Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Речевые жанры на уроках детской риторики (учебная модель речевого жанра «Спор»).

0   0
Первый авторОзерова И. Н.
ИздательствоОмский госуниверситет
Страниц32
ID403
АннотацияСодержит теоретические вопросы теории спора; анализ программных материалов. Представлен анализ детских художественных произведений, предлагается примерное планирование уроков. Для учителей начальных классов.
ISBN--5-7779-0482-3
УДК37.022
ББК72.24
Озерова, И.Н. Речевые жанры на уроках детской риторики (учебная модель речевого жанра «Спор»). / И.Н. Озерова .— Омск : Омский госуниверситет, 2004 .— 32 с. — ISBN --5-7779-0482-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/403 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ю.П. Дубенский Р 46 РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ НА УРОКАХ ДЕТСКОЙ РИТОРИКИ Речевые жанры на уроках детской риторики: Учебная модель речевого жанра «Спор»: Учеб.-метод. пособие / Сост. <...> ISBN 5-7779-0482-3 Cодержит теоретические вопросы теории спора; анализ программных материалов. <...> Представлен анализ детских художественных произведений; предлагается примерное планирование уроков. <...> Материал пособия может стать основой для самостоятельной разработки проектов по теме «Изучение речевого жанра «Спор» в начальных классах». <...> УДК 37.022 ББК 72.24 Учебная модель речевого жанра «Спор» Учебно-методическое пособие Составитель: канд. филол. наук, доц. каф. русского языка и методики его преподавания в начальной школе ОмГПУ <...> 43 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .............................................................. 62 3 ВВ ЕД ЕН ИЕ Во многих общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях в начальных классах вводятся факультативы или обязательные дисциплины «Речь и культура общения» или «Детская риторика», которые целенаправленно реализуют задачи формирования различных коммуникативных умений у младших школьников, в частности умения убеждать, отстаивать свою точку зрения, умения эффективно общаться с собеседником. <...> Спор у детей часто возникает стихийно – в учебном процессе и в бытовом общении. <...> В подобных спорах выступления бывают недостаточно аргументированными, порой приводятся случайные доводы, звучат не совсем зрелые высказывания, суждения, обоснования. <...> АНА ЛИЗ П Р ОГ РАМ МН Ы Х МАТЕРИАЛОВ Как показывает анализ программных материалов, методический аспект дискуссионной речи можно назвать недостаточно разработанным, хотя о необходимости воспитывать у детей культуру поведения в разнообразных речевых ситуациях говорят все лингвометодисты. <...> Значительное внимание формированию умений ориентироваться в ситуации общения, адекватно воспринимать речь, правильно строить свое высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от речевой ситуации, уделяется <...>
Речевые_жанры_на_уроках_детской_риторики_(учебная_модель_речевого_жанра_«Спор»)..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный университет УДК 37.022 ББК 72.24 Р 46 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ Рецензент: д-р пед. наук, проф. Ю.П. Дубенский Р 46 РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ НА УРОКАХ ДЕТСКОЙ РИТОРИКИ Учебная модель речевого жанра «Спор» Учебно-методическое пособие Речевые жанры на уроках детской риторики: Учебная модель речевого жанра «Спор»: Учеб.-метод. пособие / Сост. И.Н. Озерова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 63 с. ISBN 5-7779-0482-3 Cодержит теоретические вопросы теории спора; анализ программных материалов. Представлен анализ детских художественных произведений; предлагается примерное планирование уроков. Материал пособия может стать основой для самостоятельной разработки проектов по теме «Изучение речевого жанра «Спор» в начальных классах». Для учителей начальных классов. УДК 37.022 ББК 72.24 Составитель: канд. филол. наук, доц. каф. русского языка и методики его преподавания в начальной школе ОмГПУ И.Н. Озерова Издание ОмГУ Омск 2004 ISBN 5-7779-0482-3 © Омский госуниверситет, 2004
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................4 1. Анализ программных материалов..................................................................5 2. Теоретические сведения, необходимые для организации работы над речевым жанром «Спор»..................................................................................7 2.1. Определение понятия «спор»..................................................................7 2.2. Классификация споров.............................................................................8 2.3. Культура организации и ведения спора................................................11 2.4. Психологические принципы спора.......................................................16 3. Особенности детского восприятия полемической ситуации и поведения в ней ...........................................................................................24 4. Примерное планирование уроков при изучении речевого жанра «Спор»..................................................................................................32 5. Дидактический материал для составления уроков, проведения бесед.....43 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..............................................................62 ВВЕДЕНИЕ Во многих общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях в начальных классах вводятся факультативы или обязательные дисциплины «Речь и культура общения» или «Детская риторика», которые целенаправленно реализуют задачи формирования различных коммуникативных умений у младших школьников, в частности умения убеждать, отстаивать свою точку зрения, умения эффективно общаться с собеседником. В данном учебно-методическом пособии перечисленные умения предлагается формировать при работе над таким речевым жанром, как «Спор». Необходимость обратиться к анализу этого речевого жанра уже в начальной школе обусловлена прежде всего частотностью возникновения речевых ситуаций, в которых используется полемически-дискутивная речь. Спор у детей часто возникает стихийно – в учебном процессе и в бытовом общении. Неорганизованные споры, как правило, менее продуктивны. В подобных спорах выступления бывают недостаточно аргументированными, порой приводятся случайные доводы, звучат не совсем зрелые высказывания, суждения, обоснования. Нередко детские споры завершаются ссорой. За основу при организации работы над речевым жанром взят текст. Как дидактическая единица текст позволяет объединить познание языковой системы, теоретических сведений с познанием правил общения. Текст, таким образом, становится своеобразной учебной моделью речевого жанра. 3 4
Стр.2
Учебно-методическое издание Составитель И.Н. Озерова РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ НА УРОКАХ ДЕТСКОЙ РИТОРИКИ Учебная модель речевого жанра «Спор» Учебно-методическое пособие Технический редактор М.В. Быкова Редактор Е.В. Коськина ____________________________________________________________ Подписано в печать 19.07.04. Формат бумаги 60х84 1/16. Печ. л. 3,9. Уч.- изд. л. 2,8. Тираж 170 экз. Заказ 394. ____________________________________________________________ Издательско-полиграфический отдел ОмГУ 644077, г. Омск-77, пр. Мира 55а, госуниверситет
Стр.32