3>( <2 СИСТЕМА ВЕРОВАНИЙ ЧУВАШЕЙ Научный редактор член-корреспондент РАН С.А. <...> Основное внимание уделяется системе божеств и духов, а также представлениям о пространстве и сакральном календаре. <...> Все это делает книгу своеобразной энциклопедией чувашской традиционной народной религии и космологии. <...> В До сих пор чувашское религиеведение имело в качестве основных направлений изучения такие аспекты, как христианизация (Т.А.Земляницкий [1909], Н.В.Никольский [1912], В.Д.Димитриев [1958]), исламизация (Н.И.Ашмарин 8 ерования (чув. ӗненӳ) составляют суть религиозных представлений и убеждений любого народа. <...> Периодическое издание Симбирской епархии, например, писало: «Эти основные идеи, как плод самого первичного мышления, обусловливают все миросозерцание шаманствующих инородцев, но ни у одного племени, тем более у чуваш, как племени менее других даровитого, не развиты в подробную систему, простой до-нельзя быт не мог создать разнообразия обрядов» [Новруский 1899: 236]. <...> Несмотря на экзогамный характер сватовства, в реальности путь от свата к свату бывает не таким уж длинным, как это передает в своей речи старший дружка. <...> В качестве Примера приведем строки из известной книги В.К.Магницкого: «К событиям, вызывающим у чуваш проявления религиозных верований, относятся: во 1-х почин и окончание земледельческих и других хозяйственных предприятий; во 2-х болезни и смерть людей и домашнего скота; в 3-х родины; и в 4-х женитьба. <...> Хорошей работой своего времени можно считать брошюру В.П.Вишневского «О религиозных поверьях чуваш» [1846]. <...> История изучения темы показывает, что исследователи (К.С.Милькович, В.А.Сбоев, Н.И.Ашмарин и др.) практически не различали термины «божество» и «дух». <...> Например: Ҫут кӳль киремет «киремет Светлое озеро»; предложения типа «Вокруг такой-то деревни имеется три киреметя», «Божество Хӗвел (Солнце) — одно из почитаемых». <...> Например, Пихампар — божество 1 разряда, в то время как Пӳлӗх — только 3-го. <...> Милькович и В.А.Сбоев <...>
Система_верований_чувашей_.pdf
ПРЕДИСЛОВИЕ
коллегам специалистам, так и широкой читающей публике.
Начиная с 1989 г. он в среднем каждый год публикует по
книге, посвященных темам традиционных религиозных
верований чувашского народа. До сих пор проблематика этих
публикаций сводилась, главным образом, к сфере обрядности
в разных ее аспектах. Предмет данной книги значительно шире.
Наряду с подробным описанием обрядовой стороны религиозного
культа, в котором автор сводит воедино и развивает
положения всех своих предыдущих исследований, книга
содержит практически исчерпывающий свод сведений по
чувашскому пантеону и демонологии, дает классификационную
систему различных категорий божеств и духов, их иерархию,
а там, где возможно, и генеалогию. Это существенно, поскольку
для персонажей чувашского пантеона характерно наличие
родителей, предстоятелей, сопровождающих, прислужников
и прочих производных субъектов. Другая часть книги посвящена
категориям времени и пространства в чувашских религиозных
представлениях. Разбираются как общие понятия — ландшафты,
ярусы мироздания, эпохи, так и конкретные локусы — поселения,
угодья, элементы рельефа (холмы, овраги), водные
объекты, такие, как реки, озера, источники, рощи, отдельные
деревья, элементы поселений и жилищ: дома, амбары, прясла
(помещения для скота) и другие природные и хозяйственные
объекты. Для их культово-обрядового применения автор
разработал оригинальную систему схематической репрезентации,
показывающую условными знаками соотношение
центрального объекта обряда или культа с его сплошным или
концентрическим окружением. Дополнением к анализу категорий
времени служит детально описанная система чувашского
И
5
мя Антона Кирилловича Салмина, видного чувашского
этнографа и религиеведа, хорошо известно как
Стр.7
народного календаря. Все это делает книгу своеобразной
энциклопедией чувашской традиционной народной религии и
космологии.
Чуваши — народ не маленький, у них есть свои субэтносы,
локальные и диалектные группы, поэтому многие термины
и даже описания и характеристики даются в нескольких
различных вариантах, что не должно смущать читателя. К сожалению,
осталось не прослеженным территориальное распределение
этих вариантов, но эта сложная задача требует для своего
решения так много времени и усилий, что можно только пожелать
автору справиться с нею в своих дальнейших исследованиях.
Многие явления культовой жизни, описанные автором,
имеют типологический или даже архетипический, близкий к
универсальному характер. В ряде случаев автор сам указывает
на это, упоминая типологические параллели очень сходного
характера, но из очень отдаленных районов, вплоть до Южной
Америки или индомалайского мира. Следует помнить, что в
этих случаях речь идет только о типологическом сходстве без
какого-либо намека на генетическое родство или культурное
взаимовлияние.
Равным образом, приводя чувашский термин, автор
нередко указывает сходно звучащие слова других языков или
даже этимологически возводит к ним чувашские термины.
Опять-таки следует иметь в виду, что вопросы этимологии в
области теонимии, космологии, ритуала весьма слабо разработаны,
и если достоверность некоторых этимологий автора
можно однозначно подтвердить, то другие этимологии остаются
не полностью доказанными или по меньшей мере спорными.
Все-таки очень характерно и значимо то, что наряду со многими
явными, как древними, так и многими новыми и новейшими
тюркскими и исламскими (арабо-персидскими) параллелями
и некоторыми финно-угорскими параллелями, явно доминируют
параллели индоевропейского круга (иранские и другие).
Это может служить указанием на индоевропейский характер
наиболее глубинной части субстрата в этногенезе чувашей.
Многие элементы календаря отражают ситуацию явно более
теплого климата, чем нынешний. Опять-таки это может служить
указанием на древность генезиса данного пласта чувашской
народной культуры, на время более близкое к эпохе климати6
Стр.8
ческого оптимума задолго до начала периода похолодания XIII—
XIX веков.
В целом, несмотря на оставшиеся недостаточно
разработанными некоторые отдельные моменты, указанные
выше, книга А.К.Салмина представляет собой незаурядное
событие в чувашской национальной интеллектуальной жизни
и в российском религиеведении в целом и несомненно будет
одобрительно встречена как коллегами автора по науке, так и
самыми широкими кругами заинтересованных читателей.
Член-корреспондент РАН
С.А.Арутюнов
Стр.9
ОГЛАВЛЕНИЕ
СЛАрутюнов. Предисловие
Введение
Божества и духи
Представления о пространстве
Календарь как система
Заключение
Архивные источники
Использованная литература
Условные сокращения
5
8
13
120
160
191
194
198
205
206
Стр.208