Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Искусство Древнего Востока (Древний Египет) (220,00 руб.)

0   0
Первый авторРябцева Васелина Александровна
АвторыКемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц138
ID683255
АннотацияУчебное пособие направлено на формирование знаний об искусстве Древнего Египта, его художественных канонах и мировоззрении египтян.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного факультета КемГИК
Кому рекомендованоДля обучающихся по направлению подготовки 50.03.04 «Теория и история искусств», профиль «Искусствоведение», квалификация (степень) выпускника «бакалавр», преподавателей, аспирантов, студентов и всех интересующихся искусством Древнего Египта.
ISBN978-5-8154-0461-8
УДК7.03(075.8)
ББК85я73
Рябцева, В. А. Искусство Древнего Востока (Древний Египет) : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 50.03.04 "Теория и история искусств", профиль "Искусствоведение", квалификация (степень) выпускника "бакалавр" / КемГИК; В. А. Рябцева .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2018 .— 138 с. : ил. — Библиогр.: с. 122-131. — ISBN 978-5-8154-0461-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/683255 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Искусство_Древнего_Востока_(Древний_Египет).pdf
УДК 7.03(075.8) ББК 85я73 Р98 Утверждено на заседании кафедры культурологии КемГИК 24.04.2018 г., протокол № 4. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного факультета КемГИК 29.05.2018 г., протокол № 9. Рецензенты: Миненко Г. Н., доктор культурологии, профессор, профессор кафедры культурологии Кемеровского государственного института культуры, Горбатов А. М., доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры всеобщей истории и социально-политических наук Кемеровского государственного университета Рябцева, В. А. Р98 Искусство Древнего Востока (Древний Египет) [Текст]: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 50.03.04 «Теория и история искусств», профиль «Искусствоведение», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / авт.-сост.: В. А. Рябцева. – Кемерово: КемГИК, 2018. – 138 с. ISBN 978-5-8154-0461-8 Учебное пособие направлено на формирование знаний об искусстве Древнего Египта, его художественных канонах и мировоззрении египтян. Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 50.03.04 «Теория и история искусств», профиль «Искусствоведение», квалификация (степень) выпускника «бакалавр», преподавателей, аспирантов, студентов и всех интересующихся искусством Древнего Египта. УДК 7.03(075.8) ББК 85я73 ISBN 978-5-8154-0461-8 © Рябцева В. А., 2018 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2018 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Искусство государств Древнего Востока – важный этап в развитии человеческой культуры и мирового искусства. Памятники древневосточной цивилизации, многие из которых являются подлинными шедеврами строительного, изобразительного и прикладного искусства, имеют громадное значение для мировой культуры. Они поражали два тысячелетия назад древних античных авторов, продолжают удивлять и современного человека, заставляя его преклоняться перед гением древних восточных мастеров. Это искусство создало предпосылки к возникновению и расцвету античной цивилизации – фундамента всей современной европейской культуры. Художественная культура государств Древнего Востока, как и исторические особенности их развития, обусловленные определенным сходством природных условий, имеет целый ряд общих черт и закономерностей. Прежде всего это долгое сохранение пережитков первобытного сознания (первобытный тотемизм, фетишизм, магия), а также тесная связь с близкими по своему характеру культами и обрядами формирующихся космогонических религий, которые имели основополагающее значение в жизни данных обществ. Этим объясняется строгая подчиненность изобразительных принципов и архитектурной типологии определенным религиозным нормам, обращение к условно-символическим, канонизированным образам, сакральным по содержанию. Они сохраняют связь с реальным миром, но имеют более широкое значение, иррациональный смысл, не повторяют, а дают общее представление от увиденного. Замедленное развитие во времени, намеренное сохранение подчеркнутой традиционности воспринимается как своеобразный стержень, необходимый древнеегипетскому искусству. Такая незыблемая основа подобна неизменности в начертаниях знаков древней письменности. Это делает узнаваемым и неповторимым искусство Древнего Египта. Все, что было открыто в ранний период развития их государственности (это относится и к области искусства), оценивалось древними как дар богов, великая их мудрость, позволяющая сохранять связь между мирами: миром Земным и Небесным, миром живых и мертвых. Идеи прославления власти богов, силы верховного правителя, божественного по своему происхождению, мощи самого государства, одержи3
Стр.3
вающего победы над врагами, определили общую направленность древнеегипетского искусства, его масштабность, монументальность стиля. Древневосточное искусство стремится к вечности создаваемого, особой силе воздействия на человека произведений архитектуры, изобразительного искусства и достигает этого в лучших своих произведениях. Помимо общих черт и закономерностей в развитии, искусство древневосточных государств обладало и целым рядом специфических особенностей, объясняющихся самой историей данных обществ: истоками их религиозных культов и обрядов, природными материалами и технологиями, общественными и эстетическими представлениями. Все это находилось в русле мировоззренческих представлений данной конкретной территории и времени. Отсюда – удивительная неповторимость каждой из древневосточных художественных культур, локальная их окрашенность и своеобразие. Широкие культурно-исторические связи объединяли древневосточные государства в единую сложную систему. Древний мир всегда был миром контактов, а не изолированных друг от друга государств и территорий. Синхронистическое рассмотрение художественного материала позволяет увидеть всю значимость этой панорамы, оценить роль взаимосвязей и культурно-исторических влияний. Художественная культура Древнего Востока теснейшим образом связана с областью археологии, с историей археологических открытий и даже с областью лингвистики: недаром обе основные ветви востоковедения – египтология и ассириология – имеют своим началом дешифровку древнего письма (клинописи и иероглифики). Древним Востоком называют обычно Египет и страны, расположенные в долинах рек Евфрата и Тигра. Это название в наше время совершенно условно и употребляется только как пережиток периода римского владычества, когда и Египет, и Двуречье, входя в состав римской провинции (Восток), по отношению к Риму были действительно Востоком. Результаты раскопок и исследований XIX и XX вв. показали, что понятие «Древний Восток» в настоящее время приходится значительно расширить. Кроме Египта и Двуречья, этих «ведущих» стран древневосточных культур, кроме Палестины и Сиро-Финикии, как бы связывающих географически долину Нила с долиной Евфрата и Тигра, в рамки «Древ4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………..………… 3 Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ ЕГИПЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: РОЛЬ РЕЛИГИИ И МИФОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 1.1. Природные ресурсы Древнего Египта, способствовавшие возникновению и расцвету цивилизации………………………..…………. 7 1.2. Формирование государств Древнего Египта…………….………… 12 1.3. Особенности формирования древнеегипетского пантеона богов... 15 1.4. Религиозные убеждения древних египтян. Вера в загробную жизнь……………………………………………………………………… 24 Глава II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 2.1. Искусство Додинастического периода и Раннего царства…..…… 34 2.2. Искусство Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н. э.)…..…..… 41 2.3. Искусство Среднего царства (XXI–XVIII вв. до н. э.)……..….….. 70 2.4. Искусство Нового царства (XVI–XI вв. до н. э.)…………….…….. 79 Глава III. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИСКУССТВО 3.1. Принципы древнеегипетского изобразительного канона……....… 94 3.2. Религиозная реформа Эхнатона и искусство «стиля Амарны»….. 101 3.3. Особенности послереформенного древнеегипетского искусства.. 107 3.4. Искусство Позднего времени: Древний Египет под властью иноземных правителей……………………………….……………………… 113 Заключение……………………………………...………………………... 120 Список использованной литературы………………...………………….. 122 Терминологический словарь………………………………………….…. 132 Приложение…………………………………………………………….… 134 137
Стр.137

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ