Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Система верований чувашей (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСалмин Антон Кириллович
АвторыЧувашский государственный институт гуманитарных наук
ИздательствоЧГИГН
Страниц212
ID635248
АннотацияКнига является первым системным исследованием религиозных верований чувашей. Основное внимание уделяется системе божеств и духов, а также представлениям о пространстве и сакральном календаре.
Кому рекомендованоРассчитана на этнологов, религиеведов и философов.
ISBN978-5-87677-024-8
УДК21
ББК86.319.2(235)[Чув]
Салмин, А. К. Система верований чувашей / Чувашский государственный институт гуманитарных наук; А. К. Салмин .— Чебоксары : ЧГИГН, 2004 .— 212 с. : ил. — ISBN 978-5-87677-024-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/635248 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

3>( <2 СИСТЕМА ВЕРОВАНИЙ ЧУВАШЕЙ Научный редактор член-корреспондент РАН С.А. <...> Основное внимание уделяется системе божеств и духов, а также представлениям о пространстве и сакральном календаре. <...> Все это делает книгу своеобразной энциклопедией чувашской традиционной народной религии и космологии. <...> В До сих пор чувашское религиеведение имело в качестве основных направлений изучения такие аспекты, как христианизация (Т.А.Земляницкий [1909], Н.В.Никольский [1912], В.Д.Димитриев [1958]), исламизация (Н.И.Ашмарин 8 ерования (чув. ӗненӳ) составляют суть религиозных представлений и убеждений любого народа. <...> Периодическое издание Симбирской епархии, например, писало: «Эти основные идеи, как плод самого первичного мышления, обусловливают все миросозерцание шаманствующих инородцев, но ни у одного племени, тем более у чуваш, как племени менее других даровитого, не развиты в подробную систему, простой до-нельзя быт не мог создать разнообразия обрядов» [Новруский 1899: 236]. <...> Несмотря на экзогамный характер сватовства, в реальности путь от свата к свату бывает не таким уж длинным, как это передает в своей речи старший дружка. <...> В качестве Примера приведем строки из известной книги В.К.Магницкого: «К событиям, вызывающим у чуваш проявления религиозных верований, относятся: во 1-х почин и окончание земледельческих и других хозяйственных предприятий; во 2-х болезни и смерть людей и домашнего скота; в 3-х родины; и в 4-х женитьба. <...> Хорошей работой своего времени можно считать брошюру В.П.Вишневского «О религиозных поверьях чуваш» [1846]. <...> История изучения темы показывает, что исследователи (К.С.Милькович, В.А.Сбоев, Н.И.Ашмарин и др.) практически не различали термины «божество» и «дух». <...> Например: Ҫут кӳль киремет «киремет Светлое озеро»; предложения типа «Вокруг такой-то деревни имеется три киреметя», «Божество Хӗвел (Солнце) — одно из почитаемых». <...> Например, Пихампарбожество 1 разряда, в то время как Пӳлӗх — только 3-го. <...> Милькович и В.А.Сбоев <...>
Система_верований_чувашей_.pdf
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.208
Система_верований_чувашей_.pdf
ПРЕДИСЛОВИЕ коллегам специалистам, так и широкой читающей публике. Начиная с 1989 г. он в среднем каждый год публикует по книге, посвященных темам традиционных религиозных верований чувашского народа. До сих пор проблематика этих публикаций сводилась, главным образом, к сфере обрядности в разных ее аспектах. Предмет данной книги значительно шире. Наряду с подробным описанием обрядовой стороны религиозного культа, в котором автор сводит воедино и развивает положения всех своих предыдущих исследований, книга содержит практически исчерпывающий свод сведений по чувашскому пантеону и демонологии, дает классификационную систему различных категорий божеств и духов, их иерархию, а там, где возможно, и генеалогию. Это существенно, поскольку для персонажей чувашского пантеона характерно наличие родителей, предстоятелей, сопровождающих, прислужников и прочих производных субъектов. Другая часть книги посвящена категориям времени и пространства в чувашских религиозных представлениях. Разбираются как общие понятия — ландшафты, ярусы мироздания, эпохи, так и конкретные локусы — поселения, угодья, элементы рельефа (холмы, овраги), водные объекты, такие, как реки, озера, источники, рощи, отдельные деревья, элементы поселений и жилищ: дома, амбары, прясла (помещения для скота) и другие природные и хозяйственные объекты. Для их культово-обрядового применения автор разработал оригинальную систему схематической репрезентации, показывающую условными знаками соотношение центрального объекта обряда или культа с его сплошным или концентрическим окружением. Дополнением к анализу категорий времени служит детально описанная система чувашского И 5 мя Антона Кирилловича Салмина, видного чувашского этнографа и религиеведа, хорошо известно как
Стр.7
народного календаря. Все это делает книгу своеобразной энциклопедией чувашской традиционной народной религии и космологии. Чуваши — народ не маленький, у них есть свои субэтносы, локальные и диалектные группы, поэтому многие термины и даже описания и характеристики даются в нескольких различных вариантах, что не должно смущать читателя. К сожалению, осталось не прослеженным территориальное распределение этих вариантов, но эта сложная задача требует для своего решения так много времени и усилий, что можно только пожелать автору справиться с нею в своих дальнейших исследованиях. Многие явления культовой жизни, описанные автором, имеют типологический или даже архетипический, близкий к универсальному характер. В ряде случаев автор сам указывает на это, упоминая типологические параллели очень сходного характера, но из очень отдаленных районов, вплоть до Южной Америки или индомалайского мира. Следует помнить, что в этих случаях речь идет только о типологическом сходстве без какого-либо намека на генетическое родство или культурное взаимовлияние. Равным образом, приводя чувашский термин, автор нередко указывает сходно звучащие слова других языков или даже этимологически возводит к ним чувашские термины. Опять-таки следует иметь в виду, что вопросы этимологии в области теонимии, космологии, ритуала весьма слабо разработаны, и если достоверность некоторых этимологий автора можно однозначно подтвердить, то другие этимологии остаются не полностью доказанными или по меньшей мере спорными. Все-таки очень характерно и значимо то, что наряду со многими явными, как древними, так и многими новыми и новейшими тюркскими и исламскими (арабо-персидскими) параллелями и некоторыми финно-угорскими параллелями, явно доминируют параллели индоевропейского круга (иранские и другие). Это может служить указанием на индоевропейский характер наиболее глубинной части субстрата в этногенезе чувашей. Многие элементы календаря отражают ситуацию явно более теплого климата, чем нынешний. Опять-таки это может служить указанием на древность генезиса данного пласта чувашской народной культуры, на время более близкое к эпохе климати6
Стр.8
ческого оптимума задолго до начала периода похолодания XIII— XIX веков. В целом, несмотря на оставшиеся недостаточно разработанными некоторые отдельные моменты, указанные выше, книга А.К.Салмина представляет собой незаурядное событие в чувашской национальной интеллектуальной жизни и в российском религиеведении в целом и несомненно будет одобрительно встречена как коллегами автора по науке, так и самыми широкими кругами заинтересованных читателей. Член-корреспондент РАН С.А.Арутюнов
Стр.9
ОГЛАВЛЕНИЕ СЛАрутюнов. Предисловие Введение Божества и духи Представления о пространстве Календарь как система Заключение Архивные источники Использованная литература Условные сокращения 5 8 13 120 160 191 194 198 205 206
Стр.208