ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
MODERN ENGLISH STYLISTICS
(СТИЛИСТИКА СОВРЕМЕННОГО
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Направленность «Иностранные языки»
Уровень бакалавриата
Сургут, 2018
Стр.1
УДК 811.111’373(076)
ББК 81.432.1-55я81
М 78
Печатается по решению отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
Рецензент:
Волобуева Ю.В., кандидат филологических наук, доцент
кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации
Сургутского государственного педагогического университета
М 78
MODERN ENGLISH STYLISTICS (Стилистика современного
английского языка) : учеб.-метод. пособие : направление подгот.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
направленность «Иностранные языки», уровень бакалавриата /
Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт.
округа – Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАОЮгры
«Сургут. гос. пед. ун-т» ; авт.-сост. В. В. Карнюшина. – Сургут :
РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет»,
2018. – 108, [1] с.
Учебно-методическое пособие содержит задания и опорные лекции
по стилистике современного английского языка, вопросы к лекциям.
В приложении представлены материалы для самостоятельной
работы студентов и развития творческих навыков по курсу в ходе
практических занятий.
Учебное пособие предназначено для студентов направления подготовки
бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки) / направленность Иностранные языки, а также
для магистрантов, аспирантов и широкого круга лиц, интересующихся
английским языком.
УДК 811.111’373(076)
ББК 81.432.1-55я81
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018
– 2 –
Стр.2
Предисловие
Место дисциплины по выбору в структуре учебного плана
Дисциплина по выбору «Стилистика английского языка» разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования по направлению подготовки бакалавриата
44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями
подготовки), утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации № 91 от 9 февраля 2016 г.
Дисциплина «Стилистика английского языка» входит в вариативную
часть дисциплин профессионального цикла и является частью дисциплины
«Теория языка». Данная дисциплина развивает компетенции, заложенные
в рамках курса «Введение в языкознание» и продолжает начатое изучение
теории английского языка, являясь логическим продолжением курсов «Практическая
фонетика английского языка», «Лексикология английского языка»,
«Теоретическая грамматика английского языка».
Компетенции, приобретённые при изучении этой дисциплины, будут
в дальнейшем совершенствоваться при изучении других вариативных профессиональных
дисциплин (история языка, практикум по культуре речевого
общения, интерпретация текста и т.д.).
В ходе изучения перечисленных дисциплин студенты должны иметь
соответствующие знания и обладать необходимыми умениями и компетенциями
для усвоения дисциплины.
Дисциплина «Стилистика английского языка» необходима для более
глубокого освоения принципов межкультурной коммуникации, для написания
курсовых работ по специальности, а также для написания выпускной
квалификационной работы.
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование представлений
о теории стилистических закономерностей системы английского языка и овладение
базовыми компетенциями в области анализа и интерпретации текстов
различной стилистической направленности.
Среди задач дисциплины выделяются следующие:
ознакомление студентов с общими характеристиками стилистических
приемов и выразительных средств современного английского языка;
формирование навыков различать и интерпретировать фонетические,
лексические и синтаксические выразительные средства, и стилистические
приемы;
формирование у студентов базовых знаний об особенностях функциональных
стилей современного английского языка;
применение теоретических знаний в процессе интерпретации текстов
разных стилей.
– 3 –
Стр.3
Планируемые результаты обучения
Процесс освоения дисциплины по выбору направлен на формирование
компетенции ПК-16, а именно способности и готовности воспринимать,
понимать и анализировать устную и письменную речь на английском
языке.
В результате изучения Стилистики английского языка обучающийся
должен:
Знать: характерные черты экспрессивных средств и стилистических
приемов английского языка на фонетическом, лексическом и синтаксическом
уровнях, принципы использования словарного состава языка (слов
и словосочетаний) в их экспрессивной функции, грамматические средства
выражения формы и конструкции, призванные выражать эмоциональнооценочные
оттенки мыли, стилистические особенности реализации основных
функциональных стилей современного французского языка, нормы правильного
употребления языка в соответствии со спецификой различных речевых
ситуаций.
Уметь: различать и интерпретировать основные стилистические приемы
и выразительные средства английского языка; определять характерные
структурные, функциональные и стилистические особенности текстов различных
стилей и жанров (художественный, газетный текст, текст договора,
деловая документация, инструкция, научная и техническая статья); учитывать
семантико-стилистическую функцию речевых единиц при переводе,
с определением их специфики в коммуникативном плане в конкретных условиях
каждого акта речевой коммуникации.
Владеть: навыками анализа и интерпретации текстов различной функционально-стилистической
направленности (научного, публицистического,
художественного, газетного, официально-делового стилей).
Иметь опыт: моделирования лексико-грамматического содержания высказывания
на английском языке; создания текстов различных стилей и жанров
на английском языке; структурирования, компрессии и декомпрессии
текста на английском языке; использования компенсаторных умений в условиях
дефицита языковых средств при построении высказывания на английском
языке; лингвостилистического анализа художественной прозы и
поэтического текста на английском языке; оценивания собственной речи на
английском языке.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы
(з.е.), 72 часа, из них: 30 ч – аудиторная работа (лекционно-практические занятия),
40 ч – самостоятельная работа; 2 ч – формы и виды текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов
при изучении курса по выбору. Соотношение аудиторной и самостоятельной
работы предлагается в объеме 40% на 60%.
– 4 –
Стр.4
Специфика организации учебного процесса и самостоятельной работы
студентов по представленному курсу.
Основными формами организации учебного процесса являются лекционные
занятия, проводимые в традиционной и интерактивной формах,
и самостоятельная работа студентов. Формами контроля могут служить
устный опрос; микродоклады и сообщения; презентации; проектные задания,
выполняемые в письменной и устной форме. В качестве средств обучения
используются учебная литература, дидактический материал, Интернет-ресурсы.
Промежуточный
контроль представляет собой защиту малого лингвистического
исследования (лингвостилистическая интерпретация художественного
или поэтического текста) в форме презентационного проекта,
кроме того, может быть предложен вариант написания реферата. Критериями
оценки служат выполнение проектной работы согласно предъявляемым
требованиям, соблюдение принятой формы написания реферата, а также
правильность ответа на предлагаемые вопросы.
Образовательные и информационно-коммуникационные технологии,
применяемые в организации учебного процесса
Практические занятия проводятся в традиционной и интерактивной
формах.
Информационные технологии применяются на этапе поиска информации,
написании рефератов и выполнении вариативных заданий.
Интернет-ресурсы используются для подготовки презентаций, подготовки
и реализации проектов.
Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают работу
студентов на уровне просмотра вебинаров, выполнении заданий онлайн и
офлайн по развитию исследовательских умений в соответствии с требованиями
ФГОС ВО.
– 5 –
Стр.5