Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Концепт

Концепт №10 2020 (249,00 руб.)

0   0
Страниц131
ID688236
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2020 .— №10 .— 131 с. — URL: https://rucont.ru/efd/688236 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№10_2020.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№10_2020.pdf
ART 201069 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2020, № 10 (октябрь) Роль Российского движения школьников в формировании лидерских качеств обучающихся сельской школы Декина Елена Викторовна1 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия kmppedagogika@yandex.ru Пазухина Светлана Вячеславовна2 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия pazuhina@mail.ru Аннотация. В настоящее время большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских организациях. Российское движение школьников выдвигает эту задачу в качестве центральной в своей деятельности. В своей работе мы делаем акцент на развитии лидерских качеств сельских школьников, так как данная проблема не была предметом систематического исследования. Целью исследования является изучение особенностей развития лидерских качеств сельских юношей и девушек при их включении в Российское движение школьников. Диагностический инструментарий, используемый для исследования сформированности лидерских качеств: методика изучения лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана, методика «Я – лидер» Е. С. Фёдорова и О. В. Ерёмина, методика Н. Холла «Эмоциональный интеллект», методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников. Активность старших школьников, их стремление развивать свой лидерский потенциал важно соотносить с социально значимыми видами деятельности, в которые они включаются в рамках Российского движения школьников, приоритетными задачами, стоящими перед конкретным населенным пунктом, где они проживают. Лидерский потенциал старшеклассника рассматривается как совокупность способностей и личностных качеств, проявляющихся в ситуациях взаимодействия в группе и позволяющих ему самореализоваться как лидеру. Теоретическая значимость заключается в том, что были выявлены условия, способствующие развитию лидерского потенциала старшеклассников: учет социально-возрастно-психологических особенностей данной категории обучающихся; оказание наставниками психолого-педагогической поддержки в развитии лидерских качеств старшеклассников; внедрение инновационных технологий развития лидерских качеств; включение обучающихся в реальные ситуации, где они могут занимать лидерскую позицию. Практическая значимость заключается в разработке программы «Школа лидера-наставника», которая успешно прошла апробацию. В ходе ее реализации показали свою эффективность следующие формы и методы: дискуссии, деловые и ролевые игры, проектирование, тренинги, конкурсы лидеров, проигрывание ситуаций, встречи с авторитетными людьми – состоявшимися лидерами в своей области, самопрезентация и др. Достигнутые результаты (индикаторы эффективности реализованной программы): старшеклассники научились применять теории лидерства на практике; попробовали себя в качестве лидеров молодежных общественных объединений; овладели методами вовлечения других обучающихся в реализацию направлений деятельности Российского движения школьников. Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication 23.08.20 30.09.20 Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Декина Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия. 2 Пазухина Светлана Вячеславовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия. Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 30.09.20 31.10.20 УДК 37.035
Стр.1
Е. В. Декина, С. В. Пазухина Ключевые слова: лидерские качества, лидерский потенциал, старшеклассник, сельская школа, Российское движение школьников, социально значимая деятельность, психолого-педагогическая поддержка, школа лидера-наставника. Введение Развитие лидерских качеств обучающихся в настоящее время приобретает особую актуальность в том числе в контексте решения задач социального и личностного становления подрастающего поколения в современных условиях мирового развития, что нашло отражение в перечне приоритетных задач Российского движения школьников (далее – РДШ). Возрастные закономерности, присущие учащимся подросткового и старшего школьного возраста, потребность в развитии своей индивидуальности должны находить позитивную реализацию. Детско-юношеские движения способствуют получению опыта проявления лидерских качеств учащихся, созданию условий для всестороннего духовного, нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Через лидеров реализуется управленческий механизм; таким образом, лидеры, занимая различные позиции в направлениях РДШ, получают опыт позитивного лидерства, работы в команде, учатся ставить и достигать цели. Необходимо отметить, что целевые ориентиры данной общественно-государственной организации охватывают не только процессы нормативного развития и воспитания школьников, но и работу по профилактике девиантного поведения обучающихся [1]. Одним из центральных понятий при работе с будущими лидерами является понятие актива – это объединение школьников, которое имеет официально избранные органы самоуправления и готово к самостоятельному осуществлению различных видов деятельности и вовлечению в них других обучающихся [2]. Сам факт присоединения обучающегося к активу становится мощным фактором его социально-личностного развития и эффективным инструментом совершенствования его межличностных взаимоотношений, причем этот опыт оказывает влияние на всю его последующую жизнь и карьерный рост, в связи с чем развитие детского лидерства является актуальной проблемой современной российской действительности. Проблема изучения роли РДШ в формировании лидерских качеств обучающихся и создания благоприятных условий для развития лидерского потенциала подростков в условиях школьного самоуправления имеет большую социальную значимость. Вовлечение обучающихся в реализацию различных направлений Российского движения школьников обеспечивает условия для достижения многих воспитательных задач. При этом важно мотивировать школьников на индивидуальноличностное развитие, стимулировать процессы их самоопределения, показать школьникам возможности проявления и совершенствования своего лидерского потенциала через деятельность РДШ. Для достижения успеха самое главное – определить социально значимую сферу деятельности, в которой ученик может проявить и реализовать себя, что будет способствовать его успешной социализации в современных условиях. Ну и конечно, развитие лидерских качеств современного молодого человека требует поиска новых средств и содержания. Лидер обнаруживает себя, как правило, в деятельности, выдвигается коллективом, поэтому через разнообразную по содержанию совместную деятельность можно не только обеспечить ситуации, направленные на сплочение учащихся, но и создать благоприятные возможности для достижения успеха подростками, обладающими 2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» потенциалом позитивного влияния на сверстников. Лидер во многих случаях обладает яркой индивидуальностью, он способен проявить инициативу, творчество, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности, повести за собой. Мы полагаем, что в современных условиях актуальным является активизация лидерского потенциала сельской молодежи, вовлечение юношей и девушек в развитие тех территорий, на которых они проживают, в том числе посредством их вовлечения в реализацию направлений деятельности Российского движения школьников и расширения границ охвата этой организацией подрастающего поколения разных уголков нашей страны. В этом плане важно говорить не только о формировании лидерских умений и навыков, но и о характере лидерства, психолого-педагогических основах организации работы с детьми и молодежью: начиная от изучения проблем сельской молодежи, проведения образовательных семинаров для их педагогов, вожатых РДШ до проектирования программ развития РДШ в сельской школе. Отдельной задачей, над который мы работаем в настоящее время, мы считаем целенаправленную подготовку добровольцев из числа будущих педагогов, обучающихся в педвузах, которые сами приехали из сельской местности, организацию с ними выездных практик и стажировок в сельских школах с последующим содействием трудоустройству на этих местах. Также сегодня является востребованной подготовка педагогов-наставников для работы с обучающимися сельских школ по направлениям Российского движения школьников [3]. Обзор отечественной и зарубежной литературы В работах зарубежных ученых лидерство наиболее часто рассматривается как личностное свойство, которое поддается развитию и совершенствованию (такая точка зрения представлена, например, в исследованиях П. У. Бендерха, Э. Хеллмана и др.) [4], а также связывается со способностью влияния на других людей по отдельности и на группу в целом, координировать их деятельность и направлять на решение общих целей [5]. Б. Д. Рубен и Р. A. Джиглиотти аргументированно доказывают, что лидерство не врожденное качество, а социальное явление, и акцентируют внимание на необходимости практического развития лидерской коммуникации [6]. Б. Аволио, Б. Басс, Д. Чжун, представители теории черт, разработали перечень важных для лидера личностных качеств и отразили их в специально созданном ими диагностической методике [7]. Однако сторонники ситуативной теории лидерства (Г. Олпорт и др.) доказали, что констатация у человека ряда лидерских свойств еще не является однозначным критерием того, что он обязательно станет лидером [8–10]. Р. Клоуз в статье “Global leadership for the XXI century” обозначил вызовы XXI в., связанные с проблемами лидерства, и выделил его следующие базовые характеристики: «современный лидер должен находить сегодня возможности, которые проявятся завтра, чтобы не опоздать с их использованием в интернациональном обществе»; «лидеры XXI в. нуждаются в прозрениях будущего, совершенно не похожих на представления о прошлом»; «новый лидер XXI в. должен входить в команду, разделяющую общую систему ценностей и воодушевленную общей целью» [11]. Относительно новый подход к проблеме лидерства, противоположный предшествующим, представляет Х. Ибарра в своей книге “Act Like a Leader, Think Like a Leader”, где она доказывает свою точку зрения: чтобы стать лидером, нужно в первую очередь научиться действовать и думать как лидер [12]. 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.