Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 525195)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Основы межэтнических коммуникаций (180,00 руб.)

0   0
АвторыПанченко Алексей Борисович, Гаврисенко Елена Андреевна, Медведев Владислав Валентинович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц114
ID684001
АннотацияУчебно-методическое пособие "Основы межэтнических коммуникаций" представляет собой рекомендации для студентов по изучению соответствующего курса. Пособие включает тексты лекций, разработки аудиторных и самостоятельных заданий, а также дополнительные материалы, включающие фрагменты учебных текстов, подборки фольклора, проблемных межэтнических и межкультурных ситуаций. Предназначено для студентов всех направлений подготовки СурГПУ.
Основы межэтнических коммуникаций [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие в модул. технологии / А. Б. Панченко, Е. А. Гаврисенко, В. В. Медведев .— Сургут : РИО СурГПУ, 2018 .— 114 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/684001

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основы_межэтнических_коммуникаций.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Основы_межэтнических_коммуникаций.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Учебно-методическое пособие в модульной технологии Сургут, 2018
Стр.1
УДК 316.347(07) ББК 60.545.1я81 П 16 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Панченко, А. Б. П 16 Основы межэтнических коммуникаций : учеб.-метод. пособие в модульной технологии / А. Б. Панченко, Е. А. Гаврисенко, В. В. Медведев ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАОЮгры «Сургут. гос. пед. ун-т». – 2 изд., испр. и доп. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. – 113, [1] с. Учебно-методическое пособие «Основы межэтнических коммуникаций» представляет собой рекомендации для студентов по изучению соответствующего курса. Пособие включает тексты лекций, разработки аудиторных и самостоятельных заданий, а также дополнительные материалы, включающие фрагменты учебных текстов, подборки фольклора, проблемных межэтнических и межкультурных ситуаций. Предназначено для студентов всех направлений подготовки СурГПУ. УДК 316.347(07) ББК 60.545.1я81  Панченко А.Б., Гаврисенко Е.А., Медведев В.В., 2018  Сургутский государственный педагогический университет, 2018 – 2 –
Стр.2
Предисловие Учебный курс «Основы межэтнической коммуникации» (ОМК) является одной из дисциплин, изучаемых в рамках базовой части блока дисциплин учебного плана бакалавриата, и читается на всех факультетах. Данный курс преподается уже не первый год. Материалы к нему разрабатывали д.и.н. И.В. Октябрьская, к.и.н. А.В. Сутула, к.и.н. С.А. Дудкина, Е.А. Гаврисенко, к.и.н. А.Б. Панченко, к.и.н. Л.П. Малахова, к.и.н. В.В. Медведев. Предлагаемое учебное пособие представляет собой обобщение и дополнение этих материалов. Этнические процессы в современном мире, России и регионе отличаются высокой интенсивностью, сложностью и противоречивостью. Бурные события конца 1980-х – начала 1990-х годов, приведшие к росту национального самосознания и самоопределения, которые, в свою очередь, стали причинами возникновения и обострения непримиримых противоречий и резких этнических конфликтов, требуют нового осмысления и изучения. В последние десятилетия эти противоречия не только не были решены, но и получили новое развитие. Проблемы межэтнических коммуникаций особенно значимы для современной России, которая является многонациональным государством, а также для нашего округа – одного из лидеров в стране по масштабам иноэтнических миграций. Кроме того, актуальность данной дисциплины обусловлена расширением интернациональных структур в современном мире, в том числе и в системе высшего образования, а также на уровне повседневного межличностного общения. «Основы межэтнических коммуникаций» – это дисциплина, которая объединяет исследования и теоретические разработки сразу нескольких отраслей наук (этнология, психология, антропология, лингвистика, история и т.д.). Ее основное назначение, по мнению большинства ученых, занимающихся данной проблематикой, – это создание связи между теорией и социальной практикой. В этом плане ее определяют, прежде всего, как прикладную социально-культурологическую науку. Межпредметные связи курса прослеживаются, главным образом, с такими дисциплинами как «История», «История ХМАО» и «Современная политическая карта мира». Также имеются соотнесения с отдельными темами таких дисциплин, как «Психология» (характер, общение, коммуникативное поведение и др.), «Философия» и «Социология» (мировоззрение, общечеловеческие ценности, современное постиндустриальное общество и др.). В рамках ФГОС 3++ дисциплина «Основы межэтнических коммуникаций» направлена на формирование компонентов следующих компетенций:  способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3) – в части реализации умений сотрудничать в коллективе на основе принципов толерантности;  способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5) – в части формирования представлений об этнокультурном многообразии мира, России, ХМАО. В силу этого проверка уровня сформированности этих компонентов должна проходить как через контроль теоретических знаний о принципах и особенностях коммуникативного поведения представителей различных этносов и культур, сфере их духовной и материальной культуры, так и через оценку умения осуществлять коммуникацию с ними с учетом этих особенностей. Цель курса: научиться выстраивать стратегию поведения при межэтнической коммуникации с позиции толерантности. Задачи курса: 1) научиться применять понятийный аппарат для анализа этнических процессов в современном мире, РФ, ХМАО; 2) научиться анализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия с позиции толерантности. Цели и задачи к курсу в целом и к каждому учебному элементу сформулированы как законченное действие, однако поскольку в рамках одного занятия невозможно достичь конечного результата, стоит отметить, что при изучении отдельных тем студенты овладевают только базовыми алгоритмами. Следовательно, результаты могут быть проверены только по завершении курса. – 3 –
Стр.3
По окончании изучения курса студенты должны: Знать:  основные понятия теории межэтнической коммуникации;  виды этнических процессов;  причины межэтнических конфликтов, пути их преодоления;  этническую ситуацию в России и регионе: этнический состав населения, законы, проблемы и тенденции этнических процессов;  этническую миграционную ситуацию в России и ХМАО;  основы этикета международного общения;  особенности коммуникативного поведения разных народов. Уметь:  анализировать современную этническую ситуацию в России;  выделять логику развития этнических и миграционных процессов;  определять специфические особенности культуры различных народов;  объяснять особенности коммуникативного поведения и норм этикета разных народов;  представлять информацию по теме в творческой форме;  находить пути решения проблемных ситуаций межэтнического и межкультурного общения. Владеть:  навыками анализа статистической информации по этническому и миграционному составу населения страны, региона;  навыками формулирования общих рекомендаций для участников МЭК, исходя из ситуации, этнических и культурных особенностей. Иметь опыт:  решения проблемных ситуаций межэтнического общения на основе принципов толерантности. Курс состоит из двух модулей. 1. Основные понятия теории межэтнической коммуникации и этническая картина мира. В рамках модуля студентами изучаются определения основных понятий курса, а также ключевые вопросы теории межкультурных и межэтнических коммуникаций, такие как особенности межэтнических конфликтов, теоретические основания этнической толерантности; студенты знакомятся с характеристикой современной этнической картины мира, России и ХМАО-Югры. Это позволяет студентам более эффективно анализировать современную этническую ситуацию в России и мире. На самостоятельную работу выносится этническая характеристика народов России. Все это позволяет студентам лучше ориентироваться в современной этнической ситуации в мире, России, ХМАОЮгре, а также выявлять и понимать ее динамику. 2. Межкультурные различия и проблемы межэтнической коммуникации в современном мире. В ходе модуля на лекционных и практических занятиях студентами изучаются основы этнопсихологии (понятия «национальный характер» и «менталитет»), анализируются элементы традиционной культуры в современном мире, межкультурные различия в деловом и межличностном общении, особенности этнической культуры народов России и менталитета русских, национальные особенности этикета. На самостоятельную работу выносится изучение и анализ этнических символов и этнических образов народов мира. Текущий контроль осуществляется в различных формах: устные ответы на практическом занятии, составление таблиц, схем и т.д. Письменный контроль ориентирован как на проверку знаний студентов по теме (тесты разного типа), так и на понимания ими основных вопросов теории (проблемные вопросы и т.д.). Предусмотрены формы контроля в виде заданий творческого характера – коллажи, презентации и др., в рамках которых проверяются, главным образом, умения студентов применять полученные теоретические знания на практике. Задания, представленные в пособии, по большей части носят аналитически-творческий характер. Однако в связи с тем, что курс читается на всех факультетах, содержание и форма выполнения заданий могут варьироваться в соответствии со спецификой направлений подготовки студентов, а также их возрастных особенностей. – 4 –
Стр.4
Итоговая аттестация по курсу – экзамен, оценку за который студенты получают по освоении двух модулей и результатам промежуточной аттестации. Специфика организации учебного процесса по данному курсу заключается в том, что большое внимание уделяется раскрытию творческих способностей студентов, их самостоятельности, представляются широкие возможности для высказывания и аргументации своего мнения, оценки той или иной ситуации, а также развития навыков работы в коллективе (малой группе). Отдельные аспекты курса (к примеру, вопросы толерантного этнического поведения, межэтнических конфликтов и миграционных процессов), кроме того, могут способствовать профилактике экстремизма в молодежной среде. Учебное пособие состоит из основной части, содержащей тексты лекций, разработки аудиторных и самостоятельных заданий, а также приложения, включающего фрагменты учебных текстов, подборки фольклора, проблемных межэтнических и межкультурных ситуаций. Наличие приложения обусловлено отсутствием специальной литературы по курсу и необходимостью минимизировать непроизводительные временные затраты на аудиторных занятиях. При работе в рамках курса также необходимо применять ресурсы сети Internet, содержащие соответствующую информацию. В заключение следует выделить несколько замечаний, касающихся терминологии, применяемой в курсе. Признавая сложность и неоднозначность таких понятий, как «этнос» и «народ», для упрощения восприятия авторы в большинстве случаев используют их как тождественные в связи с устоявшимся представлением об их равнозначности. Понятие «культура» в пособии используется в двух значениях: как совокупность материальных и духовных ценностей (например, в случае с традиционной культурой) и как группа ее носителей (когда речь идет о взаимодействии представителей различных культур). Признавая сложность разделения понятий «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность», авторы придерживаются позиции к.филос.н. Александра Петровича Садохина, который разграничивает их. – 5 –
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически