создал Омский епархиальный училищный совет, в обязанности которого входил контроль за работой школ, а также Ишимское духовное училище [2]. Съезд духовенства Омской епархии, состоявшийся в 1905 г., принял решение о необходимости открытия хотя бы первых двух классов епархиального женского училища. К этому времени в епархии накопился капитал, хотя и недостаточный для открытия вполне благоустроенного епархиального училища, но могущий быть истраченным на открытие первых двух классов. 2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» Обзор отечественной и зарубежной литературы В отечественной историографии проблема женского среднего церковного образования в Русской православной церкви начала XX столетия изучена незначительно. В дореволюционной историографии вопросы женского духовного образования затрагивались в многочисленных статьях журналов «Русская школа», «Народное образование», «Женское образование», «Христианское чтение», «Православное обозрение». Краткие очерки жизни и деятельности женских епархиальных училищ помещались в епархиальных ведомостях и издавались брошюрами и в основном носили описательный характер. В советский период историки изучали образовательную политику самодержавия, деятельность высших женских курсов, но учебно-воспитательная деятельность епархиальных училищ оставалась вне поля исследовательских интересов. В постсоветский период историки педагогики изучаемое явление рассматривали в нескольких плоскостях. Во-первых, ими изучались аспекты изменений женского образования в контексте реформ Александра II. В начале 1990-х в диссертации Е. В. Перфильевой было введено понятие педагогической целесообразности применительно к женскому образованию в дореволюционный период. Автор полагает, что эмоционально-нравственное воспитание и общекультурная подготовка превалировали над интеллектуально-профессиональным развитием и, следовательно, происходило объединение образовательного и воспитательного процессов в женском образовании [3]. В статье В. Л. Колесниковой «Женщина духовного сословия в системе народного образования России XIX – начала XX вв. (на примере Тамбовской губернии)» указывалось на основную роль женского образования в утилитарном контексте воспитания достойной «матушки» (жены священника). Разрабатывалась следующая модель: мать семейства, помощница священника и служительница церкви, учительница начальной школы. При этом девушка должна была получить не только «вероучительные», но и «медицинские, сельскохозяйственные, швейные и кулинарные знания» [4]. В диссертации Е. А. Андреевой «Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России: середина XIX – начало XX века» выделены этапы развития женского духовного образования, обосновываются особенности такого рода образования, как то: непосредственное влияние епархиального архиерея на учебно-воспитательный процесс, организационно-финансовые, хозяйственные и кадровые вопросы [5]. В работах С. П. Васильевой «Епархиальные училища в России конца ΧΙΧ – начала ΧΧ в. Особенности образовательного процесса» и «Женское образование в Тамбовской губернии во второй половине XIX – начала XX века» подчеркивается замкнутость и косность системы религиозного образования, что и способствовало его полному исчезновению (в отличие от других форм образования) после революционных событий 1917 г. [6] По мнению автора, уровень знаний выпускниц епархиальных училищ значительно уступал уровню светских учебных заведений, а профессиональная мобильность была крайне низкой [7]. Начиная с 2000-х превалирующим подходом в изучении женского образования становится гендерная теория. К примеру, в диссертационном исследовании В. Д. Паршиной «Становление системы женского образования в России во второй половине XIX – начале XX века (на материалах Пензенской губернии)» исследуются региональные особенности женских образовательных учреждений. Изменение подходов к женскому образованию наметилось в пореформенный период, по мнению автора, в связи с постановкой «женского вопроса» в обществе. XX в. привнес «слом традиционной патриархальной модели восприятия женского образования на модель свободной самореализации личности» [8]. 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ