ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Учебно-методическое пособие
в модульной технологии
Сургут, 2018
Стр.1
УДК 316.347(07)
ББК 60.545.1я81
П 16
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Панченко, А. Б.
П 16
Основы межэтнических коммуникаций : учеб.-метод. пособие в модульной технологии /
А. Б. Панченко, Е. А. Гаврисенко, В. В. Медведев ; Департамент образования и молодеж.
политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАОЮгры
«Сургут. гос. пед. ун-т». – 2 изд., испр. и доп. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2018. – 113, [1] с.
Учебно-методическое пособие «Основы межэтнических коммуникаций» представляет собой
рекомендации для студентов по изучению соответствующего курса.
Пособие включает тексты лекций, разработки аудиторных и самостоятельных заданий,
а также дополнительные материалы, включающие фрагменты учебных текстов, подборки фольклора,
проблемных межэтнических и межкультурных ситуаций. Предназначено для студентов всех направлений
подготовки СурГПУ.
УДК 316.347(07)
ББК 60.545.1я81
Панченко А.Б., Гаврисенко Е.А., Медведев В.В., 2018
Сургутский государственный педагогический университет, 2018
– 2 –
Стр.2
Предисловие
Учебный курс «Основы межэтнической коммуникации» (ОМК) является одной из дисциплин,
изучаемых в рамках базовой части блока дисциплин учебного плана бакалавриата, и читается
на всех факультетах. Данный курс преподается уже не первый год. Материалы к нему разрабатывали
д.и.н. И.В. Октябрьская, к.и.н. А.В. Сутула, к.и.н. С.А. Дудкина, Е.А. Гаврисенко, к.и.н. А.Б. Панченко,
к.и.н. Л.П. Малахова, к.и.н. В.В. Медведев. Предлагаемое учебное пособие представляет собой
обобщение и дополнение этих материалов.
Этнические процессы в современном мире, России и регионе отличаются высокой интенсивностью,
сложностью и противоречивостью. Бурные события конца 1980-х – начала 1990-х годов,
приведшие к росту национального самосознания и самоопределения, которые, в свою очередь, стали
причинами возникновения и обострения непримиримых противоречий и резких этнических конфликтов,
требуют нового осмысления и изучения. В последние десятилетия эти противоречия
не только не были решены, но и получили новое развитие.
Проблемы межэтнических коммуникаций особенно значимы для современной России, которая
является многонациональным государством, а также для нашего округа – одного из лидеров
в стране по масштабам иноэтнических миграций. Кроме того, актуальность данной дисциплины
обусловлена расширением интернациональных структур в современном мире, в том числе и в системе
высшего образования, а также на уровне повседневного межличностного общения.
«Основы межэтнических коммуникаций» – это дисциплина, которая объединяет исследования
и теоретические разработки сразу нескольких отраслей наук (этнология, психология, антропология,
лингвистика, история и т.д.). Ее основное назначение, по мнению большинства ученых, занимающихся
данной проблематикой, – это создание связи между теорией и социальной практикой. В этом
плане ее определяют, прежде всего, как прикладную социально-культурологическую науку.
Межпредметные связи курса прослеживаются, главным образом, с такими дисциплинами как
«История», «История ХМАО» и «Современная политическая карта мира». Также имеются соотнесения
с отдельными темами таких дисциплин, как «Психология» (характер, общение, коммуникативное
поведение и др.), «Философия» и «Социология» (мировоззрение, общечеловеческие ценности,
современное постиндустриальное общество и др.).
В рамках ФГОС 3++ дисциплина «Основы межэтнических коммуникаций» направлена
на формирование компонентов следующих компетенций:
способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
(УК-3) – в части реализации умений сотрудничать в коллективе на основе принципов толерантности;
способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом,
этическом и философском контекстах (УК-5) – в части формирования представлений об этнокультурном
многообразии мира, России, ХМАО.
В силу этого проверка уровня сформированности этих компонентов должна проходить
как через контроль теоретических знаний о принципах и особенностях коммуникативного поведения
представителей различных этносов и культур, сфере их духовной и материальной культуры,
так и через оценку умения осуществлять коммуникацию с ними с учетом этих особенностей.
Цель курса: научиться выстраивать стратегию поведения при межэтнической коммуникации
с позиции толерантности.
Задачи курса:
1) научиться применять понятийный аппарат для анализа этнических процессов в современном
мире, РФ, ХМАО;
2) научиться анализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия с позиции
толерантности.
Цели и задачи к курсу в целом и к каждому учебному элементу сформулированы как законченное
действие, однако поскольку в рамках одного занятия невозможно достичь конечного результата,
стоит отметить, что при изучении отдельных тем студенты овладевают только базовыми алгоритмами.
Следовательно, результаты могут быть проверены только по завершении курса.
– 3 –
Стр.3
По окончании изучения курса студенты должны:
Знать:
основные понятия теории межэтнической коммуникации;
виды этнических процессов;
причины межэтнических конфликтов, пути их преодоления;
этническую ситуацию в России и регионе: этнический состав населения, законы, проблемы
и тенденции этнических процессов;
этническую миграционную ситуацию в России и ХМАО;
основы этикета международного общения;
особенности коммуникативного поведения разных народов.
Уметь:
анализировать современную этническую ситуацию в России;
выделять логику развития этнических и миграционных процессов;
определять специфические особенности культуры различных народов;
объяснять особенности коммуникативного поведения и норм этикета разных народов;
представлять информацию по теме в творческой форме;
находить пути решения проблемных ситуаций межэтнического и межкультурного общения.
Владеть:
навыками анализа статистической информации по этническому и миграционному составу
населения страны, региона;
навыками формулирования общих рекомендаций для участников МЭК, исходя из ситуации,
этнических и культурных особенностей.
Иметь опыт:
решения проблемных ситуаций межэтнического общения на основе принципов толерантности.
Курс
состоит из двух модулей.
1. Основные понятия теории межэтнической коммуникации и этническая картина мира.
В рамках модуля студентами изучаются определения основных понятий курса, а также ключевые
вопросы теории межкультурных и межэтнических коммуникаций, такие как особенности межэтнических
конфликтов, теоретические основания этнической толерантности; студенты знакомятся
с характеристикой современной этнической картины мира, России и ХМАО-Югры. Это позволяет
студентам более эффективно анализировать современную этническую ситуацию в России и мире.
На самостоятельную работу выносится этническая характеристика народов России. Все это позволяет
студентам лучше ориентироваться в современной этнической ситуации в мире, России, ХМАОЮгре,
а также выявлять и понимать ее динамику.
2. Межкультурные различия и проблемы межэтнической коммуникации в современном мире.
В ходе модуля на лекционных и практических занятиях студентами изучаются основы этнопсихологии
(понятия «национальный характер» и «менталитет»), анализируются элементы традиционной
культуры в современном мире, межкультурные различия в деловом и межличностном общении,
особенности этнической культуры народов России и менталитета русских, национальные особенности
этикета. На самостоятельную работу выносится изучение и анализ этнических символов и этнических
образов народов мира.
Текущий контроль осуществляется в различных формах: устные ответы на практическом занятии,
составление таблиц, схем и т.д. Письменный контроль ориентирован как на проверку знаний
студентов по теме (тесты разного типа), так и на понимания ими основных вопросов теории (проблемные
вопросы и т.д.). Предусмотрены формы контроля в виде заданий творческого характера –
коллажи, презентации и др., в рамках которых проверяются, главным образом, умения студентов
применять полученные теоретические знания на практике.
Задания, представленные в пособии, по большей части носят аналитически-творческий характер.
Однако в связи с тем, что курс читается на всех факультетах, содержание и форма выполнения
заданий могут варьироваться в соответствии со спецификой направлений подготовки студентов,
а также их возрастных особенностей.
– 4 –
Стр.4
Итоговая аттестация по курсу – экзамен, оценку за который студенты получают по освоении
двух модулей и результатам промежуточной аттестации.
Специфика организации учебного процесса по данному курсу заключается в том, что большое
внимание уделяется раскрытию творческих способностей студентов, их самостоятельности, представляются
широкие возможности для высказывания и аргументации своего мнения, оценки той или
иной ситуации, а также развития навыков работы в коллективе (малой группе). Отдельные аспекты
курса (к примеру, вопросы толерантного этнического поведения, межэтнических конфликтов и миграционных
процессов), кроме того, могут способствовать профилактике экстремизма в молодежной
среде.
Учебное пособие состоит из основной части, содержащей тексты лекций, разработки аудиторных
и самостоятельных заданий, а также приложения, включающего фрагменты учебных текстов,
подборки фольклора, проблемных межэтнических и межкультурных ситуаций. Наличие приложения
обусловлено отсутствием специальной литературы по курсу и необходимостью минимизировать
непроизводительные временные затраты на аудиторных занятиях. При работе в рамках курса также
необходимо применять ресурсы сети Internet, содержащие соответствующую информацию.
В заключение следует выделить несколько замечаний, касающихся терминологии, применяемой
в курсе. Признавая сложность и неоднозначность таких понятий, как «этнос» и «народ»,
для упрощения восприятия авторы в большинстве случаев используют их как тождественные в связи
с устоявшимся представлением об их равнозначности. Понятие «культура» в пособии используется
в двух значениях: как совокупность материальных и духовных ценностей (например, в случае
с традиционной культурой) и как группа ее носителей (когда речь идет о взаимодействии представителей
различных культур). Признавая сложность разделения понятий «межкультурная компетенция»
и «межкультурная компетентность», авторы придерживаются позиции к.филос.н. Александра
Петровича Садохина, который разграничивает их.
– 5 –
Стр.5